logo search
полные ответы к госам по мировой экономике

2. Международный рынок технологий. Особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности

Предпосылками появления этой формы МЭО стало развитие НТР и потребностей в применении новых технологий, углубление МРТ в сфере науч. исслед. и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Формирование мир. рынка технологий произошло во 2 половине 50-х – 60-е годы ХХ столетия, когда объем м/народных комм. операций по технологиям превысил масштабы нац.обмена.

Специфическая особенность услуги как товара — в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Понятие «технология» включает в себя:

1) собственно технологию - набор конструкторских решений, методов и процессов пр-ва товаров и оказания услуг.

2) материализованную технологию, т. е. технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т. п.

Критерии ноу-хау:

    1. научно-техническое достижение,

     2. имеющее техническую ценность,

     3. юр. и з-нодат-но не защищенное,

     4. носящее секретный характер,

     5. имеющее комм.ценность,

     6. применяемое на основе достаточных знаний специалистов

     7. передаваемое в уст., пис. или зрит.форме."

Как правило, торговля технологиями носит долгосрочный характер, и заключаются контракты или соглашения между странами.

Междунар.торг.технологиями — это предоставление на комм.основе ин.контрагенту рез-тов научно-тех.деят-сти, имеющих не только научную, но и прикладную ценность (освоение на их основе пр-ва нов.тов., предоставление новых видов комм.услуг и т.д.). Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования в виде Международного кодекса поведения в области передачи технологий (Женева, ЮНКТАД, 1979) и международных органов регулирования: Комитет ЮНКТАД по передаче технологий, Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

Объекты: рез-ты интелл.деят-сти в овеществленной (промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии) и неовеществленной форме(техническая документация, знания, опыт, рецептура) .

Субъекты: гос-ва, ВУЗы и научно-исслед.орг-ции, различные фирмы и фонды, а также физ.лица — изобретатели и ученые. Главными субъектами на м-дународ.рынке выступают ТНК. Около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный обмен ТНК (остальное межфирменные соглашения о передаче технологий; межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, сопровождающиеся передачей технологий).

Устойчивая тенденция роста доли наукоемких товаров в мир.пр-ве обусловлена высокой доходностью и возможностью монополизации мирового рынка отдельного вида нового товара и технологии производителем первым на него вступившим.

Особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности:

Мировой рынок технологий имеет ряд особенностей:

  1. Наиболее интенсивно развивающийся в посл.время мир. рынок.

  2. Мировой развит лучше, чем национальный. Главную роль - международные корпорации, создавшие спец.мех-м совместного использования рез-тов НИОКР материнскими и дочерними предприятиями.

  3. Хар-зуется уникально высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе развитых государств. Осн. конкурентами на мир.рынке - США и Япония,их конкур. способствует повышению конкурентосп-сти их продукции.

  4. Степень монополизации мирового рынка технологий значительно выше, чем мирового рынка товаров.

  5. Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется «жизненным циклом» технологии.

  6. Обмен технологиями строится не на случайных, эпизодических и стихийных сделках, а носит в значительной степени заранее подготовленный характер.

  7. Активное участие в международном технологическом обмене мелких и средних фирм. Концентрируя усилия и внимание на выпуске огранич.номенклатуры тов., эти компании проникают на узкоспец.мир.рынки.

  8. Стремление ТНК к созданию новых форм экономической зависимости развивающихся стран. в развивающихся странах ТНК создают производство лишь отдельных узлов и деталей, которые поставляются как комплектующие изделия на дочерние предприятия в других странах. Поэтому передача технологии имеет целью создание в этих странах благодаря дешевизне рабочей силы промежуточной продукции, удешевление товаров, создаваемых на предприятиях ТНК.

Основной формой передачи технологий являются лицензионные соглашения, они занимают основную долю междунар. технолог. обменов. Лиц. согл. состоит в том, что лицензиар (обладатель технологии) передает лицензиату (лицу или организации) права на использ-е запатентованного изобретения или технологии в виде ноу-хау. Лицензии на ноу-хау составляют основной V в междунар.обмене технологий. Ноу-хау --в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, комп. проги, рецептуры и т.д.), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров.

Виды: простая лицензия- патентовладелец оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Исключительная лицензия лицензиар предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии, но может сам использ. объект лицензии. Полная лицензия лицензиар не имеет права использовать объект лицензии на период действия договора. Лидерами в области продажи лицензий являются ТНК,особенно в США.

Доход от лицензии: *роялти(период.отчисл.); *паушальный платёж(единоврем.)

На высокоразвитые страны приходится 90% мирового рынка научно-технологической продукции - США, Япония, Великобритания, Германия, Франция. Доля России – 1%. По количеству патентования изобретений лидирует Япония. Наибольшее количество товарных знаков регистрируется в США.

Важные формы передачи технологии (коммерческий путь):

1. Международный инжиниринг — предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

2. Международное научно-технического кооперирование: исследования; технические разработки; первичное освоение нововведений; распространение нововведений.

3. Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

4. Экспорт методов управления и организации. Функции, выполняемые компанией - носителем передовых методов управления и организации, могут включать управление производством, управление кадрами, обучение местной рабочей силы, покупку техники и сырья, маркетинг и финансовое управление.

Некоммерческая форма передачи технологии: научно-технические публикации, обмен результатами исследовании посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских мероприятий, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки, техники, миграция специалистов;

Россия на мировом рынке высоких технологий сохраняет конкурентоспособность по целому ряду направлений: в ракетно-космической пром-ти и ВПК, в международных космических программах и экспорте вооружений. В то же время в России имеется потенциал для создания конкурентоспос.экспортной продукции в: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникац.оборудование. Что касается отечественной технологии, то в России сложилась парадоксальная ситуация. Все акты передачи промышленной собственности внутри страны регистрируются, в то время как соглашения между российскими и зарубежными партнерами не фиксируются.

Защиту технологий осуществляют: в рамках ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность(ТРИПС). Парижская конвенция по охране пром.соб-сти (первое междунар.согл.в обл.охраны прав на пром. собс-ть).