logo search
полные ответы к госам по мировой экономике

38. Цели создания и особенности функционирования свободных экономических зон

Свободные экономические зоны - это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. Иными словами, на этих территориях осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы. Главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечения таким путем роста валютных поступлений.

В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как:

приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного

Различают следующие подходы к созданию СЭЗ: Территориальный - используется при решении проблем регионального развития, предусматривает льготы для предприятий, расположенных на отдельной территории. Режимный - предусматривает предоставление льготного режима деятельности предприятиям, вне зависимости от их размещения.

Виды льгот в СЭЗ: Выделяют 4 основные группы льгот: Внешнеторговые льготы предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима; Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности предпринимателей. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Специалисты насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Основные из них:

1. Торговые зоны. Исторически первые и логически наиболее простые СЭЗ, предусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов - торгово-складские зоны. В беспошлинных торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. На них, однако, распространяются меры государственного регулирования. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком.

2. Промышленно-производственные зоны (импортозамещающие и экспортоориентированные) относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

3. Технико-внедренческие (научно-технологические) зоны, с научно-технологической, исследовательской ориентацией, призванные ускорить и удешевить разработку и внедрение технических новшеств, диверсифицировать производство, создать новые рабочие места, подготовить квалифицированных специалистов, их относят к зонам третьего поколения (70-80-е гг.). Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологии.

4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в НГ все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

5. Комплексные СЭЗ образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности.

6. Международные СЭЗ. В 90-е гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ. Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых еврорегионов как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом.

Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

Требования к размещению:

Россия

Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому числу нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам. Прежде всего отметим изменения в терминологии: понятие «свободные экономические зоны» (СЭЗ), заменено термином «особые экономические зоны» (ОЭЗ).

В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

Основными целями создания ОЭЗ являются:

развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;

развитие транспортной инфраструктуры;

развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

На территории особых экономических зон устанавливается режим свободной таможенной зоны, в соответствии с которым иностранные товары размещаются и используются в целях ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

В настоящее время существуют следующие ОЭЗ - ОЭЗ "Алабуга" (Республика Татарстан), ОЭЗ "Дубна" (Московская область), ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге, ОЭЗ в г. Томске, ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ "Липецк" (Липецкая область),

ОЭЗ в г. Москве (Зеленоград), ОЭЗ на Кавказских Минеральных Водах, ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Алтайском крае, ОЭЗ в Республике Бурятия, ОЭЗ в Иркутской области, ОЭЗ в Краснодарском крае, ОЭЗ в Ульяновской области (портового типа), ОЭЗ в Хабаровском крае (портового типа), ОЭЗ в Красноярском крае (портового типа). Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности. На территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера. Минэкономразвития обещает в ближайшее время обнародовать новый подход к деятельности особых экономических зон (ОЭЗ). Недавнее расформирование РосОЭЗ вызвало шквал комментариев о провале эксперимента по созданию "точек роста". На самом деле все не столь однозначно. Например, обе промышленно-производственные ОЭЗ (в Липецкой области и Татарстане) вполне успешны, а портовые зоны появились в конце 2009 года, поэтому об их эффективности говорить рано. Наиболее проблемной видится ситуация с туристско-рекреационными ОЭЗ, где серьезная активность просматривается лишь в Бурятии и Алтайском крае. Таким образом, для развития ОЭЗ необходимо увеличить объем льгот, активизировать инфраструктурное обустройство, повысить оперативность государственных решений и передать больше функций на места. Это позволило бы в 2-3 раза увеличить ежегодный объем частных инвестиций в ОЭЗ.