logo search
imo4

10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы

Созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций стала трибуной для решения вопросов разоружения и обсуждения атомной проблемы. Устав Организации Объединенных Наций обязывал ее членов «принимать эффективные коллективные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права». В уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов.

Уже на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в соответствии с решением Московского совещания министров иностранных дел СССР, США и Британии была учреждена Комиссия Организации Объединенных Наций по контролю над атомной энергией, в состав которой вошли пять постоянных членов Совета Безопасности и Канада. В задачи Комиссии входила разработка предложений по контролю над атомной энергией в пределах, необходимых для обеспечения использования ее только в мирных целях.

Изначально Соединенные Штаты заняли очень жесткую позицию в Комиссии, стараясь удержать монополию на атомное оружие. Знаменитый «план Баруха», внесенный в Комиссию в июне 1946 г., как раз и предусматривал создание международного контрольного органа, имеющего права инспектировать любые объекты, имеющие отношение к атому. При этом ничего не говорилось о запрещении использования атомной энергии в военных целях.

Советский Союз выступил против этого плана, считая, что он просто закреплял монополию США на обладание ядерными технологиями. В свою очередь, советская делегация внесла в Комиссию проект конвенции о запрещении производства и применения оружия массового уничтожения, основанного на использовании атомной энергии.

В конце октября 1946 г. Советский Союз вносит предложение о всеобщем сокращении вооружений и в качестве первоочередной задачи – запрещение производства и использования атомной энергии в военных целях. Генеральная Ассамблея поддержала предложение Москвы. Однако все выдвигавшиеся проекты не имели практического выхода, ибо их цель – контроль, а не запрещение и сокращение. Параллельно с ведением дискуссий по этой проблеме, в мире продолжалась гонка вооружений. С окончанием атомной монополии США в 1949 г., начался новый этап в истории разоружения.

В 1950-е годы продолжались переговоры по разоружению, в ходе которых выяснилось, что стороны стремились найти компромисс. В 1952 г. СССР внес проект резолюции по вопросу о регулировании, ограничении и соразмерном сокращении всех вооруженных сил и вооружений. В том же году США, Япония и Франция выступили с предложением об ограничении численности вооруженных сил, определив их пределы для всех стран. Однако камнем преткновения всех разоруженческих инициатив была и остается проблема контроля. Надо было пойти на ограничении суверенитета и предоставить международному органу право проверять на территории своей страны выполнение достигнутых договоренностей. В условиях нарастающего недоверия между двумя центрами силы, появление эффективно работающего контрольного органа было нереально.

Тем не менее, в 1954 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию «О заключении международной конвенции по вопросу о сокращении вооружений и запрещении атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения». Впервые после 1946 г. все члены ООН единодушно выступили за регулирование, ограничение и значительное сокращение вооруженных сил и всех видов обычного вооружения, а так же за полное запрещение ядерного оружия. Однако это стало только началом очень сложного процесса, который продолжается и сегодня.

С первых лет своего существования, ООН участвовала также и в разрешении конфликтов между государствами. Первая серьезная проблема появилась в 1946 г., когда Советский Союз отказался вывести войска с территории северного Ирана. Иран добился рассмотрения этого вопроса на Совете Безопасности. Впервые ООН была использована как инструмент аккумуляции международного давления на суверенное государство. Несмотря на все возражения Москвы, ей все таки пришлось вывести свои войска из сопредельной страны.

В 1947 г. обострился кризис между Индонезией и Голландией. Совет Безопасности призвал прекратить боевые действия, начатые Голландией и создал специальную комиссию, работа которой завершилась признанием независимости и суверенитета Индонезии. Вооруженные силы Голландии покинули территорию своей бывшей колонии.

В дальнейшем, с той или иной степенью успеха, ООН принимала участие в разрешении конфликтов в Греции (1946г.), в Палестине, Кашмире, Корее. Решение Берлинского кризиса 1948 г. в Совете Безопасности было заблокировано Советским Союзом. Найти выход удалось лишь после прямых двусторонних переговоров между Москвой и Вашингтоном.

Анализируя деятельность ООН в первые годы существования можно сделать вывод о том, что ООН, как и Лига Наций 30-х годов, стала лишь еще одним инструментом национальной политики наиболее влиятельных членов международного сообщества. В этом, по сути, и заключался скрытый смысл организации. Суверенные государства получили дополнительные рычаги для решения своих внешнеполитических задач. Однозначно можно говорить о том, что ООН не стала выразителем интересов того или иного идеологического лагеря. Ни США, ни Советскому Союзу не удалось добиться постоянного преобладания в организации. Право вето, которым обладали члены СБ, делало крайне затруднительным проведение односторонних решений в интересах какой-либо державы. Исключение составила резолюция по Корее, когда Москва, приняв недальновидное решение, бойкотировала работу Совета Безопасности.