logo search
imo4

14.2.2.Россия и ес.

После вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1 декабря 1997 г. их взаимоотношения вышли на более высокий уровень интенсивности и качества. С этого момента все российские законы проверяются с точки зрения их совместимости с Соглашением. В Соглашении обозначена перспектива создания зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Это имеет для РФ тем большее значение, что ЕС остается наиболее важным лдя нас торговым партнером, поскольку на его долю приходится от 38 до 40% российской внешней торговли. В рамках программы "Тасис" ЕС в 1991-1999 гг. России была предоставлена техническая помощь в размере более 2,2 млрд. евро. для реализации более чем 1500 проектов.

В сентябре 2000 г. Председатель Европейской комиссии Р. Проди обратился к Президенту Владимиру Путину, с планом стратегического партнерства ЕС с РФ в обеспечении энергетической безопасности Европы в ХХI веке. План получил название “плана Проди”. Его суть состоит в том, чтобы в течение ближайших двух десятилетий увеличить примерно в два раза гарантированные поставки российских энергоносителей в страны Союза при помощи обширных европейских инвестиций в российские энергодобывающие отрасли, внедрения в них новейших технологий и т.д.

16% от общего объема поставляемой в ЕС нефти и 20% природного газа поступают из России (данные на 2000 г.), что делает нашу страну заметным торговым партнером стран ЕС. Европа крайне заинтересована в скорейшем увеличении объемов поставок, готова инвестировать и поставлять необходимые технологии в энергетический сектор России. Суммы потенциальных инвестиций по основным энергетическим проектам, по мнению ряда аналитиков, составляют от 400 до 600 млрд. евро.

Российская сторона позитивно воспринимает “план Проди” только в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Реальный потенциал экономического сотрудничества между Россией и ЕС лежит в развитии кооперации в наукоемких и высокотехнологических отраслях промышленности. Интеграция России в общеевропейское экономическое пространство должна происходить через постепенное сближение законодательств и устранение барьеров на пути торговли и инвестирования, что, в конечном счете, должно привести к созданию зоны свободной торговли. ЕС подтвердил свою поддержку вступлению России во Всемирную торговую организацию и заявил о готовности продолжать содействовать России в ее работе по адаптации к требованиям ВТО.

Вместе с тем, в экономических отношениях между ЕС и РФ остаются серьезные проблемы. Они касаются, прежде всего, сферы тарифной политики и квотирования экспорта и импорта с обеих сторон. Представители ЕС из года в год добиваются полного “открытия” российских рынков для товаров из объединенной Европы. Упреки вызывают и завышенные, по мнению функционеров ЕС, тарифы на оказание транзитных услуг, в частности пролета европейских самолетов над территорией Сибири, ограничения на ввоз в РФ спиртного и т.д. Между тем, сам ЕС не спешит убрать сохраняющиеся препятствия и дискриминирующие “антидемпинговые” квоты на пути в Европу отечественного текстиля, проката черных металлов и ряда других промышленных товаров.

Имеющиеся политические сложности в отношениях России и ЕС связаны, прежде всего, с позицией Евросоюза относительно действий российских войск в Чечне. Москва отстаивала и отстаивает правильность установки на полный разгром террористических формирований, с последующим перекрытием каналов торговли заложниками, нелегальной добычи и переработки нефти и т.п. Между тем ЕС настаивает на немедленном прекращении военных действий и открытии переговоров с “законно избранными” руководителями Чеченской Республики. Вместе с тем, несмотря на настойчивые рекомендации Европарламента о введении санкций против РФ в связи с событиями в Чечне, ЕС воздержался от применения экономических санкций в отношении России в 1999 и 2000 гг.

Значительный диссонанс в отношения России со странами ЕС вносили и события на Балканах. Россия на протяжении 90-х гг. и на уровне официальных лиц, и на уровне общественного мнения склонялась к поддержке сербских меньшинств в Боснии и Герцеговине, Хорватии, а затем и Косово, хотя формально ни разу не заблокировала в международных организациях решений, направленных на изоляцию, введение санкций против Югославии и размещение на ее территории иностранных войск. Серьезный кризис возник в отношениях Россия-ЕС в связи с “миротворческой“ операцией западных держав в Косово. Он был обусловлен не столько симпатиями российской стороны, сколько фактом полного отстранения России от участия в принятии и имплементации решений по урегулированию ситуации на Балканах.

Косовский кризис нанес значительный ущерб как двусторонним связям РФ с отдельными странами Европы, так и с ЕС как организацией в целом. Для полного преодоления его политических последствий огромную роль играет возобновление диалога и сотрудничества России и ЕС не только по поводу ситуации на Балканах, но и по ряду других проблем, в частности, в связи с положением Калининградской области РФ после вступления в ЕС Литвы. В ходе политических контактов в 1999-2000 гг. между официальными лицами РФ и Евросоюза, представителями ЕС особо отмечалось намерение продолжать и развивать сотрудничество с Россией как важным стратегическим партнером в Европе. На кельнской сессии Совета ЕС в июне 1999 г. Европейский совет принял «Коллективную стратегию ЕС по отношению к России». В свою очередь РФ на саммите Россия-ЕС в Хельсинки в октябре 1999 г. впервые официально представила «Стратегию развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.).

В последнее время политические заявления и даже география международных контактов президента РФ В.В.Путина вполне очевидно свидетельствуют о намерениях российского руководства развивать “особые” отношения со странами ЕС и с общеевропейскими институтами в целом. Политические и экономические контакты с объединенной Европой становятся приоритетом российской политики.