logo
полные ответы к госам по мировой экономике

51. Основные этапы и направления реформирования вэд в России

Можно выделить пять этапов развития управления внешнеэкономической деятельностью в России:

I — до 1918 г. — дореволюционный. Внешняя и внутренняя политика государства на рубеже XIX-XX вв. определялась потребностями капиталистических монополий, запросами финансовых кругов. Россия поддерживала торговые отношения с 28 странами: 16 – на основе режима наибольшего благоприятствования, 5 – на основе конвенционного тарифа (договорной тариф в соответствии с международными соглашениями, содержит более льготные ставки.); С 7 - договоры на двусторонней основе. В целом Россия во внешней торговле придерживалась чрезмерного протекционизма, который задерживал развитие рынка для сельского хозяйства. В 1912 году Россия занимала в мировом товарообороте 7 место. Россия ввозила товары с огромными наценками и уплатой высоких ввозных таможенных пошлин.

II — 1918—1986 гг. — советский. Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды ВЭД была закреплена в 1918 г. декретом "О национализации внешней торговли". Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Гос. монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР.

III— 1986—1991 гг. — перестроечный. К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли : отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота и т.д. Это явилось результатом прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами. К концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. Была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия при СССР по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. Юрлица получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. и создавать предприятия на территории зарубежных стран. Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности все больше делегировались от центральных органов на места. Была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:• регистрация участников внешнеэкономических связей;• декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;• порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;• оперативное регулирование внешнеэкономических связей. Массовое стремление многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок привело к неорганизованному экспорту из страны ряда товаров, Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и около 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины. Реформы в области внешнеэкономических связей начатые в 1986 г., привели к формальной отмене государственной монополии внешней торговли (в 1988 г.), тем не менее выход на внешний рынок находился под мощным бюрократическим контролем, валютные поступления были обложены высокими налогами. Советский рубль оставался неконвертируемой валютой.

IV — с 1991 —1999 гг. — период активного реформирования. Наиболее существенные изменения начались с указа президента 1991 г. “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» - право на осуществление ВЭД, в том числе и посреднической, было предоставлено всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям; была введена система квотирования и лицензирования для внешнеторговых операций; всем рос. Юр. и физ. лицам разрешалось без ограничений открывать валютные счета в банках, уполномоченных на ведение валютных операций на территории России; для экспортеров была установлена обязательная продажа 50 % валютной выручки. Сложившаяся система государственного регулирования в соответствии с мировой практикой включала в себя меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта. Экспортные поставки регулировались системой квот и лицензий. Квоты устанавливало Министерство экономики РФ и на их основе выдавались лицензии для экспорта продукции. Кроме того использовалась система экспортных пошлин, редко применяемая в мировой практике. С помощью этих пошлин часть дохода экспортеров изымалась в пользу государственного бюджета. Импорт регулировался системой лицензий и импортным тарифом. Импортный тариф РФ был введен Указом Президента РФ в середине 1992 г. в целях увеличения доходов государственного бюджета от ВЭД и создания более благоприятных условий для развития отдельных видов производства с высокой степенью обработки. С 1994 по 1996 г. были отменены система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг, льготы в сфере ВЭД и количественные ограничения экспорта и импорта товаров; отменены все экспортные пошлины; обязательная экспертиза количества, качества и цены поставляемых товаров, а также регистрации экспортных контрактов. Контроль за экспортом сохранен только в сфере возврата валюты по внешнеторговым операциям. 21 ноября 1995 г. вышел Указ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» — усиление учета и контроля за импортными операциями российских участников ВЭД, введены паспорта импортных сделок, оформляемые через уполномоченные банки. В 1999 г. новым шагом в борьбе с утечкой капиталов из России стала обязанность вносить на счет в уполномоченный банк рублевого эквивалента перечисленной за рубеж валюты за импорт. После либерализации внешней торговли экономика страны в значительной мере приобрела открытый характер, что является необходимым условием постепенного повышения ее конкурентоспособности. Однако при этом еще не заработали принятые во всем мире механизмы защиты внутреннего рынка от недобросовестной зарубежной конкуренции.

V — с 2000 г. — современный этап развития и реформирования сферы ВЭД. Завершено формирование внешнеэкономического механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки, использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка и формирование условий для развития и совершенствования экономического механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем все еще плохо отработан механизм государственной поддержки экспорта - экспортных кредитов, гарантий, страхования рисков, поощрения российских инвестиций за рубежом.

В целом в структуру экспорта входит около четырех тысяч различных видов отечественной продукции. Однако перечень товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, в которые входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

Был принят ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД» 8 декабря 2003 г. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

В 2010 году вступил в действие договор о формирование ЕЭП между Беларусью, Казахстаном, Россией, это свидетельствует об интеграции и с этого момента часть функций по регулированию внешней торговли переходит под управление органов таможенного союза, а также выработки ТК и единой нетарифной политики в рамках союза.