logo
imo4

1978-2000

В 1973 г. в Афганистане произошёл военный переворот, и была свергнута монархия. Афганистан был провозглашён республикой, а власть в своих руках сосредоточил родственник короля и бывший премьер-министр М. Дауд. В апреле 1978 г. произошёл новый военный переворот («Апрельская революция»), режим Дауда был свергнут, а власть перешла к просоветской Народно-Демократической партии Афганистана (НДПА), руководство которой предприняло серию преобразований в этой отсталой полупатриархальной стране.

Однако «социалистические» преобразования НДПА привели к росту народного недовольства и вооружённой борьбе с режимом, которая поддерживалась внешними силами: Пакистаном, Саудовской Аравией, в меньшей степени исламским Ираном, а также США и другими. Режим НДПА также раздирали межфракционные противоречия между враждебными фракциями «Хальк» и «Парчам». Режим находился на грани гибели.

Основную поддержку в военно-техническом, политическом и экономическом плане режим НДПА получал из СССР, который, впрочем, поддерживал ранее весьма тесные связи и с королевским режимом, и с режимом Дауда. В декабре 1978 г. был заключён советско-афганский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. А 27 декабря 1979 г. ссылаясь «на неоднократные просьбы афганской стороны», вышеназванный договор и 51 ст. Устава ООН СССР ввёл на территорию Афганистана «ограниченный контингент» своих войск (40 армия) и начал участвовать на стороне правительства НДПА в борьбе с вооружённой оппозицией.

Вопрос о том, чем было мотивировано решение советского руководства о вводе войск в Афганистан остаётся открытым до сих пор и достаточно дискуссионным среди исследователей. То ли руководство СССР было уверенно в лёгкой победе и правоте на основании пресловутой «доктрины Брежнева» и опыта событий в Чехословакии в 1968 г., то ли считало, что последствия падения режима НДПА будут более угрожающими, нежели война за его сохранение, то ли какие-то другие соображения повлияли на это решение, приведшее к самой большой военной операции советских войск с 1945 г. и 9-летнему пребыванию их на территории Афганистана.

Следует отметить, что решение о вводе войск и сам ввод ограниченного контингента совпали по времени с резким обострением американо-иранских отношений вследствие кризиса с американскими заложниками в Иране и наращиванием американского военного присутствия в бассейне Аравийского моря и Персидского залива. Крайне непростыми были и советско-американские отношения в этот период. К ноябрю 1979 г. окончились неудачей советско-американские переговоры о ракетах средней дальности в Европе. США отклонили инициативы СССР, равно как и предложения по ограничению военного присутствия в Индийском океане. В декабре 1979 г. было принято решение о размещении крылатых ракет в Европе. 1978-1979 гг. были также периодом американо-китайского сближения против СССР, периодом резкой критики США положения с «правами человека» в СССР, а также других недружественных действий Соединённых Штатов. Определённые круги в США сознательно провоцировали Советский Союз на агрессивные действия, в т.ч. и в Афганистане.

Соединёнными Штатами и их союзниками в пропагандистких целях ввод войск в Афганистан изображался, как попытка СССР реализовать якобы вековую мечту русских царей о выходе к Индийскому океану, перекрыть поставки нефти на Запад из Персидского залива и прочие экспансионистские замыслы. В Обращении к нации 23 января 1980 г. президент США Дж. Картер сказал: «попытка любой внешней силы завоевать контроль над Персидским заливом будет рассматриваться, как нападение на жизненные интересы США и будет отражена любыми необходимыми средствами, включая военную силу.» Советские войска «находятся на расстоянии 300 миль от Индийского океана и приблизились к Ормузскому проливу…Советский Союз теперь пытается укрепить своё стратегическое положение, что ставит под серьёзную угрозу свободную транспортировку ближневосточной нефти»,—заявлял Картер. Сменивший его в 1981 г. Р. Рейган занял по афганскому вопросу, равно как и в целом по отношению к Советскому Союзу ещё более радикальную позицию.

Ввод войск нанёс большой удар по образу СССР в глазах мировой общественности. Этот акт осудили все страны Запада, большая часть неприсоединившихся государств и даже союзники СССР восприняли его без энтузиазма. Это вылилось, в частности, в бойкот Олимпийских игр 1980 г. в Москве. США использовали эти события с целью поправить свой образ в глазах мусульманских народов и вызвать вражду в мусульманском мире к Советскому Союзу, канализировать экстремистские религиозно-политические движения в мусульманском мире против СССР, оградив тем самым себя и своих союзников от повторения опыта Ирана 1979 г.

Положение усугублялось тем, что при вводе войск с помощью советских спецслужб был свергнут Х. Амин, президент Афганистана, и к власти на штыках советских войск пришел Б. Кармаль, лидер фракции «Парчам». Это обстоятельство позволяло противникам СССР и НДПА изображать афганский режим как откровенно марионеточный. Традиционно проводивший на протяжении ХХ в. нейтральную политику Афганистан оказался в сфере влияния СССР.

Эскалация боевых действий привела к потоку афганских беженцев в Иран и Пакистан. Там же базировалась вооружённая оппозиция (Альянс восьмив Иране иАльянс семив Пакистане). Главным центром афганских непримиримых оппозиционеров (моджахедов) стал Пакистан, г. Пешавар. Пакистан же оказывал, вместе с США, Саудовской Аравией, ОАЭ, Китаем и др. действенную материальную и военно-техническую помощь моджахедам, зачастую вмешиваясь во внутренние дела Афганистана. К концу 1980-х гг. объёмы финансовой помощи моджахедам достигали 600 млн. долл. США в год.

Попытки найти мирное решение афганской проблемы были долгое время безуспешными. С 1982 г. шли непрямые переговоры (при посредничестве Генерального секретаря ООН П. де Куэльяра и его спецпредставителя Д. Кордовеса) между Афганистаном, СССР, Пакистаном и США. Советский Союз в лице Генерального секретаря КПСС Ю. В. Андропова ещё в конце 1982 г. изъявил желание вывести войска из Афганистана «если Пакистан прекратит содействие оппозиции». Только в 1988 г. между Афганистаном и Пакистаном при участии СССР, США и ООН были заключены Женевские соглашения об урегулировании конфликта на основе прекращения всякого иностранного вмешательства в дела Афганистана. 15 февраля 1989 г. последние части советских войск покинули Афганистан.

Фактически, уход советских войск был вынужденным, в т.ч. и по внутренним причинам. Немаловажную роль в том, что афганским моджахедам на протяжении 9 лет удавалось относительно успешно оказывать сопротивление одной из сильнейших армий мира, сыграли поставки им западных вооружений и материальная поддержка со стороны США и исламских государств, неготовность советских войск к партизанской войне в горных условиях, незнание страны, обычаев и менталитета афганцев и связанные с этим ошибки советского командования. Вместе с тем, необходимо отметить, что прямого военного поражения советские войска в Афганистане не потерпели.

Хотя Пакистан и США не собирались прекращать помощи мождахедам, режим НДПА, с 1986 г. возглавляемый Наджибуллой, вопреки предсказаниям успешно сопротивлялся моджахедам. И только весной 1992 г., когда с распадом СССР помощь с севера совсем иссякла, режим Наджибуллы пал, власть перешла к моджахедам. Бывшие полевые командиры поделили между собой посты в правительстве страны, официально переименованной в Исламское Государство Афганистан (ИГА).

Между бывшими союзниками по джихадупочти сразу же начались конфликты и борьба за власть, переросшая в новую гражданскую войну. Афганистан фактически распался на ряд самостоятельных территорий.

В 1994 г. появляется новый игрок на афганской сцене—движение Талибан, основанное бывшими афганскими эмигрантами—учащимися пакистанских медресе (талибами), созданное стараниями пакистанской межвойсковой разведкиISIпри поддержке США и Саудовской Аравии.

Поддерживая талибов, руководство Пакистана рассчитывало, что, установив контроль над Афганистаном с пакистанской помощью, движение будет проводить лояльную ему политику, предоставит преференции в экономической и политической сферах, а также признает законной афгано-пакистанскую границу, разделяющую пуштунов и служившую в разное время причиной возникновения противоречий между двумя странами. Правящие круги Саудовской Аравии рассчитывали что, имея финансовое и идеологическое влияние на талибов, они распространят и своё политическое влияние на Афганистан. Обе эти страны, а также США, рассчитывали, что единый Афганистан под контролем талибов будет удобным маршрутом для экономической, политической и идеологической экспансии в Среднюю Азию, бывшие советские республики которой занимают крайне важное геополитическое положение в центре Евразии и к тому же богаты природными ресурсами, в т.ч. нефтью и газом. Т.к. средназиатские республики не имеют выхода в открытое море, то в борьбе за влияние в регионе первоочередное значение приобретают маршруты доступа в регион, особенно маршруты транспортировки нефти и газа. Маршруты через Иран и Россию считаются «неприемлемыми» (для США) по политическим мотивам, отсюда остаются два варианта: Турция - Кавказ - Каспий и Пакистан-Афганистан. Проект транспортировки через Афганистан туркменского газа начал разрабатываться американской компанией «ЮНОКАЛ» и американо-саудовской «Дельта».

Провозгласив себя адептами «подлинного ислама», талибы начали войну против всех других афганских группировок и вскоре добились успехов: в 1995 г. взяли Кандагар, ставший центром движения, в 1996 г.—Кабул. В течение двух лет центром сопротивления талибам был г. Мазари Шариф, но в 1998 г. пал и он. К 2000 г. талибы установили контроль над 90 % территории страны. Кандагар остался политическим центром движения и резиденцией руководства талибов, в т.ч. лидера—муллы Омара, имеющего титул «повелитель правоверных» (амир ал-муминин), в Кабуле же размещается «гражданское» правительство, впрочем, целиком состоящее из талибов—представителей суннитского духовенства:мулл, ахундов и маулана. На контролируемой ими территории талибы провозгласили «Исламский Эмират Афганистана».

Между тем, мировое сообщество (кроме Пакистана, Саудовской Аравии и ОАЭ) не признало режим талибов. Политика талибов по насаждению «истинного ислама», репрессии в отношении политических противников, религиозных и национальных меньшинств, отношение к статусу женщин и многие другие аспекты внутренней политики талибов вызывают недоумение и осуждение во многих странах мира. Агрессивная внешнеполитическая риторика, предоставление территории международным террористам и попустительство наркотраффику, открытое пренебрежение мировым общественным мнением заставляют даже союзников талибов относится к ним настороженно. США не пошли на признание движения в качестве легитимной власти Афганистана и развитие отношений с ним, и, более того, нанесли по контролируемой талибами территории ракетный удар по предполагаемым базам международного террориста У. бен Ладена.

А Иран, Индия, Россия, среднеазиатские республики продолжают оказывать поддержку т.н. «Северному Альянсу» моджахедов во главе с Ахмад Шахом Масудом и Б. Раббани, которые после 1998 г. закрепились в северо-восточных (Бадахшан, Тахар и др.) районах Афганистана, в ряде районов (Бамиан, Бадгис и др.) продолжалась партизанская война против талибов.