1980-1989
Как уже говорилось, ирано-иракская война была частным случаем иранской доктрины «экспорта исламской революции». Но это лишь один аспект этого очень сложного международного конфликта. В ирано-иракском противостоянии существует множество причин, исторических, политических, религиозных и экономических. Это и конфликт между персидским и арабским национализмом, исламским мессианизмом и баасистским социализмом, и борьба за гегемонию в стратегически важном бассейне Персидского залива. Это и суннитско-шиитские противоречия и проблемы шиитских святынь (НеджефиКербела) в Ираке. Свою роль играло и наличие арабского меньшинства в Иране, особенно в пров.Хузестан, богатой нефтью. Немаловажное значение имели и взаимные территориальные претензии. Месопотамия (Ктесифон) была центром последней доисламской династии Ирана Сасанидов. Восстановившая иранское государство шиитская династия Сефевидов и их преемники сXVIпоXIXвв. вели борьбу с Османской империей за Месопотамию (Ирак). С момента обретения Ираком независимости (1922 г.) неоднократно в разных формах им выдвигались претензии на иранскую провинцию Хузестан, которая в иракских источниках именовалась не иначе какАрабистан. Не последнюю роль сыграл и субъективный момент, в частности, неприязненное отношение имама Хомейни к президенту ИракаСаддаму Хусейну, связанное с тем, что последний выслал Хомейни по требованию шаха Мохаммеда Резы из Ирака в 1978 г.
Непосредственной причиной войны был спор двух стран о границе, в частности, о том ее участке, который проходит по р. Шатт эль-Араб.Соглашения 1847 г. и 1913 г. между Персией и Турцией и последующие соглашения между Ираном и Ираком (1937) проводили границу по левому (восточному) берегу реки, кроме участков у гг. Хорремшехр и Абадан, оставляя, таким образом, акваторию реки—важнейшей транспортной артерии, в т.ч. и для экспорта нефти, под суверенитетом Ирака. Так как такое положение было невыгодно Ирану, а также потому, что соглашения о границе были заключены при неблагоприятных для него обстоятельствах, в т.ч. и под давлением Великобритании, Тегеран неоднократно выступал за пересмотр соглашений о границе и требовал её провести, в соответствии со сложившейся международной практикой проведения речных границ пофарватеру илитальвегу(линии наибольших глубин).
Отношения между странами резко обострились после революции 1959 г. в Ираке и выхода этой страны из СЕНТО. В апреле 1969 г. Иран в одностороннем порядке денонсировал Соглашение 1937 г. как колониалистское и империалистическое. Помимо пограничной, обострились и другие проблемы в двусторонних отношениях. Важное место в числе иракских претензий к Ирану заняло требование прекратить поддержку курдских повстанцев. Ирак, в свою очередь, предоставил свою территорию для иранской оппозиции, в частности, с 1964 г. в изгнании в Неджефе жил аятолла Р. Хомейни, распространявший оттуда антишахские воззвания.
В ноябре 1971 г. после ухода британских войск из Залива Иран захватил принадлежавшие княжествам Шарджа и Рас эль-Хайма три острова в Персидском заливе: Абу Муса, Большой и Малый Томб. Острова занимают очень важную стратегическую позицию у входа в Ормузский пролив. Ирак в знак протеста разорвал дипломатические отношения с Ираном. Сделано это было не столько из арабской солидарности, сколько из опасения, что, контролируя острова, Иран в любой момент может закрыть Ормузский пролив.
При посредничестве Алжира Ирак, истощенный борьбой с курдскими повстанцами, пошёл на восстановление дипотношений с Ираном в октябре 1973 г. В марте 1975 г. на саммите ОПЕК в Алжире состоялась встреча шаха Мохаммеда Резы и Председателя Совета Революционного командования Саддама Хусейна. Были заключены соглашения об урегулировании разногласий между двумя странами, в том числе признавалась граница по р. Шатт эль-Араб по линии тальвега. В июле того же года в Багдаде был подписан договор о границе и добрососедских отношениях. Иран согласился прекратить помощь курдским повстанцам и компенсировать Ираку территориальные потери на сухопутном участке границы в районе Нафтхане—Нафтшах. Все части договора были объявлены взаимосвязанными.
Ирак был вынужден пойти на соглашения 1975 г. и поэтому воспринял события 1978-79 гг. в Иране как повод для пересмотра соглашения с помощью силы. Воспользовавшись слабостью иранской армии в результате революции и чисток, используя как предлог революционную риторику Тегерана, стремившегося разжечь пламя Исламской революции во всём исламском мире и, прежде всего, в Ираке; объявив о нарушении договора 1975 г. со стороны Ирана и обвинив последний в «224 агрессивных актах», Ирак 18 сентября 1980 г. денонсировал договор 1975 г., а также потребовал освобождения островов Абу Муса, Большой и Малый Томб.
22 сентября Ирак начал военные действия. Началась война, ставшая угрозой безопасности для региона БСВ и источником беспокойства для всего мира.
В сентябре-ноябре 1980 г. иракской армии удалось добиться ряда успехов, была оккупирована часть провинции Хузестан, другие территории, захвачены гг. Хорремшехр, Каср-е Ширин, Мехран, окружены Абадан и Ахваз. В декабре 1980 г. война приняла позиционный характер. С марта 1982 г. начинается иранское наступление, в мае освобождён Хорремшехр, боевые действия переносятся на иракскую территорию, но принимают снова позиционный характер, в 1986-87 гг. Иран ценой больших потерь оккупирует полуостров Фао близ Басры и ещё ряд территорий в Ираке. В это же время разворачиваются т.н. «война городов» (взаимные массированые авианалёты) и «танкерная война» (удары по нефтеналивным судам противника и лояльных ему стран). С января по август 1988 г. иракские войска наносят ряд поражений иранцам и освобождают захваченные территории.
В июле 1988 г. имам Хомейни признаёт резолюцию СБ ООН №598 о прекращении огня от 1987 г. (Ирак признал её ещё раньше). 20 августа было подписано, а с 25 августа вступило в силу перемирие, но ни одна из сторон не считала себя побеждённой. В октябре 1990 г., уже после начала иракско-кувейтского кризиса, Ирак согласился вернуться к Алжирскому соглашению 1975 г. и границе по тальвегу, вывел войска с продолжавших находится под его контролем иранских территорий, признал и выполнил ряд других иранских пожеланий. Был произведён обмен военнопленными и восстановлены дипломатические отношения между двумя странами. Количество погибших в войне составило от 600 тыс. до 1 млн. человек с каждой стороны.
Этот крупнейший региональный конфликт имел международный аспект. Хотя и великие державы, и страны Запада и страны БСВ формально сохраняли нейтралитет, конфликт с самого начала стал интернационализироваться. Арабские монархии Персидского залива, обеспокоенные перспективой распространения Исламской революции и иранским гегемонизмом в целом, негласно поддерживали Ирак, в основном, финансами. Особенно выделялась Саудовская Аравия, отношения которой с Ираном были крайне напряжёнными в 80-е гг. Во время «танкерной войны» Иран неоднократно подвергал нападениям суда Саудовской Аравии и Кувейта, а в 1984 г. подверг территорию последнего ракетному обстрелу. Явно антииранскую позицию занял Египет. В свою очередь, из арабских стран Сирия, Ливия и Южный Йемен поддерживали Иран, особенно тесные отношения у исламского режима сложились с Сирией. Турция, Алжир и Пакистан пытались посредничать между Ираном и Ираком. ООН и ОИК призывали к прекращению огня.
В регионе и Персидском заливе в частности в течении всего периода конфликта находились военно-морские силы США и других стран НАТО. Помимо прочего, они во время «танкерной войны» эскортировали танкеры Кувейта и Саудовской Аравии. В целом США и НАТО больше были склонны поддерживать Ирак, однако, уже тогда по отношению к этим двум странам закладывались основы политики, получившей во второй половине 90-х гг. при президенте Клинтоне название «политики двойного сдерживания» (dual containment).
Советский Союз занимал во время войны нейтральную позицию, призывая обе стороны прекратить войну и объединиться против «мирового империализма». С начала войны СССР прекратил поставки оружия Ираку, но в 1982 г. возобновил в связи с переносом войны на иракскую территорию и антисоветскими акциями в Иране. Вместе с тем советское вооружение, в основном через Сирию, поступало и в Иран.
Несмотря на прекращение войны отношения между Ираном и Ираком остаются достаточно сложными, и несмотря даже на тяжёлое поражение Ирака в «Битве в пустыне» в 1991 г., очень велика вероятность того, что указанный выше комплекс противоречий между двумя странами может вызвать новый конфликт.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.