22. Конъюнктура мирового товарного рынка: понятие и методы оценки
Конъюнктура рынка – конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент. Можно также рассматривать конъюнктуру как совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы производства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру (характеризует состояние мирового хозяйства на данный момент) и конъюнктуру мировых товарных рынков - изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров. Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.
Конъюнктура рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов (конъюнкутурообразующие) – экономических, научно-технических, политических, социальных и др.
На развитие конъектуры влияют факторы:
1. циклический характер развития экономики. Необходимо установить фазы цикла, которые проходит отрасль или рынок в данный период. При этом значительный интерес представляют такие элементы как спрос, капиталовложения, производство, кредитно-финансовые отношения. К циклическим факторам можно отнести сезонность производства и потребления.
2. нециклические факторы. Они подразделяются на постоянно действующие и не постоянно действующие. К постоянно действующим факторам относятся: НТП, концентрация производства и капитала, государственно-монополистический капитализм, милитаризация экономики, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров. К непостоянным нециклическим факторам относятся: (забастовки, бойкоты и т.д., стихийные бедствия (наводнения, ураганы, засухи, землетрясения и т. п.), спекулятивные факторы, международные и внутренние политические кризисы, чрезвычайная обстановка, и т.п.
К факторам формирующим рыночную конъюнктуру относятся спрос, предложение и цена, а также экономические, технические, естественно-биологичекие процессы и явления, которые также существенно влияют на ее развитие. К экономическим факторам относятся: конкуренция, инфляция, концентрация и специализация производства и др., к техническим – НТП, обеспеченность производственными мощностями отрасли и др.
Конъюнктурный обзор товарного рынка включает в себя 3 этапа: сбор информации анализ состояния рынка и прогноз его развития.
Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации, который бы содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из разных источников, — общий, коммерческий, специальный.
Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.
Коммерческая информация — это данные, получаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции, а также и от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).
Специальная информация включает данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, Которые нельзя получить другим путем. Поэтому ей следует уделять особое внимание.
Результатом анализа конъюнктуры мирового товарного рынка являются:
оценка конъюнктуры данного рынка, а также конъюнктуры рынков отдельных стран, экспортирующих или импортирующих данный товар;
оценка состояния отрасли, производящей интересующий нас товар в странах, имеющих наибольшее значение для рынка данного товара:
оценка состояния фирменной структуры рынка;
оценка движения и особенности формирования цен на этом рынке.
В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования.
Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения этих закономерностей на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большей степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе.
Экспертные оценки основываются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Эти методы являются наиболее часто применяемыми и во многих случаях основополагающими при разработке экономических прогнозов. Весьма распространены коллективные экспертные оценки (метод «мозговых атак» или мозгового штурма).
Экономико-математическое моделирование. Применение этого метода дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать количественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов.
Анализ спроса. При анализе и оценке спроса на исследуемый товар первостепенное значение имеет выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности населения, требований покупателя к товару, факторов предпочтения при выборе товаров покупателем, а также перспектив изменения потребностей в товаре, выраженных не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла товара.
Анализ предложения. При проведении анализа предложения товара на рынке важное значение имеют: количественная оценка предложения конкретного товара; структура предложения; степень обновления ассортимента, значение новых товаров, технико-экономические характеристики новых и перспективных товаров; уровень цен на товары различных моделей и модификаций; доля фирм.
«Кабинетные» исследования, в которых применяются методы экономического анализа в сочетании с элементами эконометрики и математической статистики, и проводятся они на основе компьютерной техники.
Изучение рынка на месте является наиболее сложным и дорогим, но самым эффективным методом изучения рынка. К нему прибегают лишь крупные фирмы.
Метод пробных продаж используется в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке, и фирма не имеет времени для его всестороннего изучения, а также при реализации новых и редких для изучаемого рынка товаров.
Поддержание личных деловых контактов с представителями иностранных фирм имеет важное значение для изучения рынков. Эти контакты устанавливаются и поддерживаются как путем взаимных посещений фирм, так и во время встреч деловых людей на международных ярмарках, выставках, международных аукционах, товарных биржах и т.п.
- Проблемы и перспективы России в вто
- 2. Международный рынок технологий. Особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности
- Факторные теории международной торговли (Хекшер – Олин, парадокс Леонтьева).
- 4. Сущность и основные формы международной экономической интеграции
- 1. Преференциальные торговые соглашения
- 5. Основные направления валютного контроля экспортно-импортных операций в России
- 6. Сущность и структура еврорынка капиталов.
- 7. Общая характеристика тэк в мировом хозяйстве
- 8. Тенденции изменения отраслевой структуры мирового хозяйства
- 9. Транснационализация мировой экономики: понятие сущность и содержание.
- 10. Особенности экономического развития кнр
- 11. Внешнеэкономические связи России со странами Северо-Восточной Азии
- 12. Понятие, структура и принципы составления платежного баланса страны
- 13. Классические теории международной торговли (а. Смит, д. Рикардо)
- Теория относительных преимуществ д. Рикардо
- 14. Оценка состояния и тенденции развития внешнеэкономической деятельности в Приморском крае.
- 15. Особенности североамериканской модели интеграции (нафта).
- 16. Международное движение капитала: понятие, формы и основные последствия
- 17. Участие России в международных экономических организациях
- 18. Международная миграция трудовых ресурсов и ее влияние на мировую экономику
- 19. Общая характеристика таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 20. Валютный курс: определение и факторы на него влияющие
- 21. Структура и динамика внешней торговли рф
- 22. Конъюнктура мирового товарного рынка: понятие и методы оценки
- 23. Система нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 3. Финансовые методы торговой политики.
- 4. Неэкономические методы регулирования.
- 24. Сравнительная характеристика развитых и развивающихся стран
- 25. Сущность и основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 26. Альтернативные теории международной торговли (Вернон, Кругман, Ланкастер, Портер)
- 27. Современное положение и классификация развивающихся стран
- 28. Географическая и товарная структура международной торговли на современном этапе.
- 29. Виды внешнеэкономической деятельности и тенденции их развития
- 30. Позитивные и негативные факторы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
- 31. Понятие и структура международного рынка услуг. Особенности международной торговли услугами
- 32. Международные экономические организации: понятие, классификация и основные функции
- 33. Международная торговля и типы экономического роста
- 34. Мировой рынок капитала: сущность, структура и основные участники
- 35. Основные признаки и показатели открытой экономики
- 36. Международное экономическое сотрудничество: формы и содержание
- 37. Эволюция мировой валютной системы и современные проблемы ее функционирования
- 38. Цели создания и особенности функционирования свободных экономических зон
- 39. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики: проблемы и тенденции использования.
- 40. Новые индустриальные страны в мировой экономике
- 41. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства, виды и основные типы
- 42. Особенности развития интеграционных процессов в странах снг
- 43. Основные показатели развития мирового хозяйства
- 44. Структура и динамика экономики сша
- 45. Особенности интеграционных процессов в Восточной Азии
- 46. Организационная структура государственного регулирования вэд в России: общая характеристика
- 47. Тенденции и перспективы функционирования Европейской валютной системы
- 48. Этапы формирования и особенности функционирования вто/гатт в современном мировом хозяйстве
- 49. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике: позитивные и негативные последствия
- 50. Основные подходы к классификации стран в мировой экономике
- 51. Основные этапы и направления реформирования вэд в России
- 52. Тнк в мировой экономике: основные сферы деятельности и направления развития
- 53. Этапы формирования и развития Европейского Союза (ес)
- 54. Роль и место Дальнего Востока в реализации внешнеэкономической стратегии России
- 56. Современные финансовые и экономические кризисы в мировой экономике.
- 57. Экономическая интеграция на принципах открытого регионализма (на примере атэс).