logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Структура товарного экспорта и импорта России *

Товарные группы

экспорт

импорт

1994 1998

1994 1998

Млрд. % млрд. %

Долл. долл.

Млрд % млрд %

Долл. долл.

Экспорт(импорт), всего

66,9 100 72,5 100

38,7 100 44,0 100

Продовольствие и сельскохозяйственное сырье

2,8 4,2 2,2 3,0

10,7 27,7 10,8 24,6

Мин. продукты (в том числе топливо)

30,1 45,1 30,7 42,3

2,5 6,5 2,4 5,4

Продукция химической промышленности

5,5 8,2 6,2 8,5

3,8 10,0 6,6 15,0

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,4 0,6 0,4 0,5

0,2 0,5 0,1 0,3

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

2,6 3,9 3,5 4,8

0,6 1,5 1,7 3,8

Текстиль и обувь

1,3 2,0 0,8 1,2

3,1 7,9 1,8 4,0

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

17,7 26,4 19,9 27,5

2,6 6,7 3,1 7,1

Машины, оборудование, транспортные средств.

Прочие

5,6 8,3 8,2 11,3

0,9 1,3 0,6 0,9

13,6 35,2 15,9 36,2

1,6 4,0 1,6 3,6

*Российский статистический ежегодник. 1999. С. 234

Товарная структура внешней торговли страны отражает ее специализацию в рамках мирового хозяйства. В экспорте преобладают те товары, которые наиболее эффективно производить в данной стране в силу существования различных причин (более высокая эффективность использования ресурсов, лучшая обеспеченность какими-либо ресурсами, наличие передовых технологий, возможность экономии на масштабах и т.п.). В импорте страны наибольший удельный вес приходится на товарные группы, которые являются предметами специализации других стран по тем же причинам. Специализация, сложившаяся у России, связана с производством топливно-энергетического сырья, металлов и драгоценных камней. Она определяется прежде всего обеспеченностью природными ресурсами, недостатком капитала как фактора производства, отсутствием новых технологий в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности. Подобную специализацию нельзя признать удовлетворительной. Поэтому с развитием экономики России следует вкладывать свои ресурсы прежде всего в такие отрасли, которые в будущем смогли бы выйти на мировой уровень конкурентоспособности и повысить эффективность внешнеторгового обмена страны.