3. Финансовые методы торговой политики.
Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. п.). Как и в случае нетарифных внешнеторговых барьеров подобные меры зачастую непрозрачны и не поддаются точной количественной оценке, что становится источником трении при международных переговорах. Три наиболее часто используемых программы поддержки экспортеров: субсидированное страхование экспорта, субсидированное кредитование поставщика, субсидированное кредитование покупателя. все они преследуют одну цель - увеличение чистого дохода компаний от экспорта или за счет снижения ее затрат, или через увеличение спроса на ее продукцию.
Субсидирование страхования экспорта означает, что отечественное правительство оплачивает часть или полную стоимость страхового взноса при страховании экспортируемых товаров. С точки зрения компании-экспортера эта мера воспринимается как бесплатное устранение источника неопределенности. Субсидированное кредитование продавца – это ссуды, которые правительство предоставляет частному сектору, на более благоприятных условиях, чем те, что сложились на рынке частного капитала. Такая мера уменьшает предельные издержки экспортера. Напротив, субсидированное кредитование покупателя направлено на создание благоприятных условий финансирования для иностранного импортера. Эта мера повышает спрос на отечественный экспорт.
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной.
Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой. Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречаются крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют. Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Антидемпинговая пошлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
- Проблемы и перспективы России в вто
- 2. Международный рынок технологий. Особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности
- Факторные теории международной торговли (Хекшер – Олин, парадокс Леонтьева).
- 4. Сущность и основные формы международной экономической интеграции
- 1. Преференциальные торговые соглашения
- 5. Основные направления валютного контроля экспортно-импортных операций в России
- 6. Сущность и структура еврорынка капиталов.
- 7. Общая характеристика тэк в мировом хозяйстве
- 8. Тенденции изменения отраслевой структуры мирового хозяйства
- 9. Транснационализация мировой экономики: понятие сущность и содержание.
- 10. Особенности экономического развития кнр
- 11. Внешнеэкономические связи России со странами Северо-Восточной Азии
- 12. Понятие, структура и принципы составления платежного баланса страны
- 13. Классические теории международной торговли (а. Смит, д. Рикардо)
- Теория относительных преимуществ д. Рикардо
- 14. Оценка состояния и тенденции развития внешнеэкономической деятельности в Приморском крае.
- 15. Особенности североамериканской модели интеграции (нафта).
- 16. Международное движение капитала: понятие, формы и основные последствия
- 17. Участие России в международных экономических организациях
- 18. Международная миграция трудовых ресурсов и ее влияние на мировую экономику
- 19. Общая характеристика таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 20. Валютный курс: определение и факторы на него влияющие
- 21. Структура и динамика внешней торговли рф
- 22. Конъюнктура мирового товарного рынка: понятие и методы оценки
- 23. Система нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 3. Финансовые методы торговой политики.
- 4. Неэкономические методы регулирования.
- 24. Сравнительная характеристика развитых и развивающихся стран
- 25. Сущность и основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 26. Альтернативные теории международной торговли (Вернон, Кругман, Ланкастер, Портер)
- 27. Современное положение и классификация развивающихся стран
- 28. Географическая и товарная структура международной торговли на современном этапе.
- 29. Виды внешнеэкономической деятельности и тенденции их развития
- 30. Позитивные и негативные факторы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
- 31. Понятие и структура международного рынка услуг. Особенности международной торговли услугами
- 32. Международные экономические организации: понятие, классификация и основные функции
- 33. Международная торговля и типы экономического роста
- 34. Мировой рынок капитала: сущность, структура и основные участники
- 35. Основные признаки и показатели открытой экономики
- 36. Международное экономическое сотрудничество: формы и содержание
- 37. Эволюция мировой валютной системы и современные проблемы ее функционирования
- 38. Цели создания и особенности функционирования свободных экономических зон
- 39. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики: проблемы и тенденции использования.
- 40. Новые индустриальные страны в мировой экономике
- 41. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства, виды и основные типы
- 42. Особенности развития интеграционных процессов в странах снг
- 43. Основные показатели развития мирового хозяйства
- 44. Структура и динамика экономики сша
- 45. Особенности интеграционных процессов в Восточной Азии
- 46. Организационная структура государственного регулирования вэд в России: общая характеристика
- 47. Тенденции и перспективы функционирования Европейской валютной системы
- 48. Этапы формирования и особенности функционирования вто/гатт в современном мировом хозяйстве
- 49. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике: позитивные и негативные последствия
- 50. Основные подходы к классификации стран в мировой экономике
- 51. Основные этапы и направления реформирования вэд в России
- 52. Тнк в мировой экономике: основные сферы деятельности и направления развития
- 53. Этапы формирования и развития Европейского Союза (ес)
- 54. Роль и место Дальнего Востока в реализации внешнеэкономической стратегии России
- 56. Современные финансовые и экономические кризисы в мировой экономике.
- 57. Экономическая интеграция на принципах открытого регионализма (на примере атэс).