logo
imo4

11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.

Государства Израиль было провозглашено 14 мая 1948 г. в Тель-Авиве под звуки арабского обстрела. Новое государство появилось на свет в условиях настоящей арабо-еврейской войны и непрекращавшейся еврейской иммиграции в Палестину.

Сразу же после провозглашения государства Израиль США признали его де-факто. Уже 14 мая представитель Белого дома предоставил прессе заявление президента Г. Трумэна: «Правительство получило информацию о том, что в Палестине провозглашено еврейское государство, и временное правительство оного просит о признании. Соединенные Штаты признают временное правительство как власть нового Государства Израиль де-факто». Три дня спустя, 17 июня 1948 г. Советский Союз признал Израиль де-факто и де-юре.

Израильское правительство возглавил Д. Бен-Гурион, амбициозный сионистский политик, обладавший незаурядным стратегическим видением и оригинальным политическим мышлением, лидер правящей сионистской социал-демократической партии МАПАЙ (Партия рабочих Земли Израильской).

Д. Бен-Гурион в течение целого ряда лет разрабатывал внешнеполитическую концепцию, которую до сих пор используют государственные лидеры Израиля. Вот ее основные элементы:

  1. Государство Израиль должно стать духовно-религиозным центром и местом собирания рассеянного еврейства. Капитал, политическое влияние, профессиональная квалификация, научные достижения, духовное и культурное наследие диаспоры должны быть поставлены на службу Израилю.

  2. Государство Израиль окружено враждебным арабским «морем». Поэтому государственная безопасность обеспечивается такими факторами, как:

В условиях раздела мира на два враждебных лагеря Д. Бен-Гурион предполагал взаимодействие Израиля с тремя «сферами» мирового сообщества.

В первом приближении это был арабский мир Ближнего Востока и Северной Америки, «стена» конфронтации, которую необходимо было пробивать, используя все имевшиеся средства. Рано или поздно, верил премьер-министр, Израилю придется заниматься развитием мирных связей с арабскими государствами. Поэтому необходимо было разрабатывать весь спектр будущих отношений с арабскими соседями. Во второй сфере располагались естественные союзники Израиля — мусульманские Турция, Иран, Судан и полухристианская Эфиопия. Эти государства боятся панарабизма и коммунизма, считал Д. Бен-Гурион, поэтому они склонны сотрудничать с Израилем. Третий круг — развитие отношений со странами Запада. Именно западные страны стали основным источником финансовой помощи и военно-политической поддержки нового государства. Особое место занимали страны социалистического блока, которые были враждебно настроены к западному сообществу. Однако как раз эти страны, прежде всего СССР, являлись источником массовой алии (иммиграции) в Израиль. По этой причине израильское правительство, используя до 1967 г. официальные дипломатические отношения, а затем поддержку стран Запада, настаивало на подтверждении исключительных прав советских евреев на выезд, требовало от правительства СССР поощрять еврейскую эмиграцию для поселения в «земле обетованной».

К

онцепция Д. Бен-Гуриона оказалась весьма жизнеспособной и обеспечила не только выживание еврейского государства на Ближнем Востоке, но и содействовала развитию его активной дипломатии и сотрудничества с мировым сообществом и различными «центрами силы», помогла выработать тактику мирного процесса во взаимоотношениях с рабаским миром.

Арабо-израильская война 1948-49 гг.началась после провозглашения Государства Израиль. Регулярные части вооруженных сил Трансиордании, Сирии, Ливана, Египта, вторглись на территорию Палестины. При этом каждая арабская страна преследовала свои цели: либо присвоить себе часть территории Палестины, либо помешать соседу укрепить свое влияние в данном регионе. Лидеры Израиля стремились в ходе войны не только отразить арабское нападение, но и зафиксировать государственные границы в наиболее широком географическом пространстве.

В военном отношении Армия обороны Израиля (АОИ) была подготовлена значительно лучше арабского противника. В рядах еврейской армии воевали отряды организаций «Хагана», «Пальмах», имевшие многолетний опыт боевых действий против палестинских и бедуинских формирований в Палестине. Кроме того, на стороне АОИ сражались ветераны Красной Армии и еврейские добровольцы из стран Запада. Боевой дух израильской армии был необычайно высоким. США и СССР тайно помогали Израилю.

Арабские армии превосходили израильтян в количественном отношении. Однако, в тактике и выучке явно уступали. Наступательные операции арабских войск было часто несогласованными. Лишь Арабский легион иорданского эмира Абдаллы, среди офицеров которого были британские военнослужащие, представлял внушительную силу.

11 июня 1948 г. благодаря усилиям специального посредника ООН, шведского графа Бернадотта было заключено перемирие сроком на один месяц. В ходе этой передышки Израиль смог получить оружие и боеприпасы из-за границы. Были заложены основы военно-воздушных сил и военно-морского флота. Прибыли новые группы добровольцев из-за рубежа. 10 июля возобновились боевые действия, в ходе которых произошел решительный поворот в пользу Израиля. Последующие перемирия оказались хрупкими, граф Бернадотт был убит еврейским экстремистом.

19 января 1949 г. на острове Родос начались переговоры между Израилем и арабскими странами под председательством уполномоченного ООН Ральфа Банча, бывшего заместителя графа Бернадотта. Первое соглашение было подписано с египтянами 24 февраля 1949 г., 23 марта заключено соглашение с Ливаном, а 3 апреля – с Трансиорданией. С Сирией соглашение о перемирии было подписано только 20 июля. Ирак вообще не подписал никакого документа с Израилем. В результате подписанных документов о перемирии Государство Израиль занимало 80% всей территории Палестины, находившейся под британским мандатом. Соглашения фиксировали прекращение огня и обязательства сторон не нарушать демаркационной линии («Зеленая Линия»). Мирный договор подписан не был. Война обозначала следующие элементы палестинской проблемы:

  1. Вопрос о самоопределении и создании государства палестинцев.

  2. Судьба палестинских беженцев, их статус.

  3. Вопрос о территориях и границах. Египет оккупировал сектор Газа, а Трансиордания — Западный берег реки Иордан — территории, принадлежащие, согласно резолюции 181 ГА ООН, палестинскому государству. Израиль оккупировал часть Галилеи.

  4. Статус Иерусалима. Иерусалим является уникальным городом мира, где сосредоточены святые места трех религий – христианства, ислама, иудаизма - , и возникают различные проблемы, связанные с доступом верующих к святым местам. В результате арабо-израильской войны западная часть города была занята израильскими войсками, а восточная — иорданскими.

Определенным этапом в эскалации арабо-израильского конфликта стало Трехстороннее соглашение США, Великобритании и Франции от 25 мая 1950 г. Соглашение явилось результатом встречи министров иностранных дел трех государств в Лондоне, на которой обсуждались конкретные вопросы, оказывающие воздействие на мир и стабильность арабских государств и Израиля. В частности, министры обсудили вопрос поставок вооружений и военных материалов ближневосточным странам и приняли заявление, которое по сути дела значительно поощряло развитие гонки вооружений в регионе Ближнего Востока. США, Великобритания и Франция заявили, что арабские государства и Израиль «нуждаются в поддержании определенного уровня вооруженных сил в целях обеспечения их внутренней безопасности и законной самообороны и для выполнения своей роли в защите региона в целом». Профессиональному наблюдателю-международнику нетрудно было догадаться, что слова «защита региона» означали противодействие любым попыткам СССР и его союзников усилить влияние на Ближнем Востоке. Три государства заявили, что все обращения арабских стран и Израиля о поставках вооружений будут рассматриваться именно в свете принципов защиты региона и самообороны. Правительства США, Великобритании и Франции также заявили, что от ближневосточных государств получены заверения, согласно которым поставки вооружений будут разрешены, если государство-покупатель не намерено предпринимать какой-либо акт агрессии против какого-либо другого государства. При этом, три западных правительства заявили «о своей глубокой заинтересованности и своем желании обеспечит установление и сохранение мира и стабильности в регионе и о своем противодействии использованию силы или угрозе силой в отношениях между государствами в регионе». Действительность показала, насколько далеки были заявленные намерения государств от постоянного наращивания военного потенциала ближневосточными государствами.