logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Основные выводы

Теоретический анализ внешней торговли использует простые моделей, базирующиеся на многочисленных предпосылках, которые нереальны с точки зрения. Однако, несмотря на это теоретические модели позволяют проникнуть вглубь явлений и ответить на фундаментальные вопросы, которые ставятся практикой: почему страны торгуют между собой? что лежит в основе конкурентных преимуществ той или другой страны? какой выигрыш имеют страны и отдельные группы людей ? как определяются условия международного обмена?

Основой теоретического анализа мирового обмена является ситуация абсолютных преимуществ. Ими обладает страна в том случае, когда она может производить какой-либо товар более эффективно (т.е. затрачивая меньшее количество факторов производства на единицу продукции), чем другая страна. Но, как показала практика, далеко не все страны обладают абсолютными преимуществами, однако почти все участвуют во внешнеторговом обмене.

Анализ абсолютных преимуществ был дополнен теорией сравнительных преимуществ, в основе которой лежит принцип сравнительных преимуществ: совокупный выпуск продукции будет наибольшим тогда, когда каждая страна будет производить тот товар, по которому она имеет меньшие сравнительные издержки. Эта теория показывает, что любая страна может участвовать в международной торговле, и при этом все участники торговли получают выигрыш по сравнению с ситуацией самообеспечения.

Теория сравнительных преимуществ не ставит вопроса о причинах существования сравнительных преимуществ. Однако эта проблема является важнейшей как для теории, так и для практики внешней торговли. Основой современных представлений о причинах специализации отдельных стран является теория соотношения факторов производства (теория Хекшера-Олина). Эта теория доказывает, что страна должна экспортировать те товары, в производстве которых интенсивно используются избыточные для данной страны факторы. В целом справедливость этой теории доказывается структурой современной мировой торговли при сравнении ее с распределением факторов производства между отдельными странами. Однако многие направления современной специализации нельзя объяснить с помощью теории Хекшера-Олина, в частности, быстрое развитие внутриотраслевой торговли, что порождает в современной теории значительный негативизм в отношении теории соотношения факторов.

Поэтому во второй половине ХХ века возникли альтернативные теории для объяснения причин внешней торговли в тех случаях, когда теории соотношения факторов оказывается недостаточно. Современные исследования доказали, что причинами внешней торговли могут быть: особенности в качественных характеристиках факторов производства, имеющихся у тех или иных стран; возможность экономии на масштабах производства, различия в потребительских предпочтениях, особенности внутрифирменной стратегии транснациональных компаний (ТНК).