logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Глава 4. Влияние экономического роста на результаты внешнеторгового обмена.

  1. Изменение характеристик спроса и внешняя торговля.

  2. Изменение предложения. Рост предложения факторов производства и внешняя торговля.

  3. Научно-технический прогресс и внешняя торговля. Проблемы лидерства в мировой экономике.

  1. Изменение характеристик спроса.

Вопросы специализации и внешнеторгового обмена, рассмотренные выше, не предполагали никаких изменений: в странах существует определенное неизменное количество факторов производства, определенные неизменные технологии, как в этих условиях получить максимальную выгоду с помощью специализации и внешнеторгового обмена, т.е. выходя за рамки национальных экономик. В то же время реальная экономика свидетельствует об упрощенности такого подхода. Любая экономическая система характеризуется стремлением в росту. В данной лекции мы соединим проблемы экономического роста и внешнеторговой специализации и выгод от нее и посмотрим, какие изменения могут произойти во внешней торговле в растущей экономической системе. При этом экономический рост мы будем рассматривать с точки зрения изменения характеристик спроса и предложения.

Изменение характеристик спроса связано с ростом доходов на душу населения, что ведет к определенным сдвигам в структуре личного потребления. В теории установлены два закономерности в изменении характеристик спроса.

Первая.Сформулирована в виде закона Энгеля: увеличение дохода на душу населения приводит к снижению доли потребительских расходов на продовольствие и всю группу товаров первой необходимости. Спрос на эту группу товаров увеличивается в меньшей степени, чем растет доход. Обратная зависимость существует по отношению к предметам роскоши – спрос на эту группу товаров растет быстрее, чем растет доход. Это позволяет сделать важный вывод об ожидающей производителей динамике цен (под воздействием изменений спроса) на производимые ими предметы первой необходимости и предметы роскоши. Учитывая, что товары продаются на мировом рынке, можно предположить, что этот вывод справедлив и для международной торговли.

Рост дохода переориентирует спрос на предметы роскоши. Спрос на эту группу товаров растет быстрее. Это приведет к росту относительных цен на предметы роскоши и процветанию тех стран и факторов, которые специализируются на их производстве. Одновременно произойдет относительное сокращение спроса на продовольствие и всю группу товаров первой необходимости. В результате цены на эти товары снизятся относительно цен на предметы роскоши. Это приведет к снижению доходов тех стран и факторов, которые специализируются на производстве продовольствия и всей группу товаров первой необходимости.

Вторая.Получила название гипотезы преобладающего спроса Линдера. Она устанавливает причинные связи в цепочке доход

предпочтение технология внешняя торговля. Первые два звена данной цепочки определены законом Энгеля: экономический рост приводит к росту доходов, в результате роста доходов потребительские предпочтения смещаются в сторону потребления предметов роскоши. Далее. Это побуждает производителей к еще более значительным усовершенствованиям технологии производства предметов роскоши. Усовершенствование технологий приведет к увеличению производительности факторов, занятых в производстве данных товаров, причем рост производительности будет опережать рост обусловившего его спроса и приведет к снижению цен и экспорту этих товаров. Поэтому следует ожидать, что страна будет экспортировать товары, удельный вес которых высок в ее собственном потреблении. Эти выводы наиболее убедительны и доказаны для товаров-предметов роскоши, производство которых характеризуется экономией на масштабах. По отношению к другим товарным группам гипотеза преобладающего спроса Линдера еще не прошла окончательной эмпирической проверки.