10.5.Период конфронтационной стабильности.
За годы жесткой конфронтации, пиком которой стал Карибский кризис «обе державы научились некоторым фундаментальным правилам благоразумия, с тем, чтобы регулировать свое соперничество и вести себя таким образом, что бы не прибегать к оружию». Действительно, несмотря на участие в той или иной степени почти в каждом военном конфликте 50-60х годов СССР и США не разу не перешли к стадии открытого вооруженного столкновения. Общемирового столкновения удалось избежать, что было заслугой дипломатов двух великих держав.
После смерти Сталина, серьезные изменения происходят во внешнеполитическом курсе СССР. Своего рода символом перемен явился визит лидера Югославии Б.Тито в Москву в июне 1956 г. Он стал возможным исключительно потому, что новый руководитель Советского Союза отошел от некоторых взглядов прошлого руководства. Н.С. Хрущев фактически признал «существование нескольких дорог к социализму», что свидетельствовало о серьезных изменениях во внешнеполитическом курсе страны. Москва надеялась на примирение с Югославией, которая к тому времени установила достаточно тесные торгово-финансовые отношения с Западом. Однако период примирения был коротким. Вооруженное вмешательство СССР в венгерские события было с негодованием воспринято в Белграде.
Тем не менее, в целом позиция СССР в отношении с Западом стала более гибкой. Вопреки возражениям со стороны Молотова, Хрущев подписывает в 1955 г. мирный договор с Австрией. В мае этого же года Советский Союз официально возвращает Порт-Артур Китаю, а в сентябре выводит вооруженные силы из военной базы, расположенной лишь в 20 километрах от Хельсинки. В 50-е годы СССР становится активным участником различных программ помощи в рамках ООН.
Параллельно с этим, проходило укрепление позиции СССР в странах Восточной Европы, что, как выяснилось, не очень тревожило Запад. Достаточно вялая реакция западных стран на грубое вмешательство Москвы во внутренние дела Польши и Венгрии в 1956 г. свидетельствовала о их нежелании идти на открытую конфронтацию.
Конец 50-х начало 60-х годов было периодом улучшения отношений между США и СССР. Во время встречи в Париже советской и американской делегаций, возглавляемых президентом Эйзенхауэром и премьером Хрущевым, по мнению большинства специалистов, было возможно достижение реальных соглашений. Однако срыв переговоров руководителей СССР, США, Англии и Франции в Париже в мае 1960 г. фактически произошло из-за негибкости советского лидера. Негативно повлиял на отношения СССР с Западом и эпизод со сбитым над территорией СССР в канун майских праздников 1960 г. американского разведывательного самолета У-2. Так завершился кратковременный период «потепления» между Москвой и Вашингтоном, за которым последовали строительство Берлинской стены и Карибский кризис.
С 1962 г. США пошли на демонтаж региональных биполярных структур, несмотря на то, что глобальной основой конфронтационной стабильности (1962-1991 гг.) и разрядки (1968-1978 гг.) оставалось биполярность. Для Советского Союза это явилось не очень приятной неожиданностью. Формализацией новой внешней политики США стала доктрина Р.Никсона. Она была построена на перераспределении военной ответственности в сдерживании коммунизма между США и поддерживаемыми ими правительствами. Президент Никсон открыто заявил о невозможности жертвовать интересами Соединенных Штатов ради задач, определенных из реалий 40-х годов.
Ситуация в мире, сложившая к началу 60-х годов характеризовалась военно-стратегическим паритетом между СССР и США, осознанием бессмысленности нерегулируемой гонки вооружений. Впервые появилась возможность перевести конкуренцию за мировое преобладание из области стратегического противостояния в политическую, экономическую и культурную сферы. Великие державы попытались активнее использовать не военные, а культурно-ценностные аргументы в борьбе за симпатии других народов. Это стало основой кратковременного, но очень яркого периода разрядки. США отказывались от «одиночного» противостояния, на которое у них уже не было сил (Вьетнамская война сильно ослабила потенциал и политико-моральную однородность американского общества). Стремясь не допустить перехода гегемонии к Советскому Союзу, Вашингтон пошел на разрушение классической биполярной структуры, сочетая приоритетность советско-американского взаимопонимания на глобальном уровне в Европе с жесткой поддержкой «антибиполярных» тенденций на региональном и субрегиональном уровнях. Сближение США с Китаем, по мнению А.Д.Богатурова, как нельзя лучше характеризовало эту тенденцию.
60-е годы начались с переговоров в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. В эти годы, как Москва, так и Вашингтон стали проявлять большую гибкость. Однако против заключения соглашения о прекращении испытаний ядерного оружия выступали Франция и Китай, которые опасались отстать в развитии собственных ядерных программ, считавшиеся залогом безопасности. Более того, и сами участники переговоров не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. В 1963 г. была найдена компромиссная формула, стороны согласились подписать договор о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Эти переговоры дали уникальный опыт согласованного решения проблемы по частям, с выделением тех вопросов, по которым можно добиться консенсуса.
В эти же годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства, которое, по мнению большинства стран, не должно было стать ареной гонки вооружения. Однако в 60-е годы происходило расширение ядерного клуба, и продолжали совершенствоваться новые виды вооружения. Подобные тенденции беспокоили международную общественность. Были найдены очень элегантные формы запрещения распространения ядерного оружия – объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Летом 1964 г. такой зоной была объявлена Африка.
В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия. В ходе работы над текстом договора, Соединенные Штаты и Советский Союз впервые за многие годы достигли некоторого сближения по принципиальным вопросам разоружения. Согласно статье 1, каждый участник Договора, обладающий ядерным оружием, брал обязательство «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно». В марте 1970 Договор вступил силу. К этому времени его подписали около 100 государств.
Однако в конце 60-х годов, произошло ряд событий, которые свидетельствовали о том, что два блока продолжали бороться за упрочение статус-кво в мире. Некоторые исследователи говорили даже о существовании своего роды негласного правила советско-американских отношений в Европе: «В поделенной на сферы влияния Европе ни та, ни другая сторона не должны нарушать этот порядок силовыми методами». События в Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г. косвенно подтверждали такое мнение. Весной 1968 г. новый лидер компартии Чехословакии А.Дубчек объявил о либеральных реформах, направленных на «десталинизацию» режима в стране. Однако «пражская весна» длилась всего 7 месяцев: 21 августа 1968 г. советские войска вошли в Прагу. Как и в Венгрии, Москва не могла смириться с угрозой своим стратегическим военным интересам в Центральной Европе. Оправдание вмешательства во внутренние дела Чехословакии было сформулировано в рамках, так называемой, «брежневской доктрины». В сентябре 1968 г. Л.И. Брежнев заявил о существовании неотъемлемого права социалистического сообщества судить, когда наступает опасность социалистическим ценностям и вмешиваться, для их защиты. Формально подтверждая тезис о существовании разных путей построения социализма, Москва, тем не менее, говорила о недопустимости каких-либо действий, «способных нанести ему урон».
Начало 70-х годов было времен нормализации отношений между КНР и США, с одновременным обострением советско-китайских отношений. К сожалению, Советский Союз, выступавший за сохранение статус-кво в регионе, быстро утрачивал инициативу, которая переходила к США, Китаю и позднее Японии. 27 февраля 1972 г. в Шанхае подписывается коммюнике, где закреплялись условия нормализации американо-китайских отношений. США подтверждали намерение поддержать КНР в случае нарастания угрозы со стороны СССР, а Китай обещал продолжить линию дистанцирования от Москвы. Начиная с этого времени, в Юго-Восточной Азии складывается новая региональная структура международных отношений.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.