logo
полные ответы к госам по мировой экономике

31. Понятие и структура международного рынка услуг. Особенности международной торговли услугами

Международный рынок услуг - особая сфера международного товарного обмена, характеризующаяся устойчивыми, систематическими операциями по купле-продаже услуг производственного и потребительского назначения. В настоящее время на обмен услугами приходится почти 1/3 мировой торговли. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе.

В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг: потребительские (рестораны, гостиницы); социальные (образование, медицинское обслуживание и др.);производственные (жилищно-коммунальные, консультативные финансово-кредитные); распределительные (торговые, транспортные, посреднические).

По квалификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:

Деловые услуги. Услуги связи. Инжиниринговые и строительные услуги. Дистрибьюторские услуги.

Общеобразовательные услуги.Услуги по защите окружающей среды.Финансовые услуги (в том числе страховые).Охрана здоровья и социальные услуги.Туризм и путешествия. Услуги досуга, культуры и спорта. Транспортные услуги. Прочие услуги (например, бытовые).

Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:1) фрахт;2) остальные транспортные услуги;3) туризм; 4) прочие услуги. На основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот (транспорт, связь, строительство, страхование, финансовые услуги и т.д.). Неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте.(коммунальные услуги)

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие (благ.). Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг.

К наиболее динамичным подотраслям сферы услуг относится комплекс деловых услуг (консультационный бизнес, маркетинг, реклама, обслуживание ПК), а также связь транспорт, торговля, бытовое обслуживание населения и др.

За последние годы снизилась доля транспорта в мировом экспорте. В то же время повышается доля туризма и таких современных видов услуг, как обмен технологиями, знаниями, опытом, информацией. Они являются наиболее динамичными во всем экспорте услуг.

Особенности торговли услугами

  1. регулируются не на границе, а внутри страны;

  2. не подлежат хранению и накоплению;

  3. производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту;

  4. международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие;

  5. не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом международной торговли (неторгуемые).

6).международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капиталов и перемещением рабочей силы, которые вообще невозможны без банковских, информационных, транспортных и других услуг.

Основными сделками на международном рынке услуг являются:

  1. 2/3 приходится на международный туризм (рекреационный и культурный - 70 % научный, деловой) и транспортные услуги. 3-ое и 4-ое места: 3) кредитно-денежные и страховые операции и 4) услуги в области научно-технических знаний.

По географической структуре: более 70% экспорта услуг приходится на развитые страны, причем 5 первых занимают 50 %. Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на Предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока - 3,5 и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг имеет Россия, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Доля России на международном рынке услуг около 1%, по доле в мировой торговле услугами Россия занимает 24-25 место. Причина: неразвитая и малоэффективная структура данного сектора, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. Однако в сфере экспорта некоторых услуг Россия может иметь конкурентное преимущество - в экспорте образовательных услуг, услуг в сфере космоса (связь, эксплуатация объектов).