logo search
imo4

12.2. Еврозастой.

Последующий период вплоть до середины 1980-х годов получил название периода “евросклероза”, так как никаких серьезных сдвигов, сопоставимых с начальным этапом интеграции, не произошло. Вместе с тем этот период был не менее важен для дальнейшего прорыва в европейском строительстве. Во-первых, продолжалась экономическая интеграция (в частности в валютной сфере). Во-вторых, совершенствовался и оттачивался механизм принятия решений. В-третьих, происходило расширение ЕС.

1 июля 1968 года было объявлено о завершении создания таможенного союза. С опережением на 18 месяцев графика, установленного договором о ЕЭС, были отменены все таможенные сборы, взимавшиеся ранее при торговле между государствами-членами. Одновременно Сообщество сформировало общую систему таможенных тарифов на внешних границах ЕЭС. Однако создание единого рынка не было завершено и более чем через 15 лет после этого события: главным препятствием для нормальной экономической деятельности были скорее таможенные формальности и процедуры, нежели таможенные сборы.

В декабре 1969 года состоялась встреча глав государств и правительств стран-членов ЕЭС в Гааге, на котором были озвучены новые инициативы в деле развития европейской интеграции. В частности, было заявлено о решимости стран-участниц продвигаться по пути создания экономического и валютного союза, была поддержана идея усиления институтов Сообщества и его расширения. Участники также согласились на финансирование общей аграрной политики, на создание собственных ресурсов Сообщества и расширение бюджетных полномочий Европейского парламента - то есть решили все те вопросы, которые до сих пор были причиной значительного напряжения в отношениях стран - членов Сообщества. Вскоре последовали решения о создании собственных финансовых ресурсов Сообщества. Отныне ему отчислялись все таможенные сборы с ввозимой извне ЕЭС продукции, все налоги на сельскохозяйственный импорт, а также средства в размере 1% общей суммы поступлений от налога на добавочную стоимость. Это дало Сообществу реальную финансовую автономию.

В октябре 1970 года государства-члены одобряют доклад “комиссии Давиньона” о политическом сотрудничестве, ставший прямым следствием Гаагской встречи. Они принимают принцип регулярных встреч министров иностранных дел и глав политических департаментов этих министерств. Идея заключалась в том, чтобы согласовать и, насколько это возможно, гармонизировать подходы и деятельность государств-членов во внешнеполитической сфере.

Основные цели, сформулированные в докладе, часто называемом “Люксембургским докладом” (по месту, где он был принят), были таковы: регулярный обмен информацией и консультации для достижения взаимопонимания по основным проблемам текущей внешнеполитической жизни; укрепление солидарности государств-членов путем согласования их точек зрения, координации их позиций и организации совместных акций в тех случаях, когда это возможно и желательно.

Основными приоритетами в период 1970-1973 годы стали расширение Сообщества и создание в его рамках экономического и валютного союза.

В январе 1972 года после долгих и трудных переговоров были подписаны договоры о присоединении Дании, Великобритании и Ирландии. В Норвегии договор о присоединении был отвергнут незначительным большинством голосов (53%) в ходе проведенного референдума. Новое Сообщество “девяти” начало существовать с 1 января 1973 года.

Гаагская встреча в верхах дала импульс созданию экономического и валютного союза. Было очевидно, что продолжение процесса европейской интеграции означает формирование общей или, по крайней мере, скоординированной экономической политики. В октябре 1970 года комиссия экспертов по финансовым и валютным вопросам, возглавляемая премьер-министром Люксембурга Пьером Вернером, представила правительствам план дальнейшей унификации экономической политики и создания валютного механизма. В плане говорилось о создании уже в 1980 году экономического и валютного союза с введением общей валюты. Совет принял решение считать началом первого этапа “плана Вернера” 1 января 1971 года и приступил к усилению координации экономической политики. Государства-члены обязались принять меры по согласованию бюджетной политики и сузить пределы колебаний курсов своих валют.

Развертывание программы создания экономического и валютного союза было, однако, вскоре сорвано разразившимся в 1971 году валютным кризисом. Действия Сообщества не были причиной этого кризиса, но именно оно приняло на себя основной его удар. Кризис был вызван завышением курса доллара США по отношению к золоту и привязанным к последнему валютам. В августе 1971 года правительство США принимает решение о приостановке свободной конвертации доллара на золото, что поставило под угрозу всю Бреттон-Вудскую систему и курсовой паритет большинства западных валют. Только в декабре 1971 года удалось восстановить определенный порядок. Его основой стала девальвация доллара США и итальянской лиры, а также ревальвация немецкой марки, голландского гульдена, бельгийского и швейцарского франков, японской иены. Французский франк и фунт стерлингов сохранили свои прежние золотые паритеты.

В апреле 1972 года "шестерка" решила, что максимальное колебание обменных курсов ее валют относительно друг друга должно быть не более 2,25%, тем самым была создана валютная система, получившая название “валютная змея”. Однако, несмотря на это решение, устанавливающее прочные связи между валютами государств-членов и, следовательно, между проводимыми ими экономическими и валютными курсами, нельзя было не признать, что движение к экономическому и валютному союзу приходилось начинать сызнова.

Долларовый кризис был лишь видимой причиной провала первого этапа создания экономического и валютного союза. Действительные причины лежали глубже и были связаны со структурными различиями государств-членов, с расхождениями в проводимых ими курсах, а также в разной способности их экономик отвечать на вызовы внешнего рынка. Хотя доллар довольно быстро вернул свои позиции, положение европейских валют оставалось весьма неустойчивым и к февралю 1973 года “валютная змея” перестала существовать.

В декабре 1974 года на саммите в Париже была сделана попытка ослабить напряженность в отношениях внутри ЕС, освободить его от многих частных проблем и нацелить на реальную работу. Но энергетический кризис, сопровождаемый экономическими трудностями и валютным хаосом 1973-74 годов, сорвал этот процесс и не позволил Сообществу перейти ко второму этапу создания экономического и валютного союза в начале 1974 года, как это планировалось изначально.

Тем не менее, на встрече в Париже было принято несколько важных решений. Во-первых, было достигнуто соглашение по вопросу о средствах, которые будут выделяться Сообществом Европейскому фонду регионального развития, практическая деятельность которого начнется в 1975 году. Последний был призван устранить диспропорции в уровне социально-экономического развития европейских регионов. Во-вторых, было принято решение о порядке деятельности Европейского совета как механизма регулярных встреч на высшем уровне. Он должен был собираться не менее трех раз в год и обсуждать не только европейские проблемы, но и наиболее важные проблемы международной жизни. Европейский совет был призван заменить ранее существующую практику менее регулярных встреч в верхах. В-третьих, выборы в Европейский парламент было решено проводить на основе всеобщего прямого голосования. Первые выборы состоялись весной 1978 года. Прямое избрание Парламента предусматривалось еще Римским договором, но потребовалось 25 лет, чтобы достичь согласия по этому вопросу.

В продолжение валютной интеграции в 1979 году Европейский совет вводит в действие Европейскую валютную систему. Она включала четыре составляющих - Европейскую валютную единицу (ЭКЮ), механизм валютного обмена и информации, кредитные условия и трансфертный механизм. Вариант неполного участия в системе с самого начала предпочла Великобритания и Греция, после своего вступления в 1981 году. Деятельность ЕВС должна была сопровождаться сближением (конвергенцией) курсов экономической политики. С момента своего возникновения система доказала свою эффективность и гибкость. Несмотря на серьезную экономическую и финансовую неустойчивость, ведущую к росту процентных ставок и заметную инфляцию, вошедшие в ЕВС валюты сохраняли беспрецедентную степень взаимосвязи.

Значительно возрос международный авторитет Сообщества. Еще в 1961 году в Брюсселе состоялась конференция, в которой приняли участие шесть государств-членов ЕЭС и значительное число африканских стран. В Римском договоре 1957 года нашел отражение факт существования “особых отношений” некоторых государств-членов с их колониями. Для защиты интересов этих территорий, а также связанных с ними государств-членов ЕЭС, договор предусматривал возможность торговой ассоциации последних с африканскими странами. В результате 20 июля 1963 года в Яунде было подписано широкое соглашение об ассоциированных связях Европы и Африки - Яундская конвенция, срок действия которой был определен в пять лет. Она связала Сообщество с 18 странами Африки, которые получили возможность пользоваться преимуществами торговой, технической и финансовой кооперации с Сообществом.

В 1964 году открываются многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ, где Сообщество приняло самое активное участие. Результатом переговоров, получивших название “раунд Кеннеди”, стало существенное снижение международных таможенных тарифов. Со стороны Сообщества соглашение подписали государства-члены ЕЭС и Комиссия ЕЭС. В 1973 году США пригласили Сообщество к участию в новом раунде многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ, что свидетельствовало об усилении экономического и торгового потенциала “девятки”.

Значительно расширились связи Сообщества с “третьим миром”. Оно продолжало сотрудничать с ассоциированными государствами и продлило соглашения об ассоциированном членстве. В июле 1973 года в переговоры включились не только страны-участницы Яундской конвенции, но и 27 других развивающихся стран Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона. В этом же году вступили в силу соглашения о свободной торговле между Сообществом и государствами-членами ЕАСТ (Австрия, Португалия, Швейцария, Швеция, Исландией, Норвегией и Финляндией). Результатом соглашений стало неприменение единого таможенного тарифа Сообщества в торговле с этими странами. Таким образом, они вошли в единую с Сообществом зону свободной торговли, но не принимали участия в общих программах ЕС.

В 1975 году Европейское Сообщество и 46 стран Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона подписали Ломейскую конвенцию, призванную заменить конвенции подписанные в 1960-е годы. Она предусматривает сотрудничество в сфере торговли; практически все товары, производимые в подписавших Конвенцию развивающихся странах, получили свободный доступ на рынок Сообщества. В 1976 году состоялись первые контакты между ЕЭС и СЭВ с целью подписания рамочных соглашений. Однако переговоры закончились безрезультатно. В течение апреля 1976 января 1977 годов Сообщество подписало соглашение с государствами Магриба и Машрека (Египет, Сирия, Иордания и Ливан). С подписанием этих соглашений, а также соглашения от 11 мая 1975 года с Израилем Комиссия завершила формирования механизма своей средиземноморской политики.

Соглашения с вышеназванными государствами предусматривали снижение таможенных тарифов на большинство товаров импортируемых Сообществом из этого региона, а также развитие экономического, финансового и технического сотрудничества.