logo
mini-spory_2

17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность

Внешнеторговая политика представляет собой комплекс правовых, эко­номических и организационных мер регулирования внешней торговли, как импорта, так и экспорта.

Осн цели: изменение степени и способа включения данной страны в МРТ, изменение объема экспорта и импорпта, изменение структуры внеш торговли, обеспечение страны необх рес-ми, изменение соотнош эксп и имп цен.

Направления: политика свободной торговли и протекционизм. 1. Означает, что гос-во воздерживается от непосредств воздействия на внеш торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Это приводит к положит политич последствиям, т.к. в этом случае страны становятся более взаимозавис-ми и снижается опасность враждебных действий по отнош др к др. Такая политика позволяет получить наиб выгоду от м/унар эк-го обмена в основном странам эк-ки более развитым, хотя в чистом виде она нигде не применялась. 2. Направлена на защиту отеч эк-ки от иностр конкуренции. Способствует развитию в стране определенных отраслей. В своей крайней форме принимает форму автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство кот-х в данной стране невозможно.

Инструменты торговой политики (тарифные и нетарифные)

I. Тамож тарифы – систематизированный перечень ставок тамож пошлин. Таможенная пошлина -это налог, которым облагается товар при пересечении границы.

Тамож пошлины:

1. направление движения товара (экспортные, имп и транзитные);

2. Способ установления (адвалорные -% от цены товара, специфические –в абсолю выражении от единицы измерения, комбинированные);

3. ставка пошлины (максимальные, договорные, преференциальные (ниже договорных)); 4.направление действия пошлин (преференциальные (ниже минимального для создания благоприятных условий для торговли к-либо товаром или с к-либо страной), дискриминационные: ответные (для воздействия наи партнера с целью сокращения применяемых им ограничений), компенсационные (выравнивание условий торговли), антидемпинговые (выравнивание цен));

5. Экономический хар-р (фискальные – приток доходов в казну, протекционистские – защита нац продукции, экспансионистские – способствуют демпингу и экспорту капитала).

Принцип тарифной эскалации: повышение уровня тамож обложения в зависимости от степени обработки изделия.

Значение тарифных ограничений как одного из способов защиты внут­реннего рынка снижается:

1) эффективность тарифов ниже, чем нетарифных ограничений;

2) введение тарифов одной стороной международной торговли приво­дит к аналогичным мерам контрагента;

3) ставки тарифов часто регламентируются международными соглаше­ниями.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4