logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Основные выводы.

Традиционной формой современного протекционизма является использование таможенных пошлин. Эта политика является альтернативой политике свободной торговли. Анализ влияния таможенного тарифа позволяет определить, в чем отличие результатов свободной торговли от протекционизма. В результате использования импортной таможенной пошлины выигрывают производители, увеличивается доход государственного бюджета, но проигрывают потребители. Причем совокупный проигрыш потребителей больше выигрыша производителей и государства. В результате протекционизм в форме импортной пошлины приводит к снижению благосостояния страны в целом.

Существует множество способов использования таможенных пошлин, что позволяет говорить о необходимости их определенной классификации. В современной внешнеторговой практике выделяются два основных вида пошлин – специфическая (определяется как фиксированная денежная сумма с физической единицы товара) и адвалорная (определяется как процент от стоимости товара). В современных условиях большинство стран переходит к использованию адвалорной пошлины, главное преимущество которой заключается в том, что с ростом цен эта пошлина позволяет увеличивать и величину импортного налога. Одновременно происходит отказ от специфической пошлины.

Классификация тарифа позволяет выделить номинальный и эффективный тариф. Номинальный тариф определяет, как изменится цена товара для потребителя. Эффективный – как изменится величина добавленной стоимости, произведенной в отрасли, производящей готовую продукцию под влиянием всей тарифной системы, т.е. с учетом существования тарифа в отраслях, производящих комплектующие. Эффективный тариф будет больше номинального (т.е. страна будет в большей степени стимулировать развитие отраслей, производящих готовую продукцию), если номинальный тариф в отраслях, производящих промежуточную продукцию, будет ниже номинального тарифа в отрасли, производящей готовую продукцию.

Общий теоретический вывод из анализа использования таможенных пошлин состоит в том, что этот вид протекционизма приводит к снижению общественного благосостояния по сравнению со свободной торговлей. Вопрос об оптимальном тарифе поднимается тогда, когда исследователи пытаются выяснить, существует ли вообще такой тариф, который мог бы, в отличие от обычного, привести к совокупному выигрышу страны. Т.е. оптимальным считается такой тариф, который приводит к росту благосостояния страны. Такой тариф возможен только в том случае, когда страна-импортер является большой, т.е. объемом своего спроса может повлиять на уровень мировых цен импортируемого ею товара. Однако для мирового хозяйства в целом оптимального тарифа не существует.

Поскольку общие результаты использования импортного тарифа отрицательны, а возможность ситуации оптимального тарифа слишком мала, то встает вопрос, а имеются ли какие-либо другие методы государственного регулирования, которые позволили бы решить проблему повышения конкурентоспособности национального производства и увеличения его объемов, но при этом не было бы общего отрицательного результата, и цены на товары, конкурирующие с импортом, на национальном рынке не возрастали. Одним из таких методов является импортная субсидия, которая предоставляется национальным производителям, конкурирующим с импортом. По целому ряду результатов импортная субсидия более эффективное средство защиты, чем пошлина, однако многие страны предпочитают использовать пошлины, поскольку субсидии ведут к возрастанию расходов государственного бюджета.