logo
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Проводить политику протекционизма или нет –

вот в чем вопрос.

После своего избрания президент Рейган всячески способствовал продвижению свободной внешней торговой политики. Например, в экономическом отчете Президента за 1984 он написал: «Я продолжаю поддерживать принципы свободной торговли как лучшего средства развития конкуренции, выгодной как для потребителей, так и для бизнеса. Было бы абсолютно неуместно устанавливать торговые барьеры или использовать деньги налогоплательщиков для финансирования экспорта».

Хотя президент Рейган и проповедовал такую политику, его политические и юридические действия показывали, что он предполагал защищать те отрасли американской промышленности, которые, по его мнению, были важны для экономического и социального благосостояния США. Торговое законодательство в сталелитейной, текстильной и мотоциклетной промышленностях было простым примером протекционистских действий, проводимых администрацией Рейгана.

Основным аргументом администрации в защиту протекционизма было желание поддержать диверсифицированную экономику в Штатах. Примером такого типа протекционизма в промышленности, проводимого администрацией Рейгана, может быть законодательная база, принятая в мотоциклетной отрасли. Харли-Дейвидсон является единственным производителем мотоциклов в США, который до сих пор функционирует. В последние несколько лет его доходы упали, так как японские производители тяжелых мотоциклов занимались демпингом своих дешевых товаров на рынке США. Япония смогла производить более дешевые мотоциклы из-за меньших затрат на оплату труда. В тот момент, когда Харли-Дейвидсон был близок к завершению своей деятельности, компания обратилась за помощью к администрации. Так как Рейган считал важным поддерживать мотоциклетную промышленность в США и делать экономику Штатов более разнообразной, он наложил налог в 49.9 % для ввоза тяжелых мотоциклов на местный рынок. В результате введения этого тарифа цена на импортные мотоциклы возросла на 10-15 %. С тех пор Харли-Дейвидсон смог продолжать производство своих товаров и остаться почти конкурентноспособным на внутреннем рынке мотоциклов. Национальная безопасность была еще одним аргументом Рейгана в поддержку протекционизма. Национальная безопасность являлась приоритетной целью для администрации Рейгана поэтому в годы его правления резко увеличились военные расходы. Господин Рейган пропагандировал защиту нескольких отраслей промышленности, которые по его мнению были важны для американской национальной безопасности. Сталелитейная индустрия в США является необходимой для национальной безопасности. Сталь - это материал, использующийся в производстве почти всего вооружения и военных товаров. Конкуренция со стороны Западной Германии, Нидерландов, Японии и нескольких других стран принесла ущерб сталелитейной индустрии США. Чувствуя, что эта отрасль жизненно необходима для безопасности США, президент предложил ряд протекционистских действий, которые позволили бы сталелитейщикам остаться конкурентноспособными на международном рынке. В 1984 году компании углеродной сталелитейной промышленности направили в правительство ряд прошений, объясняя свои постоянные потери и их влияние на экономику страны (увеличение безработицы в случае сворачивания этой индустрии). Рейган отправил министра торговли Малколма Бэлдриджа для переговоров с европейскими сталепроизводителями. В результате были наложены квоты на импортируемую в США углеродистую сталь. Рейган также продолжил политику протекционизма, начатую администрацией Форда в 1976 году, в форме пошлин для сталелитейной промышленности. В результате этих мер американской сталелитейной промышленности удалось выжить. Администрация Рейгана была уверена, что такая политика усиливает национальную безопасность США.

Рейган считал, что политика протекционизма помогает удерживать заработные платы и полную занятость. Возьмем для сравнения автомобильную отрасль США. В последние годы эта отрасль пережила сильное уменьшение в объеме продаж. Одним из факторов, способствующих этому, стало появление дешевой рабочей силы в странах-конкурентах. Например, Япония, благодаря низким зарплатам, смогла снизить цены на свои машины, которые она экспортировала на американский рынок. В 1984 году администрация Рейгана в результате переговоров заключила трехлетнее торговое соглашение с Японией, по которому Япония согласилась следовать ограничениям, заданным администрацией Рейгана. С помощью этого соглашения Рейган стремился оставить американскую автомобильную промышленность конкурентноспособной по отношению к иностранным конкурентам. Он также хотел избежать всплеска безработицы, который бы произошел, если бы закрылись американские автомобильные заводы.

В конченом счете важным аргументом Рейгана в защиту протекционизма было желание уменьшить торговый дефицит США. Из-за огромного дефицита платежного баланса, протекционистские меры администрации Рейгана были направлены на ограничение импорта из таких стран как Япония, с целью восстановления состояния равновесия в платежном балансе.

( Использованы материалы из: Asheghian P., Ebrahimi B. International Business Economics, Environment, and Strategies.- New York: Harper and Row,1990, p.182-183)

Вопросы:

1.Под влиянием каких причин президент Рейган использовал протекционистскую политику, несмотря на свою приверженность политике свободной торговли?

2.Какие методы протекционизма использовала администрация Рейгана и против каких стран? Кого защищала протекционистская политика – экспортеров или производителей-конкурирующих с импортом?

3.Как бы вы оценили действия администрации президента Рейгана? Аргументируйте свои выводы.