31. Понятие и структура международного рынка услуг. Особенности международной торговли услугами
Международный рынок услуг - особая сфера международного товарного обмена, характеризующаяся устойчивыми, систематическими операциями по купле-продаже услуг производственного и потребительского назначения. В настоящее время на обмен услугами приходится почти 1/3 мировой торговли. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую услугу, предоставляемую на коммерческой основе.
В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг: потребительские (рестораны, гостиницы); социальные (образование, медицинское обслуживание и др.);производственные (жилищно-коммунальные, консультативные финансово-кредитные); распределительные (торговые, транспортные, посреднические).
По квалификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:
Деловые услуги. Услуги связи. Инжиниринговые и строительные услуги. Дистрибьюторские услуги.
Общеобразовательные услуги.Услуги по защите окружающей среды.Финансовые услуги (в том числе страховые).Охрана здоровья и социальные услуги.Туризм и путешествия. Услуги досуга, культуры и спорта. Транспортные услуги. Прочие услуги (например, бытовые).
Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:1) фрахт;2) остальные транспортные услуги;3) туризм; 4) прочие услуги. На основе подхода МВФ все услуги можно разделить также на торгуемые и неторгуемые. К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот (транспорт, связь, строительство, страхование, финансовые услуги и т.д.). Неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте.(коммунальные услуги)
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие (благ.). Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг.
К наиболее динамичным подотраслям сферы услуг относится комплекс деловых услуг (консультационный бизнес, маркетинг, реклама, обслуживание ПК), а также связь транспорт, торговля, бытовое обслуживание населения и др.
За последние годы снизилась доля транспорта в мировом экспорте. В то же время повышается доля туризма и таких современных видов услуг, как обмен технологиями, знаниями, опытом, информацией. Они являются наиболее динамичными во всем экспорте услуг.
Особенности торговли услугами
регулируются не на границе, а внутри страны;
не подлежат хранению и накоплению;
производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту;
международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие;
не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом международной торговли (неторгуемые).
6).международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капиталов и перемещением рабочей силы, которые вообще невозможны без банковских, информационных, транспортных и других услуг.
Основными сделками на международном рынке услуг являются:
2/3 приходится на международный туризм (рекреационный и культурный - 70 % научный, деловой) и транспортные услуги. 3-ое и 4-ое места: 3) кредитно-денежные и страховые операции и 4) услуги в области научно-технических знаний.
По географической структуре: более 70% экспорта услуг приходится на развитые страны, причем 5 первых занимают 50 %. Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг.
Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на Предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).
Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока - 3,5 и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг имеет Россия, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.
Доля России на международном рынке услуг около 1%, по доле в мировой торговле услугами Россия занимает 24-25 место. Причина: неразвитая и малоэффективная структура данного сектора, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. Однако в сфере экспорта некоторых услуг Россия может иметь конкурентное преимущество - в экспорте образовательных услуг, услуг в сфере космоса (связь, эксплуатация объектов).
- Проблемы и перспективы России в вто
- 2. Международный рынок технологий. Особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности
- Факторные теории международной торговли (Хекшер – Олин, парадокс Леонтьева).
- 4. Сущность и основные формы международной экономической интеграции
- 1. Преференциальные торговые соглашения
- 5. Основные направления валютного контроля экспортно-импортных операций в России
- 6. Сущность и структура еврорынка капиталов.
- 7. Общая характеристика тэк в мировом хозяйстве
- 8. Тенденции изменения отраслевой структуры мирового хозяйства
- 9. Транснационализация мировой экономики: понятие сущность и содержание.
- 10. Особенности экономического развития кнр
- 11. Внешнеэкономические связи России со странами Северо-Восточной Азии
- 12. Понятие, структура и принципы составления платежного баланса страны
- 13. Классические теории международной торговли (а. Смит, д. Рикардо)
- Теория относительных преимуществ д. Рикардо
- 14. Оценка состояния и тенденции развития внешнеэкономической деятельности в Приморском крае.
- 15. Особенности североамериканской модели интеграции (нафта).
- 16. Международное движение капитала: понятие, формы и основные последствия
- 17. Участие России в международных экономических организациях
- 18. Международная миграция трудовых ресурсов и ее влияние на мировую экономику
- 19. Общая характеристика таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 20. Валютный курс: определение и факторы на него влияющие
- 21. Структура и динамика внешней торговли рф
- 22. Конъюнктура мирового товарного рынка: понятие и методы оценки
- 23. Система нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 3. Финансовые методы торговой политики.
- 4. Неэкономические методы регулирования.
- 24. Сравнительная характеристика развитых и развивающихся стран
- 25. Сущность и основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 26. Альтернативные теории международной торговли (Вернон, Кругман, Ланкастер, Портер)
- 27. Современное положение и классификация развивающихся стран
- 28. Географическая и товарная структура международной торговли на современном этапе.
- 29. Виды внешнеэкономической деятельности и тенденции их развития
- 30. Позитивные и негативные факторы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
- 31. Понятие и структура международного рынка услуг. Особенности международной торговли услугами
- 32. Международные экономические организации: понятие, классификация и основные функции
- 33. Международная торговля и типы экономического роста
- 34. Мировой рынок капитала: сущность, структура и основные участники
- 35. Основные признаки и показатели открытой экономики
- 36. Международное экономическое сотрудничество: формы и содержание
- 37. Эволюция мировой валютной системы и современные проблемы ее функционирования
- 38. Цели создания и особенности функционирования свободных экономических зон
- 39. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики: проблемы и тенденции использования.
- 40. Новые индустриальные страны в мировой экономике
- 41. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства, виды и основные типы
- 42. Особенности развития интеграционных процессов в странах снг
- 43. Основные показатели развития мирового хозяйства
- 44. Структура и динамика экономики сша
- 45. Особенности интеграционных процессов в Восточной Азии
- 46. Организационная структура государственного регулирования вэд в России: общая характеристика
- 47. Тенденции и перспективы функционирования Европейской валютной системы
- 48. Этапы формирования и особенности функционирования вто/гатт в современном мировом хозяйстве
- 49. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике: позитивные и негативные последствия
- 50. Основные подходы к классификации стран в мировой экономике
- 51. Основные этапы и направления реформирования вэд в России
- 52. Тнк в мировой экономике: основные сферы деятельности и направления развития
- 53. Этапы формирования и развития Европейского Союза (ес)
- 54. Роль и место Дальнего Востока в реализации внешнеэкономической стратегии России
- 56. Современные финансовые и экономические кризисы в мировой экономике.
- 57. Экономическая интеграция на принципах открытого регионализма (на примере атэс).