logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

3. Основные виды валютной политики.

Ранее рассмотрены основные принципы, в соответствии с которыми обмениваются валюты, механизм установления валютных курсов, а также факторы, определяющие валютный курс.

Теперь необходимо, в общем, взглянуть на проблему управляемости валютным курсом. Как государство может осуществить это управление, и как условия развития государства определяют особенности управления. Решение проблем валютного регулирования напрямую связано с задачами достижения макроэкономической стабильности.

Можно выделить пять вариантов валютной стратегии страны. Для упрощения каждый способ можно определить как реакцию на платежный дефицит и падение курса валюты:

1.Финансирование общего платежного дефицита без изменений валютного курса или условий национальной экономики (т.е. при системе фиксированного валютного курса).

1а. При ситуации дефицита текущих платежей, страны находят более выгодным финансировать его прибегая к своим резервам или используя кредиты других стран и международных экономических организаций, таких как МВФ. Однако возможности использования этих источников ограничены. Они наиболее подходят для ситуации, когда дефицит текущих платежей является отражением кратковременных трудностей.

Если трудности, переживаемые страной, носят длительный структурный характер, то как бы ни были значительны ее резервные запасы, их не хватит на длительное финансирование дефицита. И вряд ли стоит ожидать, что какая-либо страна или международная организация согласится длительное время финансировать чужие долги.

Таким образом, этот вид кредитования не может покрывать постоянный валютный дефицит, т.е. этот способ валютной политики может использоваться лишь при временном дефиците. В то же время существует случай когда несбалансированность международных платежей может финансироваться бесконечно - когда избытки и дефициты платежного баланса последовательно чередуются и финансирование дефицита осуществляется за счет избытков предшествовавшего периода (рисунок 12.1.)

1 б. Дефицит в стране ключевой валюты, «дефицит без слез» – страны – центры резервной валюты находятся в более выгодном положении и могут иметь платежный дефицит в течение длительного времени, который будет финансироваться другими странами, предпочитающими часть неоплаченных долгов хранить на банковских депозитах в этой стране.

2.Валютный контроль – правительство может жестко контролировать все сделки между страной и остальным миром.

Вал.курс

Рис. 12.1. Финансирование дефицитов платежного баланса одного периода за счет положительного сальдо другого.

Даже оптимально организованный валютный контроль влечет значительные издержки ( см. рис.12.2), как импортеров, так и экспортеров.

Кроме того издержками является заштрихованная область АСЕ: если интерпретировать кривые спроса и предложения через кривые предельных выгод и издержек, то от точки С до точки Е есть еще покупатели дополнительных фунтов по цене выше 1,5$, а от точки А до точки Е – дополнительные экспортеры, которые уступили бы дополнительное количество по курсу дороже 1£.Каждый вертикальный разрыв между кривыми спроса и предложения до точки Е прибавляет потерь, т.к. валютный контроль сдерживает частные сделки. Все эти потери составляют площадь АСЕ ( 5 млрд. £)

Валютный контроль ограничил объем продажи £ 30 млрд., жестко зафиксировав курс покупки и продажи фунтов стерлингов.

Потери от валютного контроля связаны и с попытками обойти этот контроль или получить валютную лицензию. Все эти издержки валютного контроля делают более привлекательными три других способа валютной политики.

3. Плавающие валютные курсы – страна может позволить валютному рынку самостоятельно установить курс валюты, дать ему «опуститься» до восстановления валютного равновесия.

4.Постоянно фиксированные курсы: если страна постоянно испытывает дефицит внешних платежей,

-можно сократить предложение денежной массы;

-проводить дефляционную политику со снижением цен и доходов.

Это будет продолжаться до тех пор, пока спрос на иностранную валюту и ее предложение не уравновесятся при заданном фиксированном паритете. Такой подход называется «классическим лекарством» от неуравновешенности платежного баланса.

Потери от валютного контроля связаны и с попытками обойти этот контроль или получить валютную лицензию. Все эти издержки валютного контроля делают более привлекательными три других способа валютной политики.

3. Плавающие валютные курсы – страна может позволить валютному рынку самостоятельно установить курс валюты, дать ему «опуститься» до восстановления валютного равновесия.

4.Постоянно фиксированные курсы: если страна постоянно испытывает дефицит внешних платежей,

-можно сократить предложение денежной массы;

-проводить дефляционную политику со снижением цен и доходов.

Это будет продолжаться до тех пор, пока спрос на иностранную валюту и ее предложение не уравновесятся при заданном фиксированном паритете. Такой подход называется «классическим лекарством» от неуравновешенности платежного баланса.

5.Компромисс валютных курсов. Он представляет собой сочетание вариантов 4 и 3. Возможен компромисс на базе фиксированного валютного курса или на основе системы плавающих валютных курсов. Поэтому различают два варианта компромисса.

5 (а). Изменяемые паритеты валют, или Бреттон-Вудская система. Страна поддерживает фиксированный курс по варианту 4 за счет незначительных изменений в экономике, но в случае недостаточности этих изменений происходит девальвация валюты и устанавливается новый фиксированный курс.

5 (б). Регулируемое плавание валют. Официальные органы изменяют валютный курс постепенно, пока не будет достигнуто новое равновесие. Во время движения к новому равновесию центральный банк

Одновременно правительство принимает меры по приспособлению экономики к новой ситуации и поскольку финансовых средств для облегчения необходимых ограничений на валютном рынке.

В условиях смешанной экономики рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции, обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют и подчиняется рыночным законам спроса и предложения. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от следующих факторов:

Межгосударственное регулирование валютных отношений в настоящее время все более сосредоточивается в руках небольшого числа компактных и высокоэффективных международных организаций. К ним в первую очередь следует отнести Международный валютный фонд (МВФ) , и Банк международных расчетов .

Международный валютный фонд изначально был создан как механизм наблюдения за системой фиксированных валютных курсов, но постепенно его функции расширились. В настоящее время МВФ выполняет следующие основные функции:

-надзор за валютными курсами и макроэкономической политикой стран-членов и развитием международной экономики в целом;

-предоставление временной финансовой помощи странам, испытывающим трудности с погашением своих международных долгов;

-предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.

Банк международных расчетов (БМР) был создан в 1930 г. Россия является его членом. БМР осуществляет широкий круг банковских операций с целью содействия центральным банкам в управлении их валютными резервами. Кроме того, он служит форумом для международного валютного сотрудничества, в рамках которого периодически встречаются руководитель ЦБ ведущих стран.

Справка.

Банк международных расчетов. Банк международных расчетов занимает особое место среди международных валютно-кредитных организаций. Он был создан в Базеле в 1930 году на основе межправительственного соглашения шести государств ( Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует банк, для урегулирования вопроса о германских репарациях времен 1 мировой войны. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931-1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который можно классифицировать как международный банк центральных банков. Операции с коммерческими банками и частными лицами могут осуществляться лишь с согласия центрального банка соответствующей страны.

Официально США не участвовали в создании БМР. Однако фактически федеральные резервные банки ФРС – поддерживают с БМР корреспондентские отношения и другие контакты. Представители ФРС и американского казначейства присутствуют на ежемесячных совещаниях управляющих центральными банками в Базеле и участвуют в общих собраниях Банка.

В настоящее время членами БМР являются более 80 стран. Банк организован в форме акционерного общества и структура его управления обеспечивает наиболее крупным подписчикам на капитал контроль над Банком и использование его деятельности в своих интересах. Органами управления БМР являются: Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе представителей 13 центральных банков. Остальные члены отстранены от руководства и решения вопросов и ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.

На БМР по Уставу возложены две основные функции:

1/ содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций;

2/ действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов.

Исходя из этих функций, БМР выполняет следующие операции в соответствии с Уставом:

куплю-продажу и хранение золота;

депозитно-ссудные операции с центральными банками;

прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

операции с валютой и ценными бумагами / кроме акций/;

операции в качестве агента или корреспондента центральных банков;

заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.

Основные функции БМР в отношении еврорынка – наблюдение за его состоянием и функционированием.

В рамках своих операций БМР осуществляет регулирование международных валютно-кредитных отношений.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности. Заседания Совета директоров всегда закрыты, туда не допускаются журналисты, о деятельности банка очень мало публикаций. В него практически закрыт доступ политическим деятелям.

Сравнивая деятельность МВФ, МБРР и БМР, некоторые исследователи Запада отмечают, что на последний в меньшей степени оказывает влияние политическая деятельность того или иного государства, что обеспечивает большую степень независимости этого Банка и способствует повышению его роли в современном регулировании валютно-финансовых вопросов и усилению наднациональности в его деятельности.