10.4.Формирование новой политической карты мира.
После окончания второй мировой войны на политической карте мира появились новые игроки, заявившие о своих правах на самостоятельное участие в международных процессах. В Азии и Африке набирала силу новая «волна национального самоопределения», которая наложила особый отпечаток на международные отношения 50-60 гг. Советский Союз и Соединенные Штаты, перешедшие к открытой конфронтации в Европе, получили новую площадку для реализации своих интересов. На территории бывших колоний развернулась борьба между двумя центрами силы, которые стремились привлечь в свой лагерь новых сторонников.
Формирование новой политической карты мира происходило на фоне краха имперских амбиций западноевропейских стран и распада колониальной системы. Наиболее трагично, этот процесс переживала Британская Империя.
Основной целью внешней политики Англии после второй мировой войны до 1949 г. было восстановление статуса страны как мировой державы, способной осуществлять независимый от США и СССР внешнеполитический курс. Министерство иностранных дел Великобритании пыталось доказать, что ослабление позиций страны на мировой арене - это временное явление. Использование ресурсов колоний и доминиона, по мнению Лондона, позволяло вернуть авторитет Великобритании в мире. Чтобы не остаться в одиночестве, английские эксперты предлагали активизировать контакты с Францией и другими странами Европы. Расширение англо-советского взаимодействия во внешней политике не входило в краткосрочные планы Лондона. Министр иностранных дел Бевин стремился сделать все, чтобы сотрудничество между СССР и Великобританией в первые послевоенные годы, насколько оно все же осуществлялось, не затрагивало вопросы английского присутствия на Ближнем Востоке и в Африке.
Первое столкновение английских и советских интересов произошло на Балканах и Ближнем Востоке, где Лондону не удалось сохранить своих довоенных позиций. Очень скоро британские лидеры осознали, что империя слаба и необходимо продумать «пути отступления». В 1946 г. Англия признала, что Ближний Восток не является для нее в прежней мере жизненно важным регионом, но в то же время подчеркнула свое намерение сохранить здесь военное присутствие с целью предотвратить появление СССР в Северной Африке и Конго.
Еще более сложная ситуация для Лондона сложилась на отдаленных территориях Британской Империи. 15 августа 1947 г. получает независимость Индия. Соглашаясь на это, Англия пошла на раздел территории своей бывшей колонии на два государства – Индию и Пакистан. Границы были проведены таким образом, что на протяжении всех последующих лет возникали конфликты и противоречия, доходившие до военных действий.
Территория Пакистана была разделена на две части – восточную и западную. На суше они отстояли одна от другой на 1500 км., а по воде вокруг полуострова путь между ними составлял около 5000 км. В ходе начавшейся впоследствии войны восточная часть – Бенгалия – становится независимым государством Бангладеш. С самого начала раздела территории Индии в ставших приграничными районах происходили погромы и столкновения на религиозной и этнической почве. Индусы вынужденно покидали территорию Пакистана, мусульмане уходили с территории Индии. Борьба между Индией и Пакистаном из-за княжеств Джамму и Кашмир, а также Хайдарабад и Джунатарх продолжается до сих пор. 26 июня 1950 г. Учредительное собрание приняло новую конституцию - Индии, оставаясь в Британском содружестве, становилась суверенной демократической республикой.
В феврале 1948 г. английское правительство предоставило право доминиона острову Цейлон. 4 июля 1946 г. Филиппинская Республика была провозглашена суверенным государством, хотя США оставили здесь свои военные базы. В августе 1957 г. независимость получила Малайа. В 1951 г. Непал становится суверенным государством и конституционной монархией.
После второй мировой войны в Азии появился «старый» новый самостоятельный игрок – Китай, где в результате победы в гражданской войне против Гоминьдана в 1949 г. к власти пришла Коммунистическая партия. После берлинского кризиса и создания НАТО в 1949 г. на Западе уже оформилась линия на конфронтацию с СССР. Однако отношения между Москвой и Вашингтоном на Тихом океане, по определению А.Д.Богатурова, оставались «островком» относительной устойчивости. После победы коммунистов на материковом Китае в США начала нарастать обеспокоенность по поводу возможного усиления позиции СССР в Азии. Советский Союз объявил о своих планах строительства подводного флота на основе трофейных немецких кораблях. С учетом имеющихся баз в Китае, советский флот на Дальнем Востоке стал рассматриваться американцами в качестве реальной угрозы свободе судоходства в стратегически важном регионе.
В 1950 г. подписывается новый союзный договор между Пекином и Москвой, который лишал американцев надежды на плодотворное американо-китайское партнерство. С этих пор, Вашингтон приступил к поиску «замены» Китаю. В США надеялись сформировать в Азии «блок» антикоммунистических государств, которые стали бы проводником американских интересов в регионе. Подобно тому, как берлинский кризис привел к оформлению биполярного противостояния в Европе, корейская война 1950-53 гг. дала толчок для появления «двух лагерей» в Азии. Сбрасывавшие колониальный гнет, народы должны были сделать выбор в пользу того или иного центра силы.
Наиболее драматично складывалась судьба Вьетнама. 2 сентября 1945 г. в день капитуляции Японии Вьетнам получил независимость. Однако территория Вьетнама, Кампучии и Лаоса стала ареной ожесточенной борьбы: на этом пространстве столкнулись интересы Франции, Китая, Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. В 1954 г. в Париже была подписана декларация, которая предусматривала проведение свободных выборов во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Во Вьетнаме установилась временная демаркационная линия чуть южнее 17-й параллели.
США, стремясь прийти в регионе на смену Франции, которая после «грязной войны» вынужденно ушла из Индокитая, не поставили свою подпись под декларацией, Поиск «замены» Китая продолжался. В условиях абсолютизации коммунистической угрозы в США, Д. Эйзенхауэр объявил Лаос ключом ко всей зоне Юго-Восточной Азии и, используя СЕАТО в качестве инструмента давления, начал проводить политику укрепления позиции США в регионе. Однако основным источником разрушительных импульсов в регионе был Южный Вьетнам, именно там сконцентрировались интересы Соединенных Штатов. В первой половине 60-х годов в Южном Вьетнаме совершается несколько переворотов. Обострились отношения между буддистами и католиками. Оппозиция, недовольная неспособностью правительства навести порядок, продолжала оказывать мощное давление на официальный Сайгон. Вашингтон пошел на эскалацию конфликта, начав 4 августа 1964 г. интервенцию во Вьетнам.
Надо отметить, что в задачи Москвы не входило обострение отношений с Вашингтоном из-за Северного Вьетнама. Лишь впоследствии Москва стала отходить от линии на минимальное участие в конфликте, и с отставкой Н. С. Хрущева Советский Союз занял более активную позицию в вопросе оказания поддержи Демократической Республике Вьетнам.
Однако вмешательство Северного Вьетнама в события на юге готов был поддержать Китай. Его отношения с СССР ухудшились после смерти Сталина, и Пекин стал играть самостоятельную роль в регионе, часто противопоставляя свою политику интересам Москвы. Тем не менее, Вашингтон не мог перебороть свою «ненависть» к коммунистическому правительству и продолжал поддерживать гоминьдановское правительство Тайваня.
Л.Джонсон, новый президент США боялся быть обвиненным в «потере Вьетнама», как в «потере Китая» обвинили Г.Трумэна. Л.Джонсон рассматривал интервенцию во Вьетнам как «ограниченный конфликт», который не приведет к глобальному вооруженному противостоянию между США и СССР, однако фактически, Вьетнам стал ареной ведения боевых действий между двумя центрами силы.
До 1973 г. продолжалась Вьетнамская война, которая кардинально изменила расстановку сил в регионе. Соединенные Штаты потерпели во Вьетнаме сокрушительное поражение и вывели свои войска из страны. Таким образом, Вьетнам стал новым членом социалистического блока. Американцы вынуждены были пересмотреть свою политику в Юго-Восточной Азии. Республиканская администрация Р.Никсона стала искать пути улучшения отношений с Пекином, который к середине 70-х годов окончательно испортил отношения с Москвой, доведя их до пограничных конфликтов.
Столь же драматично развивалась ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, где столкнулись интересы тех же стран, что и в Юго-Восточной Азии. Сирия и Ливан, Египет и Ирак, Йемен и Иордания добились независимости достаточно быстро. Основной клубок противоречий завязался вокруг Палестины и Израиля. С момента образования еврейского государства Израиль Ближний Восток стал центром конфликтов, которые инициирует и та, и другая сторона. Несмотря на решение Генеральной Ассамблеи ООН, до сих пор не удалось создать независимое государство Палестины. Серьезным камнем преткновения стал Иерусалим, который подлежал интернационализации, но в настоящее время находится под полным контролем Израиля и вопреки решениям ООН объявлен столицей еврейского государства. Великие державы постоянно вмешивались в борьбу, развернувшуюся на Ближнем Востоке. Англия, США. Франция и Советский Союз в той или иной мере провоцировали или участвовали в многочисленных кровавых конфликтах в регионе.
В конце 50-х начале 60-х годов весь африканский континент был охвачен борьбой за независимость. В марте 1957 г. бывшая английская колония Золотой Берег стала первой независимой страной Тропической Африки. С целью удержать Золотой Берег в своем подчинении англичане долго лавировали, но в конце концов им пришлось согласиться с новым политическим устройством страны. Борьбу за независимость вели колонии, входившие во Французскую Западную Африку и Французскую Экваториальную Африку. Крушение колониальной системы в Экваториальной Африке привело к появлению новых независимых государств. В Гвинее, французское правительство попыталось демократическими инструментами удержать колонию, вынеся на референдум новую Конституцию. Однако население подавляющим большинством отвергло ее, что заставило Париж признать независимость Гвинеи. Вслед за ней, независимость получили Того и Камерун. Как карточный домик стало разваливаться французское сообщество, членами которого были колониальные территории в Африке. На стороне национально-освободительных движений выступила ООН, которая поддерживала независимость новых африканских государств. Когда в 1960 г. независимость получили 18 африканских стран (Мадагаскар, Федерация Мали, Чад, Центрально-Африканская Республика, Конго (Браззавиль), Габон, Дагомейская Республика, Республика Нигер, Республика Верхняя Вольта и Республика Берег Слоновой Кости), он вошел в историю как год Африки.
В 60-е годы от колониальной зависимости освободились также страны Восточной и Центральной Африки. В их числе бывшие британские владения Кения, Уганда, Занзибар, Нъясленд, Северная Родезия. Иная ситуация складывалась на юге Африки, где сосредоточены богатейшие запасы золота, платины, алмазов, урана и других минеральных богатств, которые колонизаторы ни за что не хотели упускать из рук. Ангола, которая так же стала ареной борьбы двух лагерей, получила независимость только в 1975 г.
Однако после получения самостоятельности во многих странах Африки сохранялась неспокойная ситуация. Колониальные власти не хотели терять своего влияния, постоянно вмешиваясь в дела уже независимых государств. Многие из них обладали стратегически важными природными ресурсами, за контроль над которыми и велась ожесточенная борьба. Более того, молодые государства попали в орбиту интересов США и СССР, стремившихся обозначить сферу своих интересов, навязывая незрелым режимам тот или иной путь развития. Идеологический фактор, доминировавший в международных отношениях того периода, негативно повлиял не процесс становления новых независимых стран региона.
В 1963 г. после долгих переговоров на конференции глав африканских государств была создана Организация африканского единства (ОАЕ), которая объединила 50 стран континента. В ее задачи входило развитие политического и экономического сотрудничества африканских стран, укрепление их влияния в мире, защита их территориальной целостности, координация и объединение действий на международной арене.
Борьба за освобождение от колониальной зависимости развернулась в послевоенный период и в Латинской Америке. В 50-е годы кубинские революционеры по главе с Фиделем Кастро сбросили режим Батисты, которого поддерживали США, и объявили о социалистическом выборе развития страны. В 50-60-е годы Соединенные Штаты неоднократно предпринимали безуспешные попытки уничтожить правительство Кастро. На Кубе произошел один из самых драматичных конфликтов между СССР и США, послуживший отправным пунктом для существенной переоценки и переориентации внешней и военной политики США и СССР. Карибский кризис октября 1962, когда мир стоял в шаге от глобальной войны, заставил академическую и политическую элиты, как в США, так и в СССР более трезво взглянуть на проблему ядерной войны.
После получения независимости не все страны делали однозначный выбор в пользу того или иного центра силы. В 1955 г. в Бандунге прошла конференция, на которой представители 29 стран Азии и Африки приняли Декларацию, где заявили о необходимости уважения прав человека, целей и принципов Устава ООН. В Декларации говорилось о равенстве рас и наций, воздержании от применения силы к другим странам, отказе от интервенции и вмешательства во внутренние дела других стран. Эти принципы стали основой межгосударственного объединения стран известного как Движение неприсоединения.
Его формирование во многом стало возможным в связи с изменениями во внешней политике Советского Союза. Секретный доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС оказал сильное влияние на развитие международных отношений. Некоторые лидеры стран Восточной Европы восприняли его как согласие СССР с тезисом о существовании разных путей строительства социализма. Более того, Хрущев признал, что приход социалистических сил к власти может осуществиться и парламентским путем. Фактически это означало признание правоты Тито. Однако, окончательного примирения между Москвой и Белградом не произошло. После вмешательства СССР в венгерские события 1956 г, Югославия еще более удалилась от Москвы, осуществляя независимый внешнеполитический курс. Она даже стала участвовать в Движении неприсоединения.
Однако, речь Хрущева была совершенно по-другому воспринята в Китае, который посчитал, что тезис лидера КПСС о мирном сосуществовании двух систем подрывает советско-китайское сотрудничество. Пекин, прежде всего, опасался, что сближение СССР с Западом произойдет за счет интересов Китая. Ухудшением отношений между странами не преминули воспользоваться Соединенные Штаты.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.