logo
полные ответы к госам по мировой экономике

22. Конъюнктура мирового товарного рынка: понятие и методы оценки

Конъюнктура рынка – конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент. Можно также рассматривать конъюнктуру как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы производства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру (характеризует состояние мирового хозяйства на данный момент) и конъюнктуру мировых товарных рынков - изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров. Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Конъюнктура рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов (конъюнкутурообразующие) – экономических, научно-технических, политических, социальных и др.

На развитие конъектуры влияют факторы:

1. циклический характер развития экономики. Необходимо установить фазы цикла, которые проходит отрасль или рынок в данный период. При этом значительный интерес представляют такие элементы как спрос, капиталовложения, производство, кредитно-финансовые отношения. К циклическим факторам можно отнести сезонность производства и потребления.

2. нециклические факторы. Они подразделяются на постоянно действующие и не постоянно действующие. К постоянно действующим факторам относятся: НТП, концентрация производства и капитала, государственно-монополистический капитализм, милитаризация экономики, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров. К непостоянным нециклическим факторам относятся: (забастовки, бойкоты и т.д., стихийные бедствия (наводнения, ураганы, засухи, землетрясения и т. п.), спекулятивные факторы, международные и внутренние политические кризисы, чрезвычайная обстановка, и т.п.

К факторам формирующим рыночную конъюнктуру относятся спрос, предложение и цена, а также экономические, технические, естественно-биологичекие процессы и явления, которые также существенно влияют на ее развитие. К экономическим факторам относятся: конкуренция, инфляция, концентрация и специализация производства и др., к техническим – НТП, обеспеченность производственными мощностями отрасли и др.

Конъюнктурный обзор товарного рынка включает в себя 3 этапа: сбор информации анализ состояния рынка и прогноз его развития.

Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации, который бы содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из разных источников, — общий, коммерческий, специальный.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или дан­ного производства. Источниками ее получения являются дан­ные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация — это данные, получаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатывае­мой продукции, а также и от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организа­ций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в опто­вых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предло­жения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Специальная информация включает данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, Которые нельзя получить другим путем. Поэтому ей следует уделять особое внимание.

Результатом анализа конъюнктуры мирового товарного рынка являются:

  1. оценка конъюнктуры данного рынка, а также конъюнктуры рынков отдельных стран, экспортирующих или импортирующих данный товар;

  2. оценка состояния отрасли, производящей интересующий нас товар в странах, имеющих наибольшее значение для рынка данного товара:

  1. оценка состояния фирменной структуры рынка;

  2. оценка движения и особенности формирования цен на этом рынке.

В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования.

Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения этих закономерностей на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большей степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе.

Экспертные оценки основываются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Эти методы являются наиболее часто применяемыми и во многих случаях основополагающими при разработке экономических прогнозов. Весьма распространены коллективные экспертные оценки (метод «мозговых атак» или мозгового штурма).

Экономико-математическое моделирование. Применение этого метода дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать количественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов.

Анализ спроса. При анализе и оценке спроса на исследуемый товар первостепенное значение имеет выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности населения, требований покупателя к товару, факторов предпочтения при выборе товаров покупателем, а также перспектив изменения потребностей в товаре, выраженных не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла товара.

Анализ предложения. При проведении анализа предложения товара на рынке важное значение имеют: количественная оценка предложения конкретного товара; структура предложения; степень обновления ассортимента, значение новых товаров, технико-экономические характеристики новых и перспективных товаров; уровень цен на товары различных моделей и модификаций; доля фирм.

«Кабинетные» исследования, в которых применяются методы экономического анализа в сочетании с элементами эконометрики и математической статистики, и проводятся они на основе компьютерной техники.

Изучение рынка на месте является наиболее сложным и дорогим, но самым эффективным методом изучения рынка. К нему прибегают лишь крупные фирмы.

Метод пробных продаж используется в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке, и фирма не имеет времени для его всестороннего изучения, а также при реализации новых и редких для изучаемого рынка товаров.

Поддержание личных деловых контактов с представителями иностранных фирм имеет важное значение для изучения рынков. Эти контакты устанавливаются и поддерживаются как путем взаимных посещений фирм, так и во время встреч деловых людей на международных ярмарках, выставках, международных аукционах, товарных биржах и т.п.