11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
Во второй половине 1940-х годов ООН активно обсуждала палестинскую проблему. Суть проблемы — предоставление евреям и арабам Палестины права на самоопределение и создание собственного государства. Проблема обострялась наличием десятков тысяч евреев, пострадавших от нацистов в годы прошедшей войны, сосредоточенных в многочисленных лагерях перемещенных лиц в Европе и ожидавших решения своей судьбы. Постоянные члены Совета Безопасности ООН в принципе одобряли идею образование еврейского государства. Правительства США, Великобритании, Франции испытывали мощное давление со стороны сионистских организаций, которые указывали на страдания евреев в годы войны и на потребность создать для них надежное убежище в Палестине. Руководитель СССР И.В. Сталин поддержкой еврейского государства рассчитывал приобрести союзника на Ближнем Востоке.
29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 (II) о будущем Палестины. Основные пункты резолюции говорили о следующем:
Британский мандат на Палестину прекращается по возможности скорее, но не позднее 1 августа 1948 г.
Вооруженные силы державы-мандатория быстро выводятся из Палестины, вывод должен завершиться не позднее 1 августа 1948 г.
Независимые арабское и еврейское государства и Особый Международный Режим для Города Иерусалима будут образованы в Палестине через два месяца после завершения эвакуации вооруженных сил державы-мандатория, но в любом случае не позднее 1 октября 1948 г.
Город Иерусалим будет создан как отдельная единица с особым международным режимом, и будет управляться Объединенными Нациями.
Два государства образуют экономический союз. Целями Экономического Союза Палестины должны быть: таможенный союз; совместная валютная система; функционирование в общих интересах железных дорог, межгосударственных шоссе, почтовых, телефонных и телеграфных служб и портов и аэропортов; совместное экономическое развитие, в особенности, в области ирригации, мелиорации земли, защиты почвы; доступ обоих государств и Города Иерусалима к водному и энергетическому потенциалу.
Резолюция предусматривала, следовательно, постепенное создание двунационального арабо-еврейского государства, объединенного экономическим сотрудничеством и совместным контролем религиозных мест Палестины, имеющих мировое значение. Это был, вероятно, самый разумный вариант решения проблемы Палестины в создавшихся условиях. Однако начавшиеся в Палестине военные действия и провозглашение Государства Израиль в мае 1948 г. помешали осуществлению резолюции 181.
Решающую роль в принятии резолюции и создании государства Израиль сыграли США. Этот факт вполне объясним, если учесть, что после второй мировой войны Соединенные Штаты были, наравне с Советским Союзом, самой могучей державой в военно-политическом и экономическом смысле слова.
В конце 1940-х годов во внешнеполитическом комплексе США имела место продолжительная дискуссия относительно стратегии и тактики американской ближневосточной политики.
Позиция исполнительных ведомств (госдепартамент, Пентагон и ЦРУ) казалась, несмотря на ряд межведомственных разногласий и противоречий, единой и состояла в следующем. Соединенные Штаты должны быть готовы к военному вмешательству в дела Палестины в случае начала арабо-еврейской войны, в особенности, если в районе начнется советская военная интервенция. С политической токи зрения, указывали разработчики американских внешнеполитических министерств, необходимо добиваться пересмотра резолюции 181, поскольку арабские государства решительно возражают созданию еврейского государства, тем более в Святой Земле, где возникнет опасность доминирования одной религии. Соединенные Штаты могут, а в случае советского вмешательства должны, поддержать евреев, но не в ущерб отношениям с арабами, которые составляют количественно абсолютное большинство населения региона Ближнего Востока; не в ущерб отношениям с арабскими странами, обладающими колоссальными запасами нефти и других топливных ресурсов. Если же поддерживать только евреев, арабские режимы могут сменить внешнеполитическую ориентацию в пользу СССР. Кроме того, односторонняя поддержка еврейского государства приведет к возложению на США главной ответственности за безопасность этого нового государства.
Склонность чиновников исполнительных ведомств США поддержать, прежде всего, арабскую сторону или как арабскую, так и еврейскую, вызвало к жизни появившийся в американской печати термин «арабисты». Этот термин обозначал как раз тех представителей госдепартамента, министерства обороны и ЦРУ, которые стояли на позиции «равноудаленности» в вопросе об отношении к арабо-еврейским столкновениям.
В свое время госсекретарь США Э. Стеттиниус писал президенту Г. Трумэну, что «вопрос о Палестине является комплексным и важным и включает пункты, касающиеся не только евреев Европы. Это один из аспектов сложной ситуации в регионе, жизненно важном для Соединенных Штатов. Его, на наш взгляд, нужно рассматривать с величайшей осторожностью, принимая во внимание долгосрочные интересы страны (на Ближнем Востоке)». С 1945 г. госдепартамент настойчиво рекомендовал президенту воздержаться от поддержки широкомасштабной еврейской иммиграции из Европы в Палестину.
Документы внешнеполитических ведомств США свидетельствуют о множестве рекомендаций, которые выносили ведущие внешнеполитические эксперты. Так, ветеран госдепартамента, авторитетный специалист-ближневосточник Л. Хендерсон предлагал установить попечительство США над Палестиной. Для достижения названной цели Л. Хендерсон предлагал достичь согласия с Великобританией, Францией и Советским Союзом.
Другую точку зрения выражали ближайшие советники президента, прежде всего К. Клиффорд, С. Розенман и Д. Найлз. Советники работали в тесном контакте с ведущими еврейскими и сионистскими организациями США. Они сумели убедить президента занять позицию однозначной поддержки будущего Государства Израиль. Они указывали на то, что еврейские общины США голосуют на выборах дисциплинированно и обладают громадными финансовыми возможностями, что данные обстоятельства имеют большое значение на предстоящих президентских выборах 1948 г. Следовательно, необходимо поддержать сионистский проект в Палестине даже ценой отношений с богатыми нефтью арабскими странами. Кроме того, советники указывали на особую ценность еврейского государства в регионе стран, традиционно находившихся под влиянием Великобритании и уже испытывающих проникновение советских дипломатов и разведчиков.
Необходимо учитывать и политический вес американского конгресса. Сенаторы и конгрессмены США находились под непрерывной опекой различных лоббистских структур, выражавших интересы еврейской общины страны. К моменту создания еврейского государства в Палестине позиция конгресса США в целом была скорее просионистской, и данное обстоятельство главе Белого дома следовало учитывать. Руководствуясь прежде всего интересами политической победы на президентских выборах 1948 г. Г. Трумэн принял сторону своих советников. Таким образом, в решающий момент Соединенные Штаты оказали безусловную поддержку Государству Израиль.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.