logo search
полные ответы к госам по мировой экономике

23. Система нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Нетарифные внешнеторговые барьеры охватывают все действия кроме пошлин, которые воздействуют на характер внешнеторговой деятельности.

Выделяют следующие группы нетарифных ограничений:

  1. Количественные методы: квотирование; лицензирование; добровольное ограничение экспорта.

  2. Скрытые методы: технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика государственных закупок, требования о содержании местных компонентов.

  3. Финансовые методы: субсидирование, кредитование и демпинг.

  4. Неэкономические методы регулирования: торговые договоры и правовые режимы – режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

1.Количественные ограничения. Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Квотирование осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Генеральные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок. Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости. Автоматическое лицензирование – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

По охвату квоты делятся на:

Квоты бывают сезонными. Их вводят для предоставления более благоприятных условий национальным производителям во время созревания урожая и предоставления права ввоза в межсезонье.

Выгоды от введения квот:

  1. Квота дает 100% гарантию того, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает.

  2. Квотирование – более гибкий инструмент таможенной политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями.

  3. Квотирование – внешнеторговая политика более силиктивна (выборочна) при квотировании, поскольку путем распределения лицензий государство может оказать поддержку конкретному предприятию.

Отрицательные стороны:

  1. Более высокий уровень коррупции при распределении лицензии.

  2. Квотирование может привести к монополизации рынка.

Добровольное ограничение экспорта. С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры.

2. Скрытые методы торговой политики. Представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт.

Технические барьеры — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

Внутренние налоги и сборы — направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление,регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы).

Политика в рамках государственных закупок — требует от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

Требование о содержании местных компонентов — законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.