11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
В течении ХХ в. нефть прочно заняла ведущее место в энергобалансе всего мира, особенно индустриальных стран Запада, вытеснив уголь и другое сырьё. Помимо этого нефть является сырьём для химической и нефтехимической промышленности, а продукты её переработки—топливом для различных видов транспорта. После Второй мировой войны развитые страны стали в основном потреблять нефть, импортируемую из развивающихся стран, а именно, стран Ближнего и Среднего Востока а также Мексики, Индонезии, Нигерии, Венесуэлы и др.
Импортная нефть стоила дёшево, как в силу естественных причин (низкие издержки эксплуатации месторождений, особенно на месторождениях Саудовской Аравии—близкое залегание нефтеносных пластов), так и в результате ценовой политики, проводимой т.н. Международным Нефтяным Картелем(МНК)—объединением семи крупнейших американских и англо-голландских корпораций, называемых также «Семь сестёр». Корпорации картеля имели монополию на мировом рынке нефти, т.к. контролировали путём концессионных и т.п. соглашений добычу нефти в развивающихся странах (а также в США и др.), её переработку и распределение нефти и нефтепродуктов. Имея основную прибыль от торговли и переработки нефти, корпорации картеля были незаинтересованы в повышении собственно нефтяной ренты—той составляющей её цены, которая шла на концессионные, налоговые и иные платежи нефтедобывающим странам. Более того, картелю были выгодны до поры до времени низкие цены на нефть как орудие борьбы с конкурентами (угольными компаниями, нефтяными компаниями, не входившими в картель) и как инструмент для продвижения нефти и нефтепродуктов как сырья для различных отраслей промышленности.
Естественно, что развивающиеся страны-экспортёры нефти были недовольны такой ситуацией и стремились взять рынок нефти под свой контроль и изменить ценовые пропорции. Но долгое время им это сделать не удавалось—сказывалась и общая политико-экономическая зависимость развивающихся стран от стран Запада и отсутствие национальных кадров, как технических, так и экономических. Очень сильным было сопротивление Запада и корпораций МНК таким попыткам. Так, Иран, где промыслы Англо-Иранской Нефтяной Компании (BritishPetroleum) были национализированы еще в 1951 г., так и не получил возможность самостоятельно распоряжаться своими энергоресурсами на мировом рынке.
Тем не менее, страны-нефтеэкспортёры повели борьбу за свои права против МНК. Для этого была создана в 1960 г. Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК).5В настоящее время основу ОПЕК составляют страны БСВ и Северной Африки—Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Катар, ОАЭ, Алжир, Ливия, помимо них в организацию входят Венесуэла, Индонезия, Нигерия и др. (всего 13 стран). Основными целями и направлениями деятельности организации стали: увеличение доли нефтедобывающих государств в прибылях от нефтедобычи, повышение цен на нефть и национализация нефтяных концессий, а позднее—и регулирование мирового рынка энергоресурсов.
На протяжении 60-х гг. ОПЕК консолидировалась как организация и накопила определённый опыт в борьбе с монополиями. Создание национальных нефтяных компаний, подготовка технических специалистов и управленческих кадров и кооперация усилий с т.н. «независимыми нефтяными компаниями» Запада (не входящими в картель) подготовляли почву для трансформации системы мировой торговли нефтью. К 1973 г. совместными усилиями стран ОПЕК прежняя система мировой торговли нефтью была разрушена.
Занимавшие последовательно антиимпериалистическую позицию режимы Алжира, Ливии и Ирака повели наиболее радикальную борьбу с монополиями и национализировали в 1970-73 гг. собственность концессионных компаний, повысили налоги на иностранные компании, работающие в нефтяном секторе и «справочные цены» на нефть. Их примеру в той или иной форме последовали другие государства ОПЕК, к 80-м гг. нефтедобыча оказалась во всех странах под контролем государства и национальных нефтяных компаний. В этот же период (1970-73) на конференциях ОПЕК были подняты «справочные цены» на нефть с 1,8 до 3,63 долл. за баррель.
В 1973 г. к указанным выше тенденциям добавились рост потребления нефти в связи с экономическим оживлением на Западе и в Японии, сокращение добычи в ряде стран ОПЕК и, наконец, нефтяное эмбарго арабских стран объединённых в Организацию арабских стран-экспортёров нефти (ОАПЕК)6против США, Нидерландов и других западных стран в связи с арабо-израильской войной (октябрьская война 1973 г Египтом—Сирией и Израилем). Был закрыт Суэцкий канал, что затрудняло снабжение Европы нефтью БСВ. В декабре конференция ОПЕК в одностороннем порядке повысила цены на нефть до 12 долл. за баррель.
Произошла «революция цен» на мировом рынке нефти. Сам рынок перешёл под контроль нефтедобывающих и нефтеэкспортирующих государств, рынок нефти стал рынком продавцов, а не рынком покупателей. ОПЕК, контролирующая порядка 45—70 % добычи и 70-90 % экспорта нефти на мировом рынке, стала монополистом, диктующим цены.
Энергетический кризис, выразившийся в резком повышении цен и дефиците топлива, больно ударил по экономике Европы, Японии, в меньшей степени США, а также по развивающимся странам, импортирующим нефть. В резком росте цен на внутреннем рынке стран-импортёров нефти свою роль сыграла и политика корпораций МНК, сознательно повышавших цены с целью компенсировать убытки от национализации; сокращавших добычу в США; спекулировавших нефтью на внутреннем рынке стран-импортёров; провоцировавших панику путём публикаций о «нефтяном голоде».
Помимо стран ОПЕК и других традиционно экспортирующих нефть государств, от кризиса выиграл и СССР, ставший в 1970-е гг. одним из ведущих поставщиков нефти на мировой рынок.
После относительной стабилизации 1974-1978 гг. мир пережил очередной виток энергетического кризиса и роста цен на нефть в 1979-81 гг., связанный с Исламской революцией в Иране и началом ирано-иракской войны. В этот период цены достигли максимальной планки 38 долл. за баррель. С 1982 г. начинается период тенденции к снижению мировых цен на нефть, с повышательными колебаниями 1990 г. (иракско-кувейтский кризис) и конца 90-х гг. (снижение добычи после азиатского финансового кризиса 1998 г.). Тем не менее, даже с учетом инфляции мировые цены на нефть существенно выше, чем до 1973 г., и цена эта определяется производителями, т.е. нефтедобывающими странами.
Для БСВ главным следствием мирового энергетического кризиса стал массовый приток нефтедолларов в регион. На протяжении 1973-1982 гг. поток финансовых средств из стран Запада в регион существенно превышал обратный поток, была перераспределена часть прибавочной стоимости, создаваемой в развитых странах за счёт монопольно высоких цен. Условно говоря, можно сказать, что страны ОПЕК эксплуатировали экономики стран-импортёров нефти.
Нефтедобывающие государства получили в свои руки огромные финансовые ресурсы. Начался нефтяной бум. Нефть и нефтедоллары стали инструментом не только экономического развития стран региона, но и их внешней политики. Часть нефтедолларов ушла на создание национальной промышленности, в т.ч. машиностроения и т.п. Особенно на этом пути продвинулись страны уже имевшие определённую промышленную базу: Алжир, Египет, Ирак, Иран, Сирия, в меньшей степени—Саудовская Аравия и страны Залива. Кувейт и Бахрейн стали крупными финансовыми центрами. Часть средств, которая не была «переварена» национальными экономиками была направлена на мировые финансовые рынки. Нефтеэкспортёры стали крупнейшими инвесторами, в т.ч. и в экономику стран Запада. Значительная часть средств пошла на закупки современных вооружений, нефтедобывающие страны продолжают оставаться одними из основных заказчиков на мировом рынке оружия и боеприпасов. Огромные средства, особенно в арабских монархиях были потрачены на амбициозные проекты, предметы роскоши для правящих семей и аристократии. Роскошь «нефтяных шейхов» стала притчей во языцех. Благодаря огромным доходам от нефти в малонаселённых арабских монархиях удалось добиться небывалого даже по меркам развитых стран уровня жизни и основной массы коренного населения. После начала нефтяного бума в страны Персидского залива началась массовая миграция из других арабских стран, Пакистана, Африки и т.п. Иммигранты составили основную часть рабочей силы в экономиках стран Залива, в т.ч. и на нефтепромыслах. Коренное же население работало в сфере управления и администрации («белые воротнички»), либо вело традиционный образ жизни (кочевое скотоводство), получая только за сам факт гражданства (подданства) монархии огромные деньги.
Негативным следствием нефтяного бума для стран региона явился рост зависимости экономик региона от мировых цен на нефть. Бюджеты нефтеэкспортирующих стран формировались преимущественно за счёт доходов от экспорта нефти, в ущерб поступлениям от налогов и т.п., что порождало перекосы в бюджетно-финансовой системе стран региона. Нефтяной сектор экономики (национальные нефтяные компании и обслуживающая их инфраструктура) развивался, как правило, независимо от других секторов экономики, что также создавало системный перекос в экономиках стран региона. В последнее время страны региона стремятся ослабить свою зависимость от нефтедолларов и колебаний цен на нефть, стремятся развивать ненефтяные сектора экономики, пытаются укрепить финансовую дисциплину и повысить собираемость налогов в ненефтяном секторе.
С другой стороны, энергетический кризис показал зависимость экономики Запада от ближневосточной нефти. Регион БСВ благодаря нефтяному фактору стал одним из самых значимых регионов мира. Нефтяной фактор стал важнейшим компонентом в международных отношениях в регионе. Практически все значимые события имеют свою «нефтяную составляющую». Это касается и многих региональных конфликтов, многие из которых были вызваны или связаны с борьбой за нефтеносные территории (ирано-иракская война, кувейтско-иракский кризис, пограничные споры о шельфе Персидского залива и др.), с вопросами транспортировки нефти (проблемы свободы судоходства по Суэцкому каналу, Ормузскому проливу, Персидскому заливу и Красному морю, проблема безопасности и направления сухопутных трубопроводов), с попытками повлиять на колебания цен на мировом рынке энергоресурсов.
Именно нефтяной фактор приковывает к БСВ повышенное внимание США, Европы и Японии. Причём здесь между якобы союзниками по «сообществу (пост-)индустриальных демократий» имеются существенные разногласия. США, имеющие достаточные собственные запасы (они в принципе могут не импортировать нефть) и контролирующие месторождения Канады и, в меньшей степени, Мексики, зависят от ближневосточных энергоресурсов лишь в определённой мере, и используют ближневосточную нефть как инструмент политики, в т.ч. давления на своих союзников по НАТО. Европейские страны и Япония жизненно заинтересованы в нефти БСВ. Отсюда их более взвешенная политика в регионе. Европейцы и японцы в бо́льшей степени заинтересованы в региональной стабильности, они занимают более близкую к арабской позицию в арабо-израильском конфликте, не поддержали американские санкции против Ирана и Ливии и выступают за отмену международных санкций против Ирака.
Помимо прочего, энергетический кризис способствовал поиску Западом других источников нефти, нежели ресурсы стран ОПЕК и Ближнего Востока—собственные месторождения (началась добыча нефти в труднодоступных районах Аляски и Канады, на шельфе Северного моря), советская (российская), а в последнее время и каспийская нефть (из бывших советских республик Закавказья и Средней Азии). Кризис актуализировал поиск альтернативных источников энергии, развитие атомной энергетики. Но так как в обозримой перспективе за нефтью и газом (которым также богат регион БСВ) сохранится ведущее место в мировом энергобалансе, а бассейн Персидского залива будет продолжать оставаться одним из главных их источников, значение БСВ в мировом масштабе сохранится.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.