logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Различия в часовой выработке добавленной стоимости между странами.

Добавленная стоимость, произведенная за час в производственном секторе в 1950-1990 годы (США = 100)

1950

1965

1973

1979

1990

Германия / США

(1/glx) / (1/ alx) = (alx / glx)

Продукты питания, напитки, табачные изделия

53.1

76.9

68.4

74.1

75.8

Текстиль, одежда, кожаные изделия

44.0

78.1

81.0

85.9

88.2

Химия, смежные товары

32.4

64.3

90.5

106.0

76.7

Неблагородные, обработанные металлы

30.9

53.6

67.2

90.1

98.8

Машинное оборудование

43.7

77.1

90.0

110.7

87.6

Другие отрасли

34.2

56.6

68.8

80.1

79.3

Япония / США

(1/jlx) / (1/ alx) = (alx / jlx)

Продукты питания, напитки, табачные изделия

26.7

25.8

39.5

39.8

37.0

Текстиль, одежда, кожаные изделия

24.7

37.5

53.2

54.9

48.0

Химия, смежные товары

13.0

32.1

60.4

78.0

83.8

Неблагородные, обработанные металлы

12.5

23.1

61.4

84.3

95.6

Машинное оборудование

8.0

23.5

50.6

79.6

114.4

Другие отрасли

9.7

20.0

34.0

39.8

54.9

В таблице указаны оценки добавленной стоимости, произведенной в час для нескольких основных производственных секторов в Германии и Японии по отношению к США. Добавленная стоимость это измеритель объема выпуска данной отрасли, поэтому добавленная стоимость, выработанная в час, соответствует обратному коэффициенту затрат: если alx это число единиц труда, необходимой для производства 1 единицы товара Х, поэтому её обратная величина 1/ alx измеряет выработку на единицу труда (или сколько единиц товара Х будет произведено единицей труда).

Верхняя половина таблицы сравнивает производительность труда в Германии и США в каждом из шести производственных секторов. Каждая цифра в таблице представляет добавленную стоимость, произведенную за час труда в Германии (1/glx в исчислении нашего коэффициента затрат), разделенную на добавленную стоимость в час в США (1/ alx) или (alx / glx). Для определения сравнительных преимуществ страны по двум секторам, X и Y, нам нужно сравнить (alx / aly) и (glx / gly). Когда первый показатель превышает последний, то Германия имеет сравнительное преимущество в товаре Х и Америка в товаре Y. Условие (alx / aly) > (glx / gly) алгебраически эквивалентно (alx / glx) > (aly / gly). Итак, внутри каждого столбца первой верхней половины таблицы, отрасли с наивысшими показателями (т.е., сектора с наивысшими значениями [alx / glx] ) соответствуют отраслям немецкого сравнительного преимущества относительно США, и отрасли с наименьшими показателями (т.е., сектора с наименьшими значениями [alx / glx]) соответствуют отраслям американского сравнительного преимущества относительно Германии.

Данные говорят о том, что производительность труда в Германии в общем улучшилась по сравнению с производительностью труда в США, но все еще ниже. После солидного роста в послевоенный период, производительность труда в Германии в период с 1979 по 1990 гг. уступила позиции в роста производительности труда в США в нескольких секторах. Заметьте также, что структура сравнительного преимущества также потерпела изменения. В течение первых послевоенных лет сравнительное преимущество Германии относительно США касалось продуктов питания, напитков, табачных изделий, наряду с текстилем, одеждой и кожей, в то время как США демонстрировали преимущества в химии и металлургии.

Нижняя половина таблицы 2.4 представляет ту же самую процедуру для Японии и США. Рост производительности труда в Японии в послевоенные годы даже более впечатляющий чем в Германии. В 1950 году Япония продемонстрировала сравнительное преимущество по отношению к США в продуктах питания и текстиле, и сравнительный недостаток в машинной и других производственных отраслях. К 1990 году сравнительное преимущество Японии сместилось к металлам и машинному оборудованию. В этих отраслях Япония превзошла США по производительности труда.

(В практической ситуации использованы материалы из: Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy. Trade and Finance. – Mason,OH: Thompson, 2003, p.39-41.)

Вопросы:

1.Можно ли с помощью теории сравнительных преимуществ объяснить все направления международной торговли?

2.Обратитесь к статистическим данным по России и попытайтесь определить, насколько можно использовать теорию сравнительных преимуществ для объяснения направлений и структуры внешней торговли страны.