11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
В начале семидесятых годов Великобритания ушла из Персидского залива—британские войска были эвакуированы, Оман (1970), Бахрейн, Катар (1971) получили независимость, а шесть княжеств (эмиратов) т.н. Договорного Омана объединились в федерацию (1971)—Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ). Позднее, в 1972 г., к ОАЭ присоединился седьмой эмират. С эпохой колониализма было покончено.
Тем не менее, на протяжении всего рассматриваемого периода международные отношения в регионе включали в себя не только (а зачастую и не столько) взаимоотношения стран региона между собой, но и политику великих держав (СССР и США), других внерегиональных стран, прежде всего, западных, которую они проводили на Ближнем и Среднем Востоке. Более того, по мере усиления взаимозависимости государств, складывания системы общемирового хозяйства и рынка ( т.н. «глобализации»), всё чаще регион стал оказываться в центре мировой политики, что в немалой степени связано с ростом зависимости экономики Запада от ближневосточной нефти, особенно после кризиса 1973 г., и обратного влияния на экономику стран региона положения на мировом рынке нефти и общемировых экономических процессов.
Таким образом, при изучении международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке (БСВ) следует уделить внимание:
взаимоотношениям стран региона между собой
политике внерегиональных сил в регионе, взаимоотношениям стран региона и внерегиональных сил
роли и месту региона в мировой экономике, геополитическом раскладе ведущих держав и системе международных отношений в целом
Следует иметь ввиду, что в рассматриваемый период в качестве субъектов (акторов) международных отношений в регионе, помимо государств, активно принимали участие и суб- и надгосударственные структуры: в первом случае это могли быть разного рода общественные организации, террористические группы, этнические и религиозные движения и т.п., а во втором—межгосударственные объединения типа Лиги Арабских Государств (ЛАГ), Организации Исламская Конференция (ОИК), ОПЕК, Движения Неприсоединения, ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) и ОЭС (Организации Экономического сотрудничества). Причём многие акторы субнационального уровня вполне могли интернационализироваться, примером чему является распространение изначально египетской организации «Братья-мусульмане» в других странах региона, курдское национально-освободительное движение, деятельность Организации Освобождения Палестины (ООП) и др.
Из международных организаций в регионе относительно сплочёнными, проводящими согласованную политику были лишь ОПЕК, да, пожалуй, ССАГПЗ. Корпоративная солидарность первого достигалась кровными экономическими интересами членов и наличием общего «врага» в лице импортёров нефти, второй же состоял из близких по духу абсолютных монархических режимов с близкими интересами. ЛАГ и ОИК были аморфными организациями, призванными в основном подчёркивать арабскую (в первом случае) и исламскую (в случае ОИК) идентичность своих членов и способствовать, соответственно, арабской и исламской солидарности. Они не могли прекратить даже конфронтацию между своими членами, и в редких случаях относительного единодушия принимали осуждающие резолюции в адрес Израиля (за оккупацию Палестины), Египта (за Кэмп-дэвидский сговор с Израилем) и Советского Союза (за войну в Афганистане).
В основном связи стран региона имели между собой двусторонние и, реже, многосторонние связи, как правило, на неформальной и конъюнктурной основе.
Взаимовлияние внешней и внутренней политики характерно для большинства стран региона, и политической истории отдельных стран региона должно уделяться должное внимание при исследовании международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке. Некоторые события внутриполитической жизни отдельных стран, такие как Исламская революция в Иране в 1979 г. вызвали огромный резонанс в регионе и оказали немалое влияние на международные отношения.
Немаловажным является и цивилизационный фактор. Хотя т.н. «колониальный период» в истории Востока сильно подкорректировал его естественное развитие, хотя современный Восток тесно интегрирован в мировую экономику и систему политических отношений, тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов культурно-историческое наследие Востока, тот цивилизационный фон, который во многом определяет реалии социально-политической жизни стран БСВ, особенности их экономического развития, и, таким образом, и международные отношения в регионе. Здесь наряду с традиционными особенностями восточной политической системы, характерными элементами социальной практики (разного рода патриархально-неформальные отношения), традиционными хозяйственными укладами (такими как, например, базар), особенностями культуры и этнического менталитета, следует отметить особенно заметную роль религии.
Начиная с VII в. н.э. БСВ—традиционный регион «исламского мира», но необходимо иметь в виду, что Ближний Восток (Палестина)—ещё и родина христианства и иудаизма. Последователи последнего составляют большинство населения Израиля, христиане же (в основном восточных церквей) составляют большинство на Кипре и значительное религиозное меньшинство в целом ряде стран БСВ, особенно в Ливане (ок. 50%), Сирии, Иордании, Турции, Египте и др., в Иране сохранились последователи зороастризма, оттуда же происходит распространившаяся по всему миру секта «Вера Баха’и», среди курдов есть последователи синкретического культа—езиды.
В исламе помимо двух крупных течений—суннизма и шиизма существует множество толков, учений, сект и направлений (особенно в шиизме), так как в исламе никогда не было церкви как института, и соответственно, единой традиции богословия. Важную роль в религиозной жизни играют течения исламского мистицизма—суфизма. В рассматриваемый период особое распространение получил т.н. «политический ислам» («исламизм»)—такое название получили в широких кругах, преимущественно на Западе, разного рода социально-политические учения, рассматривающие ислам как часть своей идеологии (или же, как собственно идеологию). Говоря о религиозно-политических группах на БСВ, исламских в частности, следует иметь ввиду их крайне разнородный характер и форму, и механически объединять их не следует.
Этнонациональная и религиозная пестрота, многообразие социально-экономических укладов, особенности исторического развития, культуры и менталитета определяют своеобразие региона Ближнего и Среднего Востока, сердцевины «исламского мира», наследника древневосточных цивилизаций, и соответствующим образом влияют на международные отношения в регионе.
Как известно, регион БСВ всегда отличался повышенной нестабильностью и конфликтогенностью. Множество межгосударственных, межэтнических и конфликтов на религиозной почве было заложено ещё в далёком прошлом. В рассматриваемый период продолжилось распространение на регион глобального противостояния СССР-США (до распада СССР в 1991 г.), так и не найдено было решения палестинского вопроса, более того, регион пережил ещё одну масштабную арабо-израильскую войну (т.н. «Война Судного дня», 1973 г.), конфликт распространился на Ливан (1982 г.), в котором вспыхнула также гражданская война. Ряд конфликтов, в том числе продолжающихся на рубеже XXI в., возник или приобрёл остроту именно после 1970 г.: помимо упомянутой ливанской проблемы, это ещё и кипрский конфликт (с 1974 г.), гражданская война в Афганистане (с 1978 г.), ирано-иракская война (1980-88 гг.), кувейтско-иракский кризис (1990-91 гг. и по настоящее время), периодически обострялась в 1970-90-е гг. и курдская проблема, а также ряд других конфликтов разной интенсивности.
Стратегическое значение региона, его геополитическое положение и ресурсы углеводородного сырья отнюдь не способствовали стабильности в регионе, так как приковывали к нему повышенное внимание всего мира и особенно США, что выражалось, помимо прочего, в стремлении последних закрепить своё военно-политическое присутствие в регионе, что наблюдалось на протяжении всего рассматриваемого периода.
Глобальное биполярное противостояние в регионе БСВ проявлялось в 1970-1991 гг. в основном в борьбе за привлечение двумя сверхдержавами стран региона на свою сторону, в тот или иной военно-политический блок или альянс и в борьбе за сохранение их в своей орбите. В идеологическом плане это выражалось в каждом из лагерей либо в ассоциировании тех или иных стран с т.н. «свободным миром» (союзники США), или же в их позиционировании как «вставших на путь строительства социализма», «стран народной демократии» или «прогрессивных антиимпериалистических государств» (союзники СССР), соответственно. С точки зрения отношения к противоположному лагерю в качестве идеологических императивов провозглашались антикоммунизм и антиимпериализм соответственно.
Весьма характерным явлением была слабость в регионе позиций Движения неприсоединения, хотя некоторые страны являлись его членами. Вплоть до Исламской революции в Иране в 1979 г., провозгласившей лозунг «Ни Запад, ни Восток, а Ислам», и тем самым—один из вариантов «исламской альтернативы» двум лагерям «холодной войны», а затем и американской версии т.н. «нового мирового порядка», было достаточно легко идентифицировать в биполярной плоскости ту или иную страну. К числу союзников США, т.н. «стран свободного мира» относились Турция, Иран (до 1979 г.), Пакистан, Саудовская Аравия и все другие арабские монархии, Египет (после смерти Г. А. Насера, с начала 70-х гг.), Израиль; просоветскую позицию занимали Сирия, Ирак, Южный Йемен (НДРЙ), Афганистан (с 1978 г.), Ливия, Алжир. Остальные страны считались «неприсоединившимися».
В плане военно-политического блокостроительства преуспели США, втянувшие ещё в 1952 г. в НАТО Турцию и её же, Иран и Пакистан в блок СЕНТО,4 впрочем, последняя активностью не отличалась и распалась после Исламской революции в1979 г.. Советский Союз ограничивался двусторонними договорами типа договоров о дружбе и сотрудничестве с Ираком (1972) и Сирией (1980). Большое значение имели неформальные отношения великих держав-патронов и их региональных клиентов, наиболее наглядно проявившиеся в тесных американо-израильских отношениях.
Впрочем, во внешней политике стран региона их принадлежность к тому или иному из идеологических блоков далеко не всегда определяла их поведение в конкретных ситуациях. Государства и политические режимы могли в одних случаях вести политику, отвечающую интересам другого идеологического блока, нежели того, к которому якобы принадлежали. Объясняется это тем, что государства региона, постепенно укрепляя свою независимость, стремились проводить внешнюю политику, ориентированную на национальные интересы, великие державы-патроны соответствующих блоков вынуждены были с этим считаться. С другой стороны, правящие режимы многих государств, основанные на вековых восточных традициях, меньше всего в своей повседневной практике руководствовались какими-либо идеологическими императивами, даже теми, какие они якобы принимали, исходя из своей ориентации на СССР или США, проводя политику, основанную на соображениях конъюнктурной выгоды, зачастую ведя откровенный торг с сверхдержавами.
В этой связи крайне показателен пример Египта: режим Анвара Садата (1970-1981) прошёл путь эволюции от откровенно просоветского до откровенно проамериканского. Тому есть и другие примеры: Саудовская Аравия и ряд других арабских монархий, несмотря на свою прозападную ориентацию приняли активное участие в нефтяном эмбарго против западных союзников Израиля в 1973-74 гг. и «революции цен», вызвавших энергетический кризис; «стратегический союзник» Вашингтона иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви с целью сбалансировать американское влияние неоднократно делал дружественные жесты в адрес СССР; Ирак в сентябре 1980 г. начал войну с Ираном, даже не пытаясь консультироваться со своим союзником СССР.
В политике СССР и США в регионе был и откровенно военный компонент. Соединённые Штаты на протяжении всего рассматриваемого периода содержали значительные контингенты своих ВМС в Восточном Средиземноморье и Персидском Заливе, не стесняясь использовать их как элемент давления в своей ближневосточной политике. Крупные военные контингенты США были размещены в Саудовской Аравии, Кувейте и др. во время войны в Персидском заливе 1991 г. («Буря в пустыне») и продолжают там дислоцироваться. Сохранила своё военное присутствие и Великобритания (на Кипре). Войска США и ряда стран НАТО приняли участие в событиях в Ливане в 1982 г., в бомбардировках Ливии (1986), в войне с Ираком (1991). Военная операция США и т.н. «многонациональных сил» против Ирака во время кувейтского кризиса 1990-91 гг. занимает особое место. Выделяется и сама по себе военная акция США—впервые так массово и масштабно были применены возможности высокотехнологичных видов вооружений (современная авиация, ракетная техника и др.). Сам же кувейтский кризис—первый показательный пример «глобализации» региональных конфликтов в новых условиях 1990-х гг. и реализации американских концепций «нового мирового порядка».
Если бы не ввод советских войск в Афганистан и их участие в войне в этой стране в 1979-89 гг., то советское военное присутствие было бы несоизмеримо меньшим по сравнению с американским. Афганская война стала самой крупной операцией советских войск со времён второй мировой войны.
Широко распространённой с обеих сторон была практика направления «советников» в страны-клиенты и активное военно-техническое сотрудничество с ними.
Из стран региона военной активностью за пределами своих границ отличились: Израиль (арабо-израильский конфликт, интервенция в Ливан), Сирия (оккупация Ливана), Иран (при шахе—интервенция в Оман, при исламском режиме—в Ливан). Самыми масштабными региональными конфликтами стали непрекращающийся арабо-израильский, кровопролитный ирано-иракский и разрушительно-техногенный иракско-кувейтский кризис.
В области экономики регион БСВ также стал ареной соперничества, но уже не между СССР и США, а ставшей уже традиционной конкуренции ведущих центров мировой экономики—США, Европы и Японии. Важным событием в мировой и региональной экономике стала т.н. «революция цен» на нефть и перераспределение мирового рынка нефти, ставшие результатом борьбы нефтедобывающих стран региона с международными монополиями. Благодаря доходам от нефти БСВ стал одним из мировых финансово-экономических центров. ОПЕК, в которой ведущую роль играли нефтедобывающие государства бассейна Персидского залива и Северной Африки, стала контролировать мировой рынок нефти.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.