logo search
полные ответы к госам по мировой экономике

57. Экономическая интеграция на принципах открытого регионализма (на примере атэс).

Глобализация - развитие экономической и политической взаимозависимости стран и регионов мира до такого уровня, на котором становится возможной и необходимой постановка вопроса о создании единого мирового правового поля и мировых органов экономического и политического управления.

Регионализм:

- "открытый" - региональная форма проявления и развития глобализации;

- "закрытый" - многосторонний вариант концепции "опоры на собственные силы", противостоящий глобализации.

Открытый Регионализм означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, однако ограничивает сферу их действия региональными рамками.

Открытый регионализм находится в русле экономической глобализации. Он выступает своеобразной предпосылкой, этапом, предшествующим глобализации. Примеры такого регионализма - ЕС и НАФТА.

Азиатские государства интегрируются на двух уровнях: форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и субрегиональных интеграционных группировок - как уже реально действующих (АСЕАН), так и существующих еще только в форме концепций (группировка стран Северо-Восточной Азии).

Среди концепций азиатского регионализма, появившихся в конце 90-х во многом под воздействием кризиса, можно выделить:

Первая рассматривает общеазиатскую экономическую и финансовую интеграцию как альтернативу господству США и Западной Европы на мировых и азиатских рынках. Переход ряда стран Европейского союза на единую валюту и чрезмерная зависимость азиатских экономик от американского доллара, приведшая их к финансовому краху, подтолкнули сторонников "азиатизации Азии", в основном из юго-восточной ее части, к разработке планов создания единой азиатской валюты и единого азиатского рынка.

Второй подход, также рассматривает в перспективе азиатско-тихоокеанскую экономику как единое экономическое и финансовое пространство. Оно должно стать в будущем своего рода азиатским дополнением к ЕС и НАФТА, позволяющим в еще более отдаленной перспективе перейти к единому мировому рынку. Как первый шаг к реализации этой модели Токио предлагает создать Азиатский валютный фонд - региональный аналог МВФ.

Третий подход предлагает поэтапно развивать азиатскую экономическую интеграцию на субрегиональных уровнях.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА– международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Канада, КНР , Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония). Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989.

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития . Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

1) Сотрудничество только в экономической сфере.

2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Кураторы:

3) Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

4) Приоритетное внимание к информационному обмену.

Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией.

5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

ЦЕЛИ АТЭС: Либерализация торговли и инвестиций - добиться свободной торговли в зоне АТЭС к 2020 году. Эта цель реализуется на основе односторонней либерализации, означающей, что каждый член АТЭС добровольно соглашается на либерализацию в определенной сфере торговли и инвестиций. АТЭС разработал базовый инструмент выполнения этого основного принципа - индивидуальные планы действий. Содействие торговле - нацелено на то, чтобы сделать ведение бизнеса в регионе более простым и менее затратным, устранить административные барьеры и ограничения. АТЭС уже достиг значительного прогресса во многих сферах, включая стандарты, таможенные процедуры, электронную коммерцию, деловые поездки, телекоммуникации Экономическое и техническое сотрудничество:• Достижение существенного роста и справедливого развития в рамках АТЭС;Повышение экономического и социального благосостояния людей;Углубление духа общности в АТЭС.

Политический уровень разработка политики и стратегии

Проводится раз в год в стране, принимающей АТЭС в этом году. Декларации, принятые на данном заседании, устанавливают политику и план действий на грядущий год в АТЭС.

Совокупный ВВП экономик - членов АТЭС составляет свыше 16 триллионов долларов. Экономики - члены АТЭС осуществляют 42% мировой торговли. За прошедшее десятилетие АТЭС стал основным средством содействия открытой торговле и экономическому сотрудничеству в регионе.

Кризис и АТЭС

Участники форума АТЭС в Лиме признали, что протекционизм в торговле и инвестициях - гибельный путь в нынешних условиях кризиса. В этой связи они взяли на себя обязательство не воздвигать новых барьеров для торговли и инвестиций в течение 12 месяцев, задокументировав это в совместном заявлении. А в Лимской декларации прозвучало обещание использовать "все необходимые экономические и финансовые средства для преодоления кризиса". Лидеры региона подтвердили, что создание свободной и открытой системы торговли и инвестиционной деятельности в азиатско-тихоокеанском регионе остается целью АТЭС, которую предполагается достичь странами в индивидуальном порядке в сочетании с либерализацией торговли в двустороннем, региональном и многостороннем форматах. Ряд участников нынешней встречи уже подписали договоры о свободной торговле, подтверждая продвижение к изначальной цели форума и созданию в регионе зоны свободной торговли.

Россия и АТЭС

Россия вступила в АТЭС в 1998 году. Представители Российского бизнеса входят в Деловой Консультативный Совет (ДКС) - ключевой рабочий орган, через который Форум взаимодействует с деловыми кругами экономик-участниц АТЭС. Кроме того, создан Деловой клуб АТЭС, являющийся неформальным объединением представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион. В сентябре 2002 г. во Владивостоке состоялись ярмарка Форума АТЭС, о вопросах развития малого предпринимательства в регионе.

Создан государственный механизм участия в работе АТЭС — Комиссия правительства по вопросам участия в форуме АТЭС, в состав которой входят представители примерно25 федеральных органов исполнительной власти, ряда субъектов Федерации, науки. Под эгидой Комиссии действует Деловой клуб АТЭС, в который входят около 40 крупнейших компаний и банков России, занятых в широком круге областей — энергетике, телекоммуникациях, передовых технологиях, финансовых услугах, торговле. Три руководителя крупных российских компаний по утверждению Президентом представляют отечественный бизнес в Деловом консультативном совете АТЭС. В 2001 году впервые прошло его заседание в столице России.

Россия все более активно проводит атэсовские мероприятия на своей земле. В том же году в Москве был проведен Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства и заседание рабочей группы по телекоммуникациям, а во Владивостоке прошли инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка, совещание по современным подходам к оценке влияния загрязняющих соединений на морские организмы.

Основные проблемы и задачи на пути активизации участия России в интеграционных процессах в АТР, АТЭС. Главная проблема, стоящая на этой стезе — низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1%, ее инвестиции в эти государства незначительны. В связи с этим, подчас, нет почвы для обсуждения с российскими представителями в рабочих органах АТЭС конкретных, подчас технико-экономических вопросов в этой области, таких скажем, как тарифный режим в некоторых отраслях, конкретные положения регулирования торговли услугами, "электронной торговли", передвижения рабочей силы.

В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых, прежде всего, экспортных, операциях России относительно высока (свыше 15%), что превышает объем экспорта в страны СНГ и сопоставимо с аналогичными показателями для стран Центральной и Восточной Европы, которые сравнительно недавно были тесно интегрированы с экономикой России. Иными словами, Россия зависит в большей мере от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капитала.

До тех пор, пока российские компании, российский капитал во взаимодействии с государством не выйдет солидным образом на рынки и сферы приложения АТР, говорить будет трудно о реальных процессах интеграции России в экономическое пространство этого региона, равно как неуютным и неполноценным будет самочувствие российских представителей в рабочих органах АТЭС.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

В 2012 году планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском. В настоящий момент в городе осуществляется строительство объектов саммита. Из них самые важные — это мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский.