11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
Наряду с энергетическим кризисом, 70-е гг. были отмечены еще одним важным событием в политической жизни региона Ближнего и Среднего Востока. Исламская революция в Иране 1978-79 гг. и провозглашение Исламской Республики Иран (ИРИ) явились событием, не побоимся этого слова, всемирно-исторического значения. Прозвучав для многих как гром среди ясного неба, Исламская революция заставила обратить внимание, подчас гипертрофированное, на такие явления как «политический ислам» и т.н. «исламизм», исламский фактор стал восприниматься как важная составляющая международных отношений. Собственно революция, помимо антишахской и социальной направленности, имела ещё и антиимпериалистическую (антинеоколониалистскую и т.п.), т.е. направлена против соответствующих форм зависимости Ирана от Запада и его эксплуатации последним, против западной экспансии в экономической, культурной, информационной сферах. Особое место в революционном движении занял антиамериканизм, что, помимо прочего было вызвано тем, что США своей политикой с 1945 г. и особенно после переворота 1953 г. позволили иранскому общественному мнению отождествить их с шахским режимом. Первоначально в 60-е гг. будущий вождь Исламской революции аятолла Рухолла Хомейнивыступал с резкой критикой шахской программы реформ, т.н. «белой революции», предусматривавших аграрную реформу, расширение избирательных прав для женщин и т.д. Постепенно радикализм его выступлений нарастает, и чем более в них проявляются антиимпериалистические, в основном резко антиамериканские мотивы типа: «…Наш повелитель—не Америка! Наш повелитель—не Британия, наш повелитель—не Израиль, наш повелитель—Бог», тем больший резонанс они получают в иранском обществе.
В одном из последних выступлений в Иране перед депортацией в Турцию и Ирак (и послужившем одним из оснований для этого), Хомейни сравнил распространение положений Венской конвенции 1961 г. о дипломатическом иммунитете на всех работающих в Иране американских специалистов с оккупацией страны США, и выразил такое видение мировых реалий, ставшее в Иране афоризмом: «Америка хуже Англии. Англия хуже Америки, а Советский Союз хуже их обеих. Каждый хуже другого, каждый ужаснее другого. Но сегодня мы имеем дело с таким злостным явлением, как Америка». Всё это накладывалось на традиционно распространённые в иранском обществе ксенофобию, национализм и религиозность, и таким образом роль внешнего фактора в иранской революции была значительной.
После революции важное место в идеологии нового режима, который возглавил имам Р. Хомейни, заняли имеющие внешнеполитическую направленность лозунги «Ни Запад, ни Восток (т.е. СССР), а ислам», единства мусульманских стран и т.п., а политика «экспорта Исламской революции» во многом заменила внешнеполитическую доктрину ИРИ. Хотя нужно сказать, что характерный для исламского режима дуализм светской (технократической) и исламской (идеократической) его составляющих отражался и на внешней политике: взвешенная политика МИДа могла подрываться радикальными действиями и заявлениями каких-либо «исламских» органов или деятелей, и наоборот, радикализм последних мог дезавуироваться первым.
Частным случаем «экспорта революции» стала ирано-иракская война, начатая Ираком, но велась она Ираном под лозунгами «Исламской революции» и целью была не столько оборона, сколько установление в Ираке аналогичного режима. Действенные попытки экспортировать революцию предпринимались в охваченный гражданской войной Ливан, где с иранской помощью была создана военно-политическая организация «Хезболла». Попытки инспирировать революционные движения предпринимались ещё в ряде арабских и мусульманских стран, в частности, на Бахрейне, где есть большая шиитская община. Были созданы специальные органы, игравшие роль «исламского Коминтерна», задачей которых было способствовать «экспорту революции»—напримерУправление исламских освободительных движений (УИОД) при Корпусе стражей Исламской революции(КСИР) и др.
Во многом именно угроза со стороны Ирана способствовала созданию в 1981 г. региональной организации арабских монархий—Совета Сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), своего рода «Священного союза» арабских монархий против Исламской революции, местной оппозиции, как исламской, так и светской, и против арабского светского республиканского национализма в лице режимов Ирака, Сирии, Йемена и других.
Иран разорвал все военно-политические связи с Западом. Отношения с «большим сатаной»,США, вообще стали враждебными. Враждебность к Вашингтону стала главным символом революции, почти религией. Антиимпериализм занял важное место во внешней политике ИРИ, в частности, на этой почве Иран сблизился с Ливией, Сирией и рядом других антизападных режимов, стал активным участником Движения неприсоединения, в котором, правда, зачастую проводил политику «неприсоединения к неприсоединившимся». Иран стал последовательным сторонником наиболее радикального (с антиизраильской точки зрения) решения палестинского вопроса.
В то же время ряд событий, получивших международный резонанс, на самом деле являлся следствием в первую очередь политической борьбы внутри Ирана. Инцидент с захватом «Студентами—последователями курса имама» здания посольства США в Тегеране 4 ноября 1979 г. и удержание американских дипломатов в качестве заложников в течение 444 дней имели множество международных последствий, важнейшее из которых—разрыв дипломатических отношений между Ираном и США. Нарушение норм международного права (Венская конвенция 1961 г.) в части неприкосновенности дипломатических миссий и персонала вызвало резкое осуждение мирового сообщества, в т.ч. и со стороны СССР. Но СССР осудил и американскую реакцию на это, считая её несоразмерной. США предприняли целую серию жёстких антииранских демаршей, пытаясь организовать давление на исламский режим дипломатическими, экономическими (санкции) и силовыми методами. Предпринятая американцами попытка освободить заложников силовым путём окончилась полным провалом (т.н. «табасский инцидент») и во многом стоила президенту Дж. Картеру поражения на выборах 1980 г. Долгие переговоры между США и Ираном при посредничестве, в частности, Алжира закончились освобождением всех заложников. Но бóльшая часть иранских требований выполнена не была.
Эти события с подачи имама Хомейни получили название «Вторая исламская революция», но отнюдь не за их международный резонанс. Формально предлогом для захвата посольства было нежелание США выдать в Иран для суда шаха Мохаммеда-Резу Пехлеви, но фактически они были следствием внутриполитической борьбы вокруг судьбы временного правительства М. Базарганаи проекта новой, «исламской», конституции. В результате казавшееся исламским революционерам либеральным правительство пало, а в условиях консолидирующего действия угрозы американского вторжения и антиимпериалистического энтузиазма на референдуме в декабре 1979 г. была одобрена разработанная Партией Исламской Республики Конституция, включавшая базисный принцип концепции Хомейни—«велайат-е факих» (правление богослова) и иные революционные тезисы. В результате Хомейни и его сподвижники добились своего, попутно разорвав все связи с США, испортив отношения с другими западными странами и свой имидж в мире, а также потеряв значительную часть иранских авуаров, хранившихся в США.
Один из крупнейших международных скандалов 1980-х гг.—т.н. «Ирангейт», связанный с тайными поставками американского вооружения Ирану, получил всемирную огласку также благодаря внутриполитической борьбе в Иране между группировками аятоллы Х. А. Монтазери, объявленного преемником Хомейни, ходжжат оль-ислама А. Рафсанджани (спикер Меджлиса) и ходжжат оль-ислама А. Хаменеи (президент). В данном случае имел место союз Монтазери и Хаменеи против Рафсанджани. По мнению его противников, сведения о контактах председателя Меджлиса с врагами ислама должны были безнадёжно скомпрометировать его и устранить с политической арены. Но история закончилась по-другому, да и весь скандал получил бо́льший резонанс за пределами Ирана, особенно в США.
По мнению известного израильского автора Д. Менашри, наделавшая в своё время много шума в мире фетва Р. Хомейни 1989 г.—приговор британскому писателю С. Рушди за книгу «Сатанинские стихи», также явилась результатом внутриполитической борьбы против, на этот раз Монтазери и, возможно, Рафсанджани.
При всей идеологической обусловленности внешней политики Ирана в 80-е гг. не следует приуменьшать её прагматизма. Несмотря на однозначность лозунга «ни Запад, ни Восток», антисоветскую риторику, на то, что Иран оказывал помощь афганским моджахедам, денонсировал в одностороннем порядке статьи 5 и 6 советско-иранского договора 1921 г., несмотря на провокации против советской миссии в Тегеране, несмотря на репрессии против иранских марксистов, Иран, тем не менее, на разрыв и открытую конфронтацию со второй сверхдержавой не пошёл, и более того, развивал и укреплял отношения с ней. Иран также сохранил и в ряде случаев даже развил отношения с рядом европейских капиталистических и социалистических стран, с Японией и другими государствами. Сравнительно неплохие отношения в 80-е гг. сложились у Ирана с основными прозападными странами региона—Турцией и Пакистаном. Так, Пакистан, в частности представляет интересы Ирана в США.
Ирано-иракская война была прекращена в 1988 г. самим имамом Хомейни, который реально оценил сложившееся тяжёлое военное и экономическое положение страны, настроение населения и дал согласие принять резолюцию СБ ООН №598 о прекращении огня.
Помимо исламской революционной идеологии на формирующуюся внешнюю политику ИРИ в 80-е гг. влияли следующие факторы:
Необходимость дипломатического обеспечения ведения войны с Ираком (недопущение интернационализации конфликта со стороны арабских и др. государств, обеспечение поставок вооружений и запчастей, работа в ООН и т.п.)
Другие вопросы безопасности: проблемы афганских беженцев, присутствие США в Персидском заливе, нейтрализация эмигрантских группировок, курдских и др. сепаратистов и т.п.
Потребности национальной экономики (содействие внешней торговле, транзиту экспорта и импорта, вопросы безопасности мореплавания и т.п., работа в рамках ОПЕК, меры по обходу американских санкций).
Внутренние факторы: политическая борьба, общественное мнение и т.п.
Традиционные, оставшиеся ещё от шаха, ориентиры внешней политики: претензии на роль региональной «сверхдержавы», иранский национализм, стремление играть на противоречиях между великими державами, имеющими интересы в Иране—подобно игре на противоречиях между Россией и Великобританией в конце XIX—начале ХХ в., между СССР и США после Второй мировой войны.
В 90-е гг., после смерти имама Хомейни, внешняя политика ИРИ, с одной стороны, продолжает тенденции 80-х гг., а с другой, в ней появились новые мотивы, определяемые во многом особенностями его внутреннего социально-экономического и политического развития. Считается общепризнанным определять внешнеполитический курс дуумвирата рахбара А.Хаменеии президента А. Рафсанджани(1989-1997, два срока) и действующего (с 1997 г.) президента М.Хатами как прагматичный и умеренный (по сравнению с периодом 1979-89 гг.). Период двух сроков А. Рафсанджани—время экономической реконструкции, власти были сосредоточены на восстановлении народного хозяйства после войны с Ираком, реформировании национальной экономики путём развития современных рыночных отношений, проведения приватизации, развития ненефтяного сектора экономики и привлечения иностранных инвестиций.
Иран в 90-е гг. постепенно перешёл в своей внешней и региональной политике от идей «экспорта революции» к поиску путей региональной кооперации, постепенно улучшаются отношения ИРИ со своими соседями по Персидскому заливу, в т.ч. с Саудовской Аравией, отношения с которой при Хомейни были почти враждебными, упрочились его связи с европейскими странами, с Россией, рядом развивающихся государств. Иран занял последовательно конструктивную позицию в отношении большинства региональных конфликтов, часто совпадающую с позицией России и ООН: в иракско-кувейтском кризисе, по афганскому вопросу, по Карабаху, Таджикистану, позднее—по Косово и т.п., причём религиозной солидарностью Иран руководствовался в меньшей степени, нежели здравым смыслом.
Кооперация с Россией по среднеазиатским, кавказским и ряду международных вопросов, равно как и общее сближение между двумя странами—важный поворот в иранской политике 90-х гг.
Конечно, «реликты» прежней, революционной внешней политики ещё сохраняются—это и резкая оппозиция мирному процессу на Ближнем Востоке, и поддержка ряда радикальных движений, в т.ч. Хезболла в Ливане, и установление тесных связей с «революционным исламским» Суданом, и поставки оружия в Боснию и т.п. Подозревается или доказан иранский след в ряде террористических актов, совершённых в 1990-е гг.: взрывы объектов еврейской общины Буэнос-Айреса (1992 и1994 г.), т.н. инцидент «Миконос» в 1992 г. в Берлине и другие. В 1993 г. были разорваны отношения между ИРИ и Алжиром,—последний обвинил Иран в поддержкеИсламского Фронта Спасения, ведущего вооружённую борьбу с алжирским правительством.
С избранием 23 мая 1997 г. президентом Ирана ходжжат оль-ислама Сеида Мохаммада Хатами—клирика и философа, имеющего светское и духовное образования, владеющего английским, немецким и арабским языками, прожившего много времени в Гамбурге, тенденции, начавшие проявляться в предшествующие годы во внешней и внутренней политике страны не только получили дальнейшее развитие, но и обрели своё концептуальное оформление. Речь идёт об идее «исламского гражданского общества» и концепции «диалога цивилизаций», ставших не только излюбленными темами выступлений М. Хатами перед аудиториями в ИРИ и за границей, но и базисными идеологическими ориентирами его администрации и сил, её поддерживающих, т.н. реформистов.
Заявленная как основа внешнеполитического курса концепция «диалога цивилизаций», своего рода «торговая марка» дипломатии Хатами, импонирует многим в немусульманских странах и снимает опасения о стремлении Ирана разговаривать с немусульманами в духе пророчеств С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций». «Диалог цивилизаций» предполагает нечто большее, чем межкультурный диалог—основными положениями концепции являются: уважение и равенство всех людей, не взирая на принадлежность к большим или малым нациям; принятие культурного разнообразия как перманентно присущей черты человечества; взаимоуважение к ценностям и взглядам, принятым в других культурах; право на защиту культурного наследия и ценностей; отказ от попыток культурного доминирования; поиск общих путей преодоления глобальных проблем; уважение норм международного права и отказ от конфронтации и т.п. Хатами неоднократно говорил об этом, с разных трибун: и на сессии ОИК, и на специальных конференциях и семинарах, и на Генеральной Ассамблее ООН, в т.ч. и на «Саммите тысячелетия» в сентябре 2000 г. По его инициативе 2001 г. объявлен ООН годом диалога цивилизаций.
«Диалог цивилизаций» предполагает и повышение роли Ирана в мире—как одной из древнейших цивилизаций и важнейшей составной части мусульманского мира. В этом качестве Иран хотел бы развивать отношения с другими «цивилизациями»—будь то Индия, Китай, Япония, Россия, и, конечно же, Запад, а точнее, Европа. Из европейских стран у Ирана наиболее удачно складываются отношения с Грецией и Италией, историческими центрами европейской культуры. Визит Хатами в Италию в 1999 г.—первый после Исламской революции визит главы иранского государства в западную страну (Рафсанджани из европейских стран был лишь в СССР в 1989 г.). Во время этого визита, помимо переговоров с итальянскими официальными лицами, состоялись встречи с представителями общественности и сенсационная встреча с папой римским Иоанном Павлом II.
В марте 2001 г. состоялся 4-хдневный визит Хатами в Россию и переговоры с её президентом В. В. Путиным. Сближение между двумя странами продолжается, хотя между ними есть и противоречия, в частности по вопросам, связанным со статусом Каспийского моря.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.