logo
полные ответы к госам по мировой экономике

26. Альтернативные теории международной торговли (Вернон, Кругман, Ланкастер, Портер)

Теория цикла жизни продукта Р. Вернона

Суть его концепции состоит в том, что новый продукт проходит цикл, который состоит из четырех стадий – внедрения, роста, зрелости и упадка. Страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости.

Внедрение: происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны, цены на новый продукт высокие, спрос небольшой, главным образом, со стороны лиц с высокими доходами. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения, то есть там где он был изобретен. Производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок, то есть первая стадия жизненного цикла не приводит к международной торговле.

Рост: спрос на продукт увеличивается, его выпуск становится серийным, издержки и соответственно цены снижаются, растет конкуренция между производителями и расширяется экспорт из страны нововведения. Производство требуют значительных инвестиций, что повышает капиталоемкость данного товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он удовлетворяется за счет экспорта, но затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии. Таким образом, его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны.

Зрелость: спрос на внутреннем рынке страны уже насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила. В конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами и постепенно превращается в импортера этой продукции.

Упадок: продукция стареет, так как появляются новые, более эффективные продукты для удовлетворения тех же потребностей. Несмотря на снижение цен, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, страна нововведения становится чистым импортером, а страны-имитаторы – чистыми экспортерами.

Теория эффекта масштаба

П. Крюгман и К. Ланкастер в 80-х годах XX столетия дополнили и развили теорию, получившую название теория эффекта масштаба. Суть этого эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, то есть возникает экономия, обусловленная массовым производством. По мере возрастания масштабов производства себестоимость единицы товара снижается. Это происходит в силу нескольких причин:

Таким образом, теория эффекта масштаба – это такая теория международной торговли, согласно которой страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства выигрывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска продукции).

Но и теория эффекта масштаба производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли. К тому же реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами.

Теория конкурентных преимуществ М. Портера

По его мнению, на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, поэтому он предлагает поставить в центр своей модели компанию, функционирующую в относительно сложных отраслях экономики. Многообразие причин и обстоятельств формируют национальную среду, способствующую созданию конкурентных преимуществ. М. Портер обобщил их в четыре комплексных свойства, названных им детерминантами конкурентного преимущества страны, которые образуют так называемый «конкурентный ромб». Детерминанты конкурентного преимущества – это характеристики наиболее значимых источников конкурентных преимуществ компаний обрабатывающих отраслей промышленности. «Конкурентный ромб» включает систему следующих групп показателей: параметры факторов или факторные условия - трудовые и природные ресурсы, финансовые и научно - информационные ресурсы, инфраструктура. М. Портер отмечает, что в данном случае важен не столько запас факторов на данный момент, сколько их качество и скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей. Параметры спроса или условия спроса. Спрос характеризуется тремя важными чертами: структурой спроса, включающей разбивку покупателей на основании мотивов приобретения конкурентного товара, а также исходя из демографических, социальных или иных признаков; величиной и характером роста спроса, определяемыми емкостью внутреннего рынка, количеством независимых покупателей, скоростью, с которой растет спрос на внутреннем рынке; интернационализацией спроса механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки. Состояние родственных и поддерживающих отраслей - Наличие в стране высокоразвитых конкурентоспособных отраслей-поставщиков, обеспечивающих быстрый доступ к необходимым ресурсам, и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию, создает целый ряд преимуществ для производителей готовой продукции. Состояние конкуренции в отрасли и стратегию фирм. В последнее время этой детерминанте придается особое значение ввиду одной отмеченной М. Портером особенности: конкурентоспособными бывают обычно не отдельные отрасли, а «группы» или «кластеры» отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали. Успех каждой из фирм зависит и от того, насколько успешна разработанная ими конкурентная стратегия. По мнению М. Портера, при выборе стратегии следует принимать во внимание состояние конкуренции в данной отрасли, на которое оказывают влияние 5 основных сил: угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров-заменителей, способность поставщиков сырья оказывать давление на покупателей их продукции, способность покупателей воздействовать на производителей продукции и соперничество уже имеющихся конкурентов в данной отрасли между собой.

Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую фирма занимает в своей отрасли.

Кроме рассмотренных выше, в общую систему параметров, определяющих конкурентные преимущества, М. Портер включает роль случайных событий и роль государства, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. Случай – это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства, к ним относятся: изобретательство, крупные технологические достижения, резкие изменения цен на природные ресурсы, значительное колебание курса валют, резкое повышение мирового или внутреннего спроса, войны и политические решения зарубежных правительств. Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияние на все четыре детерминанта:

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый «конкурентный ромб») имеют наиболее благоприятный характер.

Таким образом, согласно теории М. Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке – это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянное обновление технологии. Поэтому, для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые.

Теория конкурентных преимуществ М. Портера в настоящее время наиболее полно отражает все важнейшие параметры национальных экономик, определяющих в своей совокупности конкурентные преимущества той или иной страны.