logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Международная деятельность PepsiCo Inc.

ПепсиКо – международная компания, в данный момент занятая в трех отраслях промышленности – производство безалкогольных напитков, производство различных закусок и ресторанный бизнес. Торговая марка «Пепси-Кола» была создана в 1902 году. Компания успешно действовала до 1922 года, когда серьезные денежные потери вынудили компанию объявить о банкротстве. Через год была открыта новая компания «Пепси-Кола Корпорэйшн» в Ричмонде, штат Виржиния. Первые пять лет своей деятельности компания была убыточной, затем начала получать минимальную прибыль, что, однако, не спасло ее от банкротства в июне 1931 года.

Используя активы Нью-Йоркской компании «Лофт Инкорпорейтед», занимающейся производством конфет, Чарльз Гут выкупил права собственности на «Пепси-Колу» за 10 500 долларов США. Гут изменил вкусовые качества напитка и предпринял попытку продавать сироп «Пепси» в основном только магазинам своей фирмы, но и эта деятельность не приносила ничего, кроме убытков. Затянутая в болото Великой депрессии, компания начала разливать напиток «Пепси» в использованные пивные бутылки (12 унций), предложив слоган «Два больших стакана в каждой бутылке». За счет этого «Пепси» получила возможность предложить своим покупателям почти вдвое больше напитка, чем «Кока-Кола», чьи бутылки были только по 6 1/2 унций, за одну и ту же цену (5 центов). Продажи и прибыль начали расти быстрыми темпами. Одновременно с ростом прибыли начались судебные разбирательства против «Пепси». Например, «Кока-Кола» подала на них в суд за использование в названии части своего названия «Кола». Гут проиграл большую часть дел и потерял контроль над фирмой. «Кока-Кола», однако, не смогла выиграть судебного разбирательства против «Пепси», несмотря на то, что ей до сих пор удавалось выигрывать дела подобного рода и таким образом избавляться от своих конкурентов.

Следующие 20 лет «Пепси» занималась производством безалкогольных прохладительных напитков в условиях серьезной конкуренции со стороны сильной и влиятельной Кока-Колы. «Пепси» с трудом удалось избежать очередного банкротства в 1950 году. В период с 1950 до середины 1960-х годов компания проводила ряд мероприятий по диверсификации производства. В 1965 году произошло ее слияние с компанией «Фрито-Лей», после которого была образована компания «ПепсиКо Инкорпорейтед». Эта компания начала достаточно быстро расти за счет концентрического приобретения активов, а также за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции.

В 90-х годах «ПепсиКо» продавала прохладительные напитки «Пепси-Кола», «Mountain Dew» и «Slice», как в низкокалорийном, так и в обычном варианте, на американском и международном рынке, и «7UP» на вне-американском рынке. Компания также участвует в разлитии и распространении товаров других компаний, таких как чай «Липтон» в США.

Пищевая продукция, выпускаемая «ПепсиКо», включает картофельные чипсы “Lays”, “Cheetos”, “Ruffles”, “Sanitas Tortilla Chips” и другие. Компания также занимается выпуском различных соусов для закусок. Крупные перерабатывающие предприятия компании располагаются также в Великобритании, Испании, Мексике, Португалии и Бразилии. Компания постоянно развивает деятельность совместных предприятий в различных странах мира.

Еще одной сферой деятельности компании «ПепсиКо» является ресторанный бизнес. Она оперирует такими сетями ресторанов быстрого питания, как Pizza Hut, Taco Bell и KFC (ранее Kentucky Fried Chicken). Несмотря на то, что предприятия быстрого питания этой компании уже в настоящий момент располагаются по всему миру, «ПепсиКо» продолжает открывать новые рестораны в таких странах, как Аруба и Кипр (Pizza Hut), Франция и Чили (KFC), Саудовская Аравия и Корея (Taco Bell). В целом Pizza Hut и KFC уже работают в более чем 60-ти странах мира. Компания продолжает развивать свою деятельность и на внутреннем рынке США.

Таблица. Внутренние и международные сегментные продажи и прибыли (млн. Долларах США).

Сегмент

Чистые продажи

Прибыли от производственной деятельности

1992

1989

1992

1989

Напитки

  1. Внутренние

  1. Международные

- Общее количество

5,485.3

2,120.4

7,605.6

4,623.3

1,153.4

5,776.7

686.3

112.3

798.6

577.6

98.6

676.2

Пищевое производство (закуски)

  1. Внутренние

  1. Международные

-Общее количество

3,950.4

2,181.7

6,132.7

3,211.3

1,003.7

4,215.0

775.5

209.2

984.7

667.8

137.4

805.2

Рестораны

  1. Внутренние

  1. Международные

- Общее количество

7,115.4

1,116.9

8,232.3

4,684.8

565.9

5,250.7

597.8

120.7

718.5

365.5

57.8

414.3

Общее количество

  1. Внутри страны

-На международном рынке

16,551.0

5,419.0

12,519.4

2,723.0

2,059.6

442.2

1,601.9

293.8

Общий итог

21,970.0

15,242.4

2,501.8

1,895.7

(В практической ситуации использованы данные из: Peter J., Donnelly J. Marketing Management.- New York: Irwin/McGraw-Hill,2001, p.777-782)

Вопросы:

1.В каких направлениях осуществляется диверсификация деятельности компании ПепсиКо? В чем причина диверсификации?

2.Как, с вашей точке знания, международный рынок влияет на деятельность компании, ее конкурентную борьбу?

3.Используя данные таблицы, приведенной в тексте, сравните результаты деятельности ПепсиКо на внутреннем и зарубежном рынках.