logo search
imo4

11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия

В течении ХХ в. нефть прочно заняла ведущее место в энергобалансе всего мира, особенно индустриальных стран Запада, вытеснив уголь и другое сырьё. Помимо этого нефть является сырьём для химической и нефтехими­ческой промышленности, а продукты её переработки—топливом для раз­личных видов транспорта. После Второй мировой войны развитые страны стали в основном потреблять нефть, импортируемую из развивающихся стран, а именно, стран Ближнего и Среднего Востока а также Мексики, Ин­донезии, Нигерии, Венесуэлы и др.

Импортная нефть стоила дёшево, как в силу естественных причин (низкие издержки эксплуатации месторождений, особенно на месторожде­ниях Саудовской Аравии—близкое залегание нефтеносных пластов), так и в результате ценовой политики, проводимой т.н. Международным Нефтяным Картелем(МНК)—объединением семи крупнейших американских и англо-голландских корпораций, называемых также «Семь сестёр». Корпорации картеля имели монополию на мировом рынке нефти, т.к. контролировали путём концессионных и т.п. соглашений добычу нефти в развивающихся странах (а также в США и др.), её переработку и распределение нефти и нефтепродуктов. Имея основную прибыль от торговли и переработки нефти, корпорации картеля были незаинтересованы в повышении собственно неф­тяной ренты—той составляющей её цены, которая шла на концессионные, налоговые и иные платежи нефтедобывающим странам. Более того, картелю были выгодны до поры до времени низкие цены на нефть как орудие борьбы с конкурентами (угольными компаниями, нефтяными компаниями, не вхо­дившими в картель) и как инструмент для продвижения нефти и нефтепро­дуктов как сырья для различных отраслей промышленности.

Естественно, что развивающиеся страны-экспортёры нефти были не­довольны такой ситуацией и стремились взять рынок нефти под свой кон­троль и изменить ценовые пропорции. Но долгое время им это сделать не удавалось—сказывалась и общая политико-экономическая зависимость раз­вивающихся стран от стран Запада и отсутствие национальных кадров, как технических, так и экономических. Очень сильным было сопротивление За­пада и корпораций МНК таким попыткам. Так, Иран, где промыслы Англо-Иранской Нефтяной Компании (BritishPetroleum) были национализированы еще в 1951 г., так и не получил возможность самостоятельно распоряжаться своими энергоресурсами на мировом рынке.

Тем не менее, страны-нефтеэкспортёры повели борьбу за свои права против МНК. Для этого была создана в 1960 г. Организация стран-экспортё­ров нефти (ОПЕК).5В настоящее время основу ОПЕК составляют страны БСВ и Северной Африки—Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Катар, ОАЭ, Алжир, Ливия, помимо них в организацию входят Венесуэла, Индоне­зия, Нигерия и др. (всего 13 стран). Основными целями и направлениями деятельности организации стали: увеличение доли нефтедобывающих госу­дарств в прибылях от нефтедобычи, повышение цен на нефть и национали­зация нефтяных концессий, а позднее—и регулирование мирового рынка энергоресурсов.

На протяжении 60-х гг. ОПЕК консолидировалась как организация и накопила определённый опыт в борьбе с монополиями. Создание нацио­нальных нефтяных компаний, подготовка технических специалистов и управленческих кадров и кооперация усилий с т.н. «независимыми нефтя­ными компаниями» Запада (не входящими в картель) подготовляли почву для трансформации системы мировой торговли нефтью. К 1973 г. совмест­ными усилиями стран ОПЕК прежняя система мировой торговли нефтью была разрушена.

Занимавшие последовательно антиимпериалистическую позицию ре­жимы Алжира, Ливии и Ирака повели наиболее радикальную борьбу с мо­нополиями и национализировали в 1970-73 гг. собственность концессионных компаний, повысили налоги на иностранные компании, работающие в неф­тяном секторе и «справочные цены» на нефть. Их примеру в той или иной форме последовали другие государства ОПЕК, к 80-м гг. нефтедобыча ока­залась во всех странах под контролем государства и национальных нефтяных компаний. В этот же период (1970-73) на конференциях ОПЕК были подняты «спра­вочные цены» на нефть с 1,8 до 3,63 долл. за баррель.

В 1973 г. к указанным выше тенденциям добавились рост потребления нефти в связи с экономическим оживлением на Западе и в Японии, сокращение до­бычи в ряде стран ОПЕК и, наконец, нефтяное эмбарго арабских стран объединённых в Организацию арабских стран-экспортёров нефти (ОАПЕК)6против США, Нидерландов и других западных стран в связи с арабо-израильской войной (октябрьская война 1973 г Египтом—Сирией и Израилем). Был закрыт Суэцкий канал, что затрудняло снабжение Европы нефтью БСВ. В декабре конферен­ция ОПЕК в одностороннем порядке повысила цены на нефть до 12 долл. за баррель.

Произошла «революция цен» на мировом рынке нефти. Сам рынок перешёл под контроль нефтедобывающих и нефтеэкспортирующих госу­дарств, рынок нефти стал рынком продавцов, а не рынком покупателей. ОПЕК, контролирующая порядка 45—70 % добычи и 70-90 % экспорта нефти на мировом рынке, стала монополистом, диктующим цены.

Энергетический кризис, выразившийся в резком повышении цен и дефиците топлива, больно ударил по экономике Европы, Японии, в меньшей степени США, а также по развивающимся странам, импортирующим нефть. В резком росте цен на внутреннем рынке стран-импортёров нефти свою роль сыграла и политика корпораций МНК, сознательно повышавших цены с це­лью компенсировать убытки от национализации; сокращавших добычу в США; спекулировавших нефтью на внутреннем рынке стран-импортёров; провоцировавших панику путём публикаций о «нефтяном голоде».

Помимо стран ОПЕК и других традиционно экспортирующих нефть государств, от кризиса выиграл и СССР, ставший в 1970-е гг. одним из ве­дущих поставщиков нефти на мировой рынок.

После относительной стабилизации 1974-1978 гг. мир пережил оче­редной виток энергетического кризиса и роста цен на нефть в 1979-81 гг., связанный с Исламской революцией в Иране и началом ирано-иракской войны. В этот период цены достигли максимальной планки 38 долл. за бар­рель. С 1982 г. начинается период тенденции к снижению мировых цен на нефть, с повышательными колебаниями 1990 г. (иракско-кувейтский кризис) и конца 90-х гг. (снижение добычи после азиатского финансового кризиса 1998 г.). Тем не менее, даже с учетом инфляции мировые цены на нефть су­щественно выше, чем до 1973 г., и цена эта определяется производителями, т.е. нефтедобывающими странами.

Для БСВ главным следствием мирового энергетического кризиса стал массовый приток нефтедолларов в регион. На протяжении 1973-1982 гг. по­ток финансовых средств из стран Запада в регион существенно превышал обратный поток, была перераспределена часть прибавочной стоимости, соз­даваемой в развитых странах за счёт монопольно высоких цен. Условно го­воря, можно сказать, что страны ОПЕК эксплуатировали экономики стран-импортёров нефти.

Нефтедобывающие государства получили в свои руки огромные финансовые ресурсы. Начался нефтяной бум. Нефть и нефтедол­лары стали инструментом не только экономического развития стран региона, но и их внешней политики. Часть нефтедолларов ушла на создание нацио­нальной промышленности, в т.ч. машиностроения и т.п. Особенно на этом пути продвинулись страны уже имевшие определённую промышленную базу: Алжир, Египет, Ирак, Иран, Сирия, в меньшей степени—Саудовская Аравия и страны Залива. Кувейт и Бахрейн стали крупными финансовыми центрами. Часть средств, которая не была «переварена» национальными экономиками была направлена на мировые финансовые рынки. Нефтеэкс­портёры стали крупнейшими инвесторами, в т.ч. и в экономику стран Запада. Значительная часть средств пошла на закупки современных вооружений, нефтедобывающие страны продолжают оставаться одними из основных заказчиков на мировом рынке оружия и боеприпасов. Огромные средства, особенно в арабских монархиях были потрачены на амбициозные проекты, предметы роскоши для правящих семей и аристократии. Роскошь «нефтяных шейхов» стала притчей во языцех. Благодаря огромным доходам от нефти в малонаселённых арабских монархиях удалось добиться небывалого даже по меркам развитых стран уровня жизни и основной массы коренного населения. После начала нефтяного бума в страны Персидского залива началась массовая миграция из других арабских стран, Пакистана, Африки и т.п. Иммигранты составили основную часть рабочей силы в экономиках стран Залива, в т.ч. и на нефтепромыслах. Коренное же население работало в сфере управления и администрации («белые воротнички»), либо вело традиционный образ жизни (кочевое скотоводство), получая только за сам факт гражданства (подданства) монархии огромные деньги.

Негативным следствием нефтяного бума для стран региона явился рост зависимости экономик региона от мировых цен на нефть. Бюджеты нефтеэкспортирующих стран формировались преимущественно за счёт доходов от экспорта нефти, в ущерб поступлениям от налогов и т.п., что порождало перекосы в бюджетно-финансовой системе стран региона. Нефтяной сектор экономики (национальные нефтяные компании и обслуживающая их инфраструктура) развивался, как правило, независимо от других секторов экономики, что также создавало системный перекос в экономиках стран региона. В последнее время страны региона стремятся ослабить свою зависимость от нефтедолларов и колебаний цен на нефть, стремятся развивать ненефтяные сектора экономики, пытаются укрепить финансовую дисциплину и повысить собираемость налогов в ненефтяном секторе.

С другой стороны, энергетический кризис показал зависимость экономики Запада от ближневосточной нефти. Регион БСВ благодаря нефтяному фактору стал одним из самых зна­чимых регионов мира. Нефтяной фактор стал важнейшим компонентом в международных отношениях в регионе. Практически все значимые события имеют свою «нефтяную составляющую». Это касается и многих региональных конфликтов, многие из которых были вызваны или связаны с борьбой за нефтеносные территории (ирано-иракская война, кувейтско-иракский кризис, пограничные споры о шельфе Персидского залива и др.), с вопросами транспортировки нефти (проблемы свободы судоходства по Суэцкому каналу, Ормузскому проливу, Персидскому заливу и Красному морю, проблема безопасности и направления сухопутных трубопроводов), с попытками повлиять на колебания цен на мировом рынке энергоресурсов.

Именно нефтяной фактор приковывает к БСВ повышенное внимание США, Европы и Японии. Причём здесь между якобы союзниками по «сооб­ществу (пост-)индустриальных демократий» имеются существенные разно­гласия. США, имеющие достаточные собственные запасы (они в принципе могут не импортировать нефть) и контролирующие месторождения Канады и, в меньшей степени, Мексики, зависят от ближневосточных энергоресур­сов лишь в определённой мере, и используют ближневосточную нефть как инструмент политики, в т.ч. давления на своих союзников по НАТО. Евро­пейские страны и Япония жизненно заинтересованы в нефти БСВ. Отсюда их более взвешенная политика в регионе. Европейцы и японцы в бо́льшей степени заинтересованы в региональной стабильности, они занимают более близкую к арабской позицию в арабо-израильском конфликте, не поддер­жали американские санкции против Ирана и Ливии и выступают за отмену международных санкций против Ирака.

Помимо прочего, энергетический кризис способствовал поиску Запа­дом других источников нефти, нежели ресурсы стран ОПЕК и Ближнего Востока—собственные месторождения (началась добыча нефти в труднодоступных районах Аляски и Канады, на шельфе Северного моря), советская (российская), а в последнее время и каспийская нефть (из бывших советских республик За­кавказья и Средней Азии). Кризис актуализировал поиск альтернативных источников энергии, развитие атомной энергетики. Но так как в обозримой перспективе за нефтью и газом (которым также богат регион БСВ) сохранится ведущее место в мировом энергобалансе, а бассейн Персидского залива будет продолжать оставаться одним из главных их источников, значение БСВ в мировом масштабе сохранится.