38. Цели создания и особенности функционирования свободных экономических зон
Свободные экономические зоны - это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. Иными словами, на этих территориях осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы. Главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечения таким путем роста валютных поступлений.
В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как:
привлечение передовых, по отношению к национальным, технологий;
активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;
поступление валютных активов, и, таким образом, увеличение валютных запасов;
насыщение внутреннего потребительского рынка высококачественной продукцией;
повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;
создание современной рыночной инфраструктуры;
ускоренное развитие депрессивных районов;
ускоренное внедрение в производство научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов в национальной экономике страны.
приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного
Различают следующие подходы к созданию СЭЗ: Территориальный - используется при решении проблем регионального развития, предусматривает льготы для предприятий, расположенных на отдельной территории. Режимный - предусматривает предоставление льготного режима деятельности предприятиям, вне зависимости от их размещения.
Виды льгот в СЭЗ: Выделяют 4 основные группы льгот: Внешнеторговые льготы предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима; Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности предпринимателей. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Специалисты насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Основные из них:
1. Торговые зоны. Исторически первые и логически наиболее простые СЭЗ, предусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов - торгово-складские зоны. В беспошлинных торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. На них, однако, распространяются меры государственного регулирования. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком.
2. Промышленно-производственные зоны (импортозамещающие и экспортоориентированные) относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.
3. Технико-внедренческие (научно-технологические) зоны, с научно-технологической, исследовательской ориентацией, призванные ускорить и удешевить разработку и внедрение технических новшеств, диверсифицировать производство, создать новые рабочие места, подготовить квалифицированных специалистов, их относят к зонам третьего поколения (70-80-е гг.). Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологии.
4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в НГ все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.
5. Комплексные СЭЗ образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности.
6. Международные СЭЗ. В 90-е гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ. Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых еврорегионов как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом.
Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.
Требования к размещению:
благоприятное географическое положение и транспортная доступность по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал
Россия
Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому числу нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам. Прежде всего отметим изменения в терминологии: понятие «свободные экономические зоны» (СЭЗ), заменено термином «особые экономические зоны» (ОЭЗ).
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.
Основными целями создания ОЭЗ являются:
развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
развитие транспортной инфраструктуры;
развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
На территории особых экономических зон устанавливается режим свободной таможенной зоны, в соответствии с которым иностранные товары размещаются и используются в целях ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
В настоящее время существуют следующие ОЭЗ - ОЭЗ "Алабуга" (Республика Татарстан), ОЭЗ "Дубна" (Московская область), ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге, ОЭЗ в г. Томске, ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ "Липецк" (Липецкая область),
ОЭЗ в г. Москве (Зеленоград), ОЭЗ на Кавказских Минеральных Водах, ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Алтайском крае, ОЭЗ в Республике Бурятия, ОЭЗ в Иркутской области, ОЭЗ в Краснодарском крае, ОЭЗ в Ульяновской области (портового типа), ОЭЗ в Хабаровском крае (портового типа), ОЭЗ в Красноярском крае (портового типа). Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности. На территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера. Минэкономразвития обещает в ближайшее время обнародовать новый подход к деятельности особых экономических зон (ОЭЗ). Недавнее расформирование РосОЭЗ вызвало шквал комментариев о провале эксперимента по созданию "точек роста". На самом деле все не столь однозначно. Например, обе промышленно-производственные ОЭЗ (в Липецкой области и Татарстане) вполне успешны, а портовые зоны появились в конце 2009 года, поэтому об их эффективности говорить рано. Наиболее проблемной видится ситуация с туристско-рекреационными ОЭЗ, где серьезная активность просматривается лишь в Бурятии и Алтайском крае. Таким образом, для развития ОЭЗ необходимо увеличить объем льгот, активизировать инфраструктурное обустройство, повысить оперативность государственных решений и передать больше функций на места. Это позволило бы в 2-3 раза увеличить ежегодный объем частных инвестиций в ОЭЗ.
- Проблемы и перспективы России в вто
- 2. Международный рынок технологий. Особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности
- Факторные теории международной торговли (Хекшер – Олин, парадокс Леонтьева).
- 4. Сущность и основные формы международной экономической интеграции
- 1. Преференциальные торговые соглашения
- 5. Основные направления валютного контроля экспортно-импортных операций в России
- 6. Сущность и структура еврорынка капиталов.
- 7. Общая характеристика тэк в мировом хозяйстве
- 8. Тенденции изменения отраслевой структуры мирового хозяйства
- 9. Транснационализация мировой экономики: понятие сущность и содержание.
- 10. Особенности экономического развития кнр
- 11. Внешнеэкономические связи России со странами Северо-Восточной Азии
- 12. Понятие, структура и принципы составления платежного баланса страны
- 13. Классические теории международной торговли (а. Смит, д. Рикардо)
- Теория относительных преимуществ д. Рикардо
- 14. Оценка состояния и тенденции развития внешнеэкономической деятельности в Приморском крае.
- 15. Особенности североамериканской модели интеграции (нафта).
- 16. Международное движение капитала: понятие, формы и основные последствия
- 17. Участие России в международных экономических организациях
- 18. Международная миграция трудовых ресурсов и ее влияние на мировую экономику
- 19. Общая характеристика таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 20. Валютный курс: определение и факторы на него влияющие
- 21. Структура и динамика внешней торговли рф
- 22. Конъюнктура мирового товарного рынка: понятие и методы оценки
- 23. Система нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 3. Финансовые методы торговой политики.
- 4. Неэкономические методы регулирования.
- 24. Сравнительная характеристика развитых и развивающихся стран
- 25. Сущность и основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 26. Альтернативные теории международной торговли (Вернон, Кругман, Ланкастер, Портер)
- 27. Современное положение и классификация развивающихся стран
- 28. Географическая и товарная структура международной торговли на современном этапе.
- 29. Виды внешнеэкономической деятельности и тенденции их развития
- 30. Позитивные и негативные факторы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
- 31. Понятие и структура международного рынка услуг. Особенности международной торговли услугами
- 32. Международные экономические организации: понятие, классификация и основные функции
- 33. Международная торговля и типы экономического роста
- 34. Мировой рынок капитала: сущность, структура и основные участники
- 35. Основные признаки и показатели открытой экономики
- 36. Международное экономическое сотрудничество: формы и содержание
- 37. Эволюция мировой валютной системы и современные проблемы ее функционирования
- 38. Цели создания и особенности функционирования свободных экономических зон
- 39. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики: проблемы и тенденции использования.
- 40. Новые индустриальные страны в мировой экономике
- 41. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства, виды и основные типы
- 42. Особенности развития интеграционных процессов в странах снг
- 43. Основные показатели развития мирового хозяйства
- 44. Структура и динамика экономики сша
- 45. Особенности интеграционных процессов в Восточной Азии
- 46. Организационная структура государственного регулирования вэд в России: общая характеристика
- 47. Тенденции и перспективы функционирования Европейской валютной системы
- 48. Этапы формирования и особенности функционирования вто/гатт в современном мировом хозяйстве
- 49. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике: позитивные и негативные последствия
- 50. Основные подходы к классификации стран в мировой экономике
- 51. Основные этапы и направления реформирования вэд в России
- 52. Тнк в мировой экономике: основные сферы деятельности и направления развития
- 53. Этапы формирования и развития Европейского Союза (ес)
- 54. Роль и место Дальнего Востока в реализации внешнеэкономической стратегии России
- 56. Современные финансовые и экономические кризисы в мировой экономике.
- 57. Экономическая интеграция на принципах открытого регионализма (на примере атэс).