logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Взгляд на будущее со стороны американского правительства

Программы американского правительства базируются на основных идеях теории международной экономики. Со времен второй мировой войне США были лидерами в свободной торговле. Это положение имеет четкие теоретические обоснования: свободная торговля приводит к увеличению мировой продукции и занятости, а также к увеличению экономической взаимозависимости. Эмпирические исследования в целом поддерживают эти выводы Свободная торговля, однако, требует свободной конкуренции на рынках для факторов производства в каждой стране и принятия политики свободной торговли каждым национальным правительством в соответствии с теоретическими предположений и для порождения ожидаемых от торговли прибылей. Если правительство предоставляет субсидии для своего экспортера , репрессии со стороны правительства страны- импортера могут быть оправданы, так как подобные субсидии вмешиваются в свободные рыночные операции, и, следовательно, изменяют распределение прибыли от торговли.

Для правительства США важным являются следующие вопросы:

    1. Каковы производственные затраты на сталь в каждой стране-конкуренте по сравнению с США?

    2. Какие субсидии предоставляют правительства Японии и Европейских государств своим сталелитейщикам?

    3. Какие из существующих в США программ помощи сталелитейной отрасли буду результативны

Ответы на первый вопрос содержатся в Таблице, приводимой ниже.

По второму вопросу американское правительство обладает следующими сведениями: «Последние данные свидетельствуют, что величина различных субсидий, предложенных правительствами [ЕС и Японии ] своим производителям стали не представляет значительную часть общих затрат на производство. По неопубликованным данным удельный вес этих субсидий составляет менее 1 % от общих затрат для Японии, Западной Германии и Италии ».

Что касается третьего вопроса, то нужно отметить, что правительство США для защиты своих товаропроизводителей использует тарифы, добровольные ограничения, договорные цены и последующие штрафы и помощь в торговом регулировании для исправления проблем, возникших из-за импорта [антидемпинговые процедуры ].

Если бы мы хотели рассмотреть идеал свободной торговли и отвергнуть «мошенничество», которое может произойти из-за государственных субсидий, нам нужно оценить японские цены на сталь по отношению к японским затратам по производству стали, приспособленных таким образом, чтобы исключить субсидии. Графически мы должны увидеть, располагаются ли японские цены ниже, чем средние общие расходы (на производство плюс доставка).

Таблица.

Условия работы сталелитейной отрасли в 4 промышленных странах, 1976, 1986, 1990 и 1993 годы ($ США / метрическая тонна)

США

Япония

Западная Германия

Великобритания

1976

1.Затраты на оплату труда , в т.ч.

Человекочасы на отправленную тонну

11.12

9.47

9.53

18.27

Затраты на рабочую силу в час

12.18

5.62

8.17

4.44

Затраты на рабочую силу на тонну

135.37

53.09

77.90

81.03

2.Материальные расходы

Железная руда на тонну

48.78

32.77

38.29

38.30

Уголь на тонну

44.54

57.39

62.18

58.95

Общая стоимость материалов

190.26

159.42

203.21

188.91

3.Общие расходы на тонну

350.61

262.50

308.22

306.67

4.Общая выручка за тонну

352.52

280.59

333.97

301.67

1986

Затраты на оплату труда

Человекочасы на отправленную тонну

6.41

6.05

7.21

6.49

Затраты на рабочую силу в час

24.14

14.16

15.96

12.12

Затраты на рабочую силу на тонну

154.64

85.73

115.06

78.69

Материальные расходы

Железная руда на тонну

69.35

42.18

61.98

60.24

Уголь на тонну

51.63

64.79

73.31

60.22

Общая стоимость материалов

289.82

251.14

269.48

264.75

Общие расходы на тонну

481.71

426.47

428.97

366.67

Общая выручка за тонну

603.89

553.55

508.38

470.74

1990

Затраты на оплату труда

Человекочасы на отправленную тонну

5.4

4.6

5.7

5.7

Затраты на рабочую силу в час

26.5

24

31

22

Затраты на рабочую силу на тонну

144

100

178

109

Материальные расходы

Железная руда на тонну

64

69

64

74

Уголь на тонну

39

48

49

44

Общая стоимость материалов

312

282

306

314

Общие расходы на тонну

459

382

463

423

Общая выручка за тонну

517

594

592

614

1993

Затраты на оплату труда

Человекочасы на отправленную тонну

5.05

4.02

5.06

5.00

Затраты на рабочую силу в час

32.1

31.1

34.2

19.6

Затраты на рабочую силу на тонну

162

125

173

98

Материальные расходы

Железная руда на тонну

74

63

62

60

Уголь на тонну

40

47

53

42

Общая стоимость материалов

323

305

294

275

Общие расходы на тонну

485

430

467

373

Общая выручка за тонну

617

699

598

525

До тех пор, пока японцы продают сталь в Японии по ценам достаточно высоким, чтобы покрыть общие фиксированные расходы плюс переменные расходы, они могут продавать все оставшееся за границу по ценам, которые покроют только переменные расходы и при этом получить доходы. По нашим данным, Япония скорее всего не занимается демпинговыми операциями товаров из стали.

Система «цен на заказ» “trigger price”, (которую нельзя нарушить без последующего взыскания), которая позволила США оштрафовать Японию (или других импортеров) за демпинговые мероприятия, содержит в себе существенные по защите американских производителей стали. К сожалению, эта система не улучшила эффективность этих производителей.

Любое реальное решение по этой проблеме потребует от американских сталелитейщиков стать конкурентноспособными по ценам. Возможно это могло бы произойти, если бы американские производители специализировались на какой-то продукции из стали, а остальную часть оставляли бы для импортеров. Помощь по торговому регулированию, которая согласуется с идей свободной торговли, позволит рабочим переквалифицироваться и переоборудовать заводы, так что американская безработица не будет серьезно затронута. Потребители, несомненно, получат выгоду благодаря низким ценам со стороны импортеров стали.

Эта короткая информация , безусловно, не решает проблему с импортом стали. Однако, она представляет некоторые фактические данные, которые необходимы для проведения анализа многих важных вопросов, связанных с международной полемикой в отношении сталелитейной отрасли, в том числе позволяет подойти к анализу вопроса о международных проблемах российских сталелитейщиков.

(В практической ситуации использованы материалы из: Grosse R., Kujawa D. International Business. Theory and Managerial Application.- Boston MA: Irwin, 1995, p.254-257.)

Вопросы:

  1. Каковы потенциальные стратегии американских производителей стали?

  2. Какую оптимальную программу должно выбрать американское правительство, чтобы способствовать развитию национальной экономики?

  3. Используя данные таблицы, определите каковы конкурентные преимущества каждой страны по отдельным элементам затрат? Определите общие позиции каждой страны? Сделайте вывод об обоснованности обвинений иностранных производителей со стороны США в «нечестной конкуренции».

  4. Используя опыт России, покажите, как сталкиваются интересы российских и американских сталелитейщиков и каким образом государство в США и России пытается защитить своих производителей.