14.2.2.Россия и ес.
После вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1 декабря 1997 г. их взаимоотношения вышли на более высокий уровень интенсивности и качества. С этого момента все российские законы проверяются с точки зрения их совместимости с Соглашением. В Соглашении обозначена перспектива создания зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Это имеет для РФ тем большее значение, что ЕС остается наиболее важным лдя нас торговым партнером, поскольку на его долю приходится от 38 до 40% российской внешней торговли. В рамках программы "Тасис" ЕС в 1991-1999 гг. России была предоставлена техническая помощь в размере более 2,2 млрд. евро. для реализации более чем 1500 проектов.
В сентябре 2000 г. Председатель Европейской комиссии Р. Проди обратился к Президенту Владимиру Путину, с планом стратегического партнерства ЕС с РФ в обеспечении энергетической безопасности Европы в ХХI веке. План получил название “плана Проди”. Его суть состоит в том, чтобы в течение ближайших двух десятилетий увеличить примерно в два раза гарантированные поставки российских энергоносителей в страны Союза при помощи обширных европейских инвестиций в российские энергодобывающие отрасли, внедрения в них новейших технологий и т.д.
16% от общего объема поставляемой в ЕС нефти и 20% природного газа поступают из России (данные на 2000 г.), что делает нашу страну заметным торговым партнером стран ЕС. Европа крайне заинтересована в скорейшем увеличении объемов поставок, готова инвестировать и поставлять необходимые технологии в энергетический сектор России. Суммы потенциальных инвестиций по основным энергетическим проектам, по мнению ряда аналитиков, составляют от 400 до 600 млрд. евро.
Российская сторона позитивно воспринимает “план Проди” только в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Реальный потенциал экономического сотрудничества между Россией и ЕС лежит в развитии кооперации в наукоемких и высокотехнологических отраслях промышленности. Интеграция России в общеевропейское экономическое пространство должна происходить через постепенное сближение законодательств и устранение барьеров на пути торговли и инвестирования, что, в конечном счете, должно привести к созданию зоны свободной торговли. ЕС подтвердил свою поддержку вступлению России во Всемирную торговую организацию и заявил о готовности продолжать содействовать России в ее работе по адаптации к требованиям ВТО.
Вместе с тем, в экономических отношениях между ЕС и РФ остаются серьезные проблемы. Они касаются, прежде всего, сферы тарифной политики и квотирования экспорта и импорта с обеих сторон. Представители ЕС из года в год добиваются полного “открытия” российских рынков для товаров из объединенной Европы. Упреки вызывают и завышенные, по мнению функционеров ЕС, тарифы на оказание транзитных услуг, в частности пролета европейских самолетов над территорией Сибири, ограничения на ввоз в РФ спиртного и т.д. Между тем, сам ЕС не спешит убрать сохраняющиеся препятствия и дискриминирующие “антидемпинговые” квоты на пути в Европу отечественного текстиля, проката черных металлов и ряда других промышленных товаров.
Имеющиеся политические сложности в отношениях России и ЕС связаны, прежде всего, с позицией Евросоюза относительно действий российских войск в Чечне. Москва отстаивала и отстаивает правильность установки на полный разгром террористических формирований, с последующим перекрытием каналов торговли заложниками, нелегальной добычи и переработки нефти и т.п. Между тем ЕС настаивает на немедленном прекращении военных действий и открытии переговоров с “законно избранными” руководителями Чеченской Республики. Вместе с тем, несмотря на настойчивые рекомендации Европарламента о введении санкций против РФ в связи с событиями в Чечне, ЕС воздержался от применения экономических санкций в отношении России в 1999 и 2000 гг.
Значительный диссонанс в отношения России со странами ЕС вносили и события на Балканах. Россия на протяжении 90-х гг. и на уровне официальных лиц, и на уровне общественного мнения склонялась к поддержке сербских меньшинств в Боснии и Герцеговине, Хорватии, а затем и Косово, хотя формально ни разу не заблокировала в международных организациях решений, направленных на изоляцию, введение санкций против Югославии и размещение на ее территории иностранных войск. Серьезный кризис возник в отношениях Россия-ЕС в связи с “миротворческой“ операцией западных держав в Косово. Он был обусловлен не столько симпатиями российской стороны, сколько фактом полного отстранения России от участия в принятии и имплементации решений по урегулированию ситуации на Балканах.
Косовский кризис нанес значительный ущерб как двусторонним связям РФ с отдельными странами Европы, так и с ЕС как организацией в целом. Для полного преодоления его политических последствий огромную роль играет возобновление диалога и сотрудничества России и ЕС не только по поводу ситуации на Балканах, но и по ряду других проблем, в частности, в связи с положением Калининградской области РФ после вступления в ЕС Литвы. В ходе политических контактов в 1999-2000 гг. между официальными лицами РФ и Евросоюза, представителями ЕС особо отмечалось намерение продолжать и развивать сотрудничество с Россией как важным стратегическим партнером в Европе. На кельнской сессии Совета ЕС в июне 1999 г. Европейский совет принял «Коллективную стратегию ЕС по отношению к России». В свою очередь РФ на саммите Россия-ЕС в Хельсинки в октябре 1999 г. впервые официально представила «Стратегию развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.).
В последнее время политические заявления и даже география международных контактов президента РФ В.В.Путина вполне очевидно свидетельствуют о намерениях российского руководства развивать “особые” отношения со странами ЕС и с общеевропейскими институтами в целом. Политические и экономические контакты с объединенной Европой становятся приоритетом российской политики.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.