logo search
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Задания для самостоятельной работы

  1. Основные термины и понятия.

а) абсолютное преимущество;

б) сравнительное преимущество;

в) выигрыш от внешней торговли;

г) линия торговых возможностей;

д) теория Хекшера-Олина;

е) «Парадокс Леонтьева».

  1. Результаты исследований, полученные на основе расчета фактороемкости экспорта и импорта, и показавшие на необходимость учета не только количества, но и качества используемых в производстве факторов при определении внешнеторговой специализации страны.

  2. Показывает варианты выбора, которые имеются у страны при специализации на одном продукте и его обмене для получения другого продукта.

  3. Способность страны производить товары и услуги с меньшими затратами ресурсов по сравнению с другими торговыми партнерами.

  4. Доказывает, что страны экспортируют или импортируют товары в зависимости от относительной обеспеченности ими факторами производства.

  5. Страны, участвующие в процессе международной торговли, достигают уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности.

  6. Способность страны производить товар или услугу с относительно меньшими альтернативными издержками по сравнению с другими торговыми партнерами.

  1. Упражнения. Проблемы.

  1. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах производства ткани и риса в двух странах:

Страна

Производство ткани на единицу затрат (в метрах)

Производство риса на единицу затрат (в кг)

Бирма

75

100

Остальной мир

150

150

а) Есть ли у Бирмы абсолютные преимущества по производству ткани?; а по производству риса? Почему?

б) Есть ли у Бирмы сравнительные преимущества по производству ткани?; а по производству риса? Почему?

в) Как определить пределы уровня обмена в случае начала международной торговли?

  1. Страна А имеет 1200 ед. труда. Она может производить два товара – яблоки и бананы. На единицу трудовых затрат страна А производит 3 яблока или 2 банана. В стране Б имеется 800 ед. труда. На единицу затрат она производит 5 яблок или 1 банан. Изобразите графически линию производственных возможностей страны А и страны Б. В отсутствии международной торговли какой будет цена яблок, выраженная в бананах в А и Б? Как определить направления товарных потоков в случае начала международного обмена?

  1. Все ли участники международной торговли выигрывают по сравнению с ситуацией самообеспечения? От чего зависит распределение выигрыша между странами-участницами?

  1. Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет абсолютное преимущество в производстве этого же товара? Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет сравнительное преимущество в его производстве? Покажите на примере.

  1. Российские шахтеры требуют повышения зарплаты, причем затраты труда на единицу добываемого угля остаются прежними. Как в свете теории сравнительных преимуществ повышение зарплаты повлияет на внешнюю торговлю России углем?

  1. В свете теории сравнительной обеспеченности факторами производства обсудите тезис о том, что небольшие развивающиеся государства не располагают в изобилии ни одним из факторов производства и поэтому не в состоянии экспортировать что-либо и, следовательно, должны быть объектом постоянной помощи со стороны развитых государств.

  1. Какие факторы производства можно считать в России избыточными: капитал, землю или труд? На чем основываются ваши суждения? Какие товары в этой связи Россия должна производить в продавать – капиталоемкие, требующие хорошей обеспеченности землей, или трудоемкие?

  1. Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего максимально может использовать 400 часов труда и 600 га земли. Производство 1т пшеницы требует 10 часов труда и использования 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 часов труда и 8 га земли.

а) Какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства пшеницы? Какие – для молока?

б) В состоянии ли ферма произвести 50 т молока и 90 т пшеницы?

  1. Страна А производит трудоемкую одежду и требующую интенсивного использования земли свинину. Допустим, что в результате специализации существенная часть трудовых ресурсов переместилась в производство экспортного товара – одежды. Что произошло с доходами владельцев факторов производства, используемых в конкурирующей с импортом отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде?

В краткосрочном периоде В долгосрочном периоде

а) владельцы земли…. а) владельцы земли…

б) владельцы труда… б) владельцы труда…

в) владельцы капитала… в) владельцы капитала…

  1. Исходя из двухфакторной модели:

а) если бы факторы производства, совершенно не могли перемещаться между секторами в одной из торгующих стран, кто выиграл бы в этой стране в результате расширения торговли? Кто проиграл?

б) если бы факторы обладали абсолютной мобильностью в пределах страны, кто бы выиграл и проиграл в этом случае?

  1. Что неверно в следующем утверждении: «Торговля сама себя ликвидирует. Установление торговых отношений ведет к выравниванию цен и издержек между странами. Но как только они сравняются, станет бессмысленно вывозить товары из страны в страну, так что торговля прекратится».