26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.
Валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере межд. валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей эк. политики: обеспечить устойчивость эк. роста, сдержать рост безработицы и инфляции, способствовать обеспечению положительного сальдо платежного баланса и оптимального уровня курса рубля.
Конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством -совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями - двухсторонними и многосторонними - между государствами по валютным проблемам.
Валютная политика в России менялась за последние пятнадцать лет неоднократно и прошла ряд этапов (основным критерием построения периодизации валютной политики - режим курса национальной валюты):
1) период множественности обменных курсов рубля: ноябрь 1989 г. - середина 1992 г. Существовала сильно дифференцированная система валютных коэффициентов для отдельных внешнеторговых операций;
2) период свободного плавания валютного курса: весна 1992 г. — весна 1994 г. Валютный курс определялся только рынком без существенного вмешательства Банка России;
3) период регулируемого плавания валютного курса: весна 1994 г. — июль 1995 г. Курс определялся действиями Банка России на валютном рынке;
4) валютный коридор; июль 1995 г. — август 1998 г. Устанавливались границы колебаний курса рубля, за которые курс не мог выходить. В августе 1998 года произошел валютный кризис, и валютный коридор был отменен. Причина валютного кризиса — завышенный курс рубля, импорт был очень выгоден и подавлял отечественное производство;
5) период регулируемого плавания валютного курса: август 1998 г. :— по настоящее время. Фактически Банк России полностью контролирует ситуацию на валютном рынке, определяет курсовую политику. Это возможно еще и потому, что золотовалютные резервы Банка России сейчас составляют примерно 60 млрд. долларов.
Валютная политика реализуется посредством механизма валютного регулирования- регламентация государством межд. расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.
Инструменты регулирования валютного курса — это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.
Инструменты регулирования валютного курса можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты.
К административным инструментам валютного регулирования в России - обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортерами, сейчас эта продажа отменена, а также целый ряд законодательно закрепленных валютных ограничений.
Валютное регулирование может осуществляться и путем введения ряда ограничений на проведение валютных операций. Валютные ограничения могут быть по текущим операциям и по операциям, связанным с движением капитала. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нерезидентам страны. Важнейшим валютным ограничением является установление Центральным банком РФ лимитов открытой валютной позиции для уполномочениых коммерческих банков. Открытая валютная позиция представляет собой несовпадение между имеющимися у коммерческого банка активами (валютой) и обязательствами (долгами банка) в иностранной валюте. С помощью этих лимитов Банк России может регулировать операции уполномоченных банков на валютном рынке.
К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам регулирования валютного курса относим инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.
Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину спроса и предложения на инвалюту на валютном рынке, курс национальной валюты.
К инструментам прямого валютного регулирования мы относим валютные интервенции и дисконтную политику.
Целью валютной интервенции является, как правило, поддержание курса национальной валюты. Банк России, когда спрос на доллары превышает предложение, может продать часть долларов из своего запаса на валютном рынке, чтобы удержать курс рубля от падения. Валютные интервенции не только оказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны. Покупая доллары за рубли, Банк России увеличивает рублевую денежную массу в обращении и наоборот.
Важным инструментом прямого валютного регулирования является также дисконтная политика. Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок. В развитых странах более высокая процентная ставка привлекает капиталы из-за рубежа, увеличивает предложение иностранной валюты на национальном валютном рынке, укрепляет курс национальной валюты. В России, несмотря на высокие процентные ставки, иностранцы все-таки не спешат вкладывать свои капиталы. Причина — большая инфляция в России (около 10—15 % в год, а за рубежом до 10 %) и относительно высокие риски таких вложений.
Наряду с инструментами прямого регулирования используются и косвенные инструменты валютного регулирования. Косвенные инструменты в отличие от инструментов прямого регулирования валютного курса позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютный курс. Инструменты косвенного регулирования оказывают влияние на изменения денежной массы, уровня инфляции, процентной ставки, а через них уже на потоки спроса и предложения на валюту и валютный курс.
Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:
1) уровень частных предприятий, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают большими валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
2) государственный уровень (Министерство финансов, Централь-ный банк, органы валютного контроля);
3) межгосударственный уровень.
Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую.
Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мир. валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота
Формы валютной политики. Применяются следующие основные ее формы: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация
Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на межд. движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса, с другой
Девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т. е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Ее характерные черты — относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золото-валютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям «своп».
Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить межд. расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для межд. расчетов.
Двойной валютный рынок - форма валютной политики, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов; Сущность его заключается в делении валютного рынка на две части: по коммерческим операциям и услугам применяется официальный валютный курс; по фин. (движение капиталов, кредитов и др.) - рыночный. Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса.
Девальвация и ревальвация - традиционные методы валютной политики. Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или межд. валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация - повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или межд. счетным валютным единицам, ранее и к золоту. Девальвация способствует росту цен и снижению жизненного уровня трудящихся, а ревальвация - увеличению безработицы в отраслях, которые не выдерживают конкуренции с дешевыми ин. товарами.
В качестве одной из форм валютной политики периодически используются валютные ограничения - законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям. В России органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.
Валютные ограничения предусматривают: 1) регулирование межд. платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг, 2) запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; 3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.
Процесс валютного регулирования предполагает поиск наиболее оптимальных альтернатив. Для этого целесообразно ориентироваться на определенную систему приоритетов. Понятие «приоритет» предполагает не только первенство во времени осуществлении какой-либо деятельности, но и выбор оптимального варианта на основе имеющихся альтернатив.
Во-первых, валютная политика является частью макроэкономической политики, поэтому ее цель производна от общей цели макроэкономической политики. Достижение устойчивых темпов экономического роста — вот наша основная цель и главный приоритет. Эта проблема сейчас наиболее актуальна. В частности, Президентом России была поставлена задача о необходимости повышения темпов экономического роста.
Второй приоритет валютного регулирования — это построение такой валютной системы, которая бы способствовала обеспечению положительного сальдо платежного баланса, устойчивого внешнего равновесия всей экономической системы.
Третий приоритет валютного регулирования — это необходимость разработки такой курсовой политики, которая, с одной стороны, обеспечила бы конкурентоспособность национальной экономики, с другой стороны — сдерживала инфляцию спроса.
Четвертый приоритет валютного регулирования — это необходимость достижения максимального уровня золотовалютного резерва (ЗВР), который бы позволил обеспечить выполнение задач в сфере как курсовое, так и долговой политики.
Пятый приоритет валютного регулирования — это необходимость установления экономически обоснованных параметров роста денежной массы, которые в настоящее время определяются валютной политикой.
Шестой приоритет валютного регулирования — необходимость снижения валютного бремени государства для обеспечения его долго-срочной финансовой безопасности.
Седьмой приоритет валютного регулирования — уменьшение утечки капиталов, превращение нефтедолларового потока в инвестиционный.
Доя реализации системы приоритетов используется комбинация инструментов валютного регулирования.
Валютный контроль.
В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
1. Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешения;
2. Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
3. Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
Основным видом валютных операций на валютном рынке являются экспортно-импортные операции.
Контроль экспортно-импортных операций осуществляется на основании инструкции Центрального банка РФ от 13 октября 1999 г. «О по рядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и инструкции Центрального банка РФ от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».
Порядок осуществления валютного контроля при экспортных операциях состоит в следующем.
Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (ПС), который оформляется экспортером в уполномоченном банке и содержит все необходимые сведения о внешнеэкономической сделке. Паспорт сделки оформляется по каждому заключенному экспортером контракту в двух экземплярах. Для этого экспортер представляет в банк оригинал или заверенную копию контракта.
После подписания паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие данных паспорта сделки условиям контракта и отражение в полном объеме и в установленные сроки экспортной выручки на транзитном валютном счете.
Банк проверяет представленные документы с точки зрения законности предусмотренных контрактом валютных операций, наличия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на транзитный счет и другие обстоятельства.
При поступлении на транзитный валютный счет экспортера валютной выручки в банке происходит сопоставление сверка предполагаемой валютной выручки и фактически поступившей.
Значительная доля злоупотреблений, связанных с неполным поступлением экспортной выручки, объясняется недостатками в системе оценки количества, качества и цены экспортных товаров. Нередко российские экспортеры умышленно или по незнанию конъюнктуры рынка занижают цены на экспортируемые товары, продают их по демпинговым ценам. В результате Россия недополучает огромном количестве иностранной валюты.
Все участники внешнеэкономической деятельности независимо от их организационно-правовых форм обязаны представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. В подтверждение проведенной экспертизы они получают соответствующие сертификаты, которые являются обязательными товаросопроводительными документами экспортируемых товаров.
Порядок осуществления валютного контроля за импортными операциями во многом схож с контролем за экспортной валютной выручкой, хотя имеются и определенные особенности.
Каждый импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте. В случае недоставки товара он должен обеспечить возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.
Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета импортера и только банком импортера и (или) банком-корреспондентом, действующим по его поручению.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мировая экономика как особая область научного знания. Основные концептуальные схемы мировой экономики.
- Либирально-гуманоцентрическая
- Экологоцентрическая
- 2. Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного.
- 3.Государственное регулирование внешней торговли России.
- 4. Субъекты мэ.
- 5. Интеграционные процессы в мировой экономике: определение, факторы, формы, этапы.
- Международная торговля ис.
- 7.Принципы классификации и общая характеристика страновой структуры мировой экономики.
- 8. Конкуренция между субъектами мировой экономики: сущность, содержание, значение.
- 9. Международный маркетинг: содержание, особенности организации.
- 10. Сша в современной мировой экономике. Роль сша
- 11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.
- 12. Международные лицензии и их виды. Франчайзинг.
- 13. Экономика стран Западной Европы: общее и особенное, роль в мировой экономики и ес.
- 14.Современные теории мт
- 15. Внешнеторговый контракт: содержание, порядок организации и исполнения
- 16. Япония в мировой экономике.
- 17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность
- II. Нетарифные барьеры
- 18. Роль вто в упорядочении и либерализации международной торговли.
- 19. Китай в мировой экономике. Причины устойчиво высоких темпов развития.
- 20. Международное разделение труда – объективная основа формирования и развития субъектов мировой экономики
- 21. Организация и управления внешнеэкономическим комплексом России
- 2. Органы исполн власти:
- 1)Центр.Аппарат;2)регион.Тамож.Управние3)таможни;4)тамож.Посты
- 2.2 Управл-е вэд в регионах России
- 3. Негосударств. Орг-и.
- 22. Россия в мировой экономике: состояние и проблемы эффективного взаимодействия.
- Повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
- 23. Валютные операции субъектов экономических отношений
- 24. Система внешнеторговых документов фирмы: виды, порядок оформления.
- 25.Экономика стран Латинской Америки: общее и особенное
- 26. Национальная валютная политика: содержание, методы осуществления. Валютное регулирование и контроль.
- 27. Международный обмен знаниями: необходимость, содержание. Формы обмена: технологическая, научная, образовательная, информационная
- 28. Индия в мировой экономике.
- 29. Роль мвф
- 30. Таможенное регулирование: необходимость, формы , методы
- 31. Мировое производство и внешняя природная среда.
- 32. Пб нац. Экономики: функции, структура, значение.
- 33. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: принципы организации и управления.
- 34. Мировой финансово-производственный
- 35. Международная миграция работников в современной мировой экономике.
- 36. Международные маркетинговые исследования в системе управления современной корпорацией.
- 37. Основные тенденции развития современной мировой экон.
- 38. Сэз и их роль в мировой экономике.
- Сэз «Находка»
- 39. Международная реклама в политике продвижения товара на международные рынки.
- Информационно-производственный потенциал мировой экономики.
- 41. Межд. Экономических отношений: определение, состав, логика развития.
- 42. Международный лизинг: виды, особенности организации.
- 43. Общее и особенное в развитии экономик Сингапура и респ. Корея.
- 44. Экономика международного туризма: содержание и проблемы развития.
- 45. Особенности меж торговли сырьевыми и энергетическими ресурсами.
- 46. Народонасел-е. И мировя экономика
- Проб-ма темпов роста мир. Нас-я
- 47.Международное движение капитал
- 48. Внешнеторговые переговоры: необходимость, организация, результаты
- 49.Мировое производство продовольствия: проблемы его достаточности и справедливого распределения
- 50. Мировая валютная система (мвс): определение, состав, логика развития
- 51. Международные расчетны: принципы организации, формы и методы проведения
- 1. Документарный аккредитив
- 2. Инкассовая форма расчетов
- 52. Научно-технический прогресс в современной мировой экономике
- 53. Роль оон в формировании равноправного международного эк порядка
- 54. Исполнение межд. Контракта купли – продажи. Оппортунистическое поведение партнера и его преодоление.
- 55. Неравномерность развития субъектов мировой экономики: причины, пределы, последствия
- 56. Международный кредит: необходимость, функции, формы, принципы организации
- 57. Виды и механизм организации посреднических торговых операций
- 58. Формирование единого геоэкономического
- 59. Современный мировой фондовый рынок
- 60. Особенности организации и управления транснациональной корпорацией