logo search
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Глава 6. Методы нового протекционизма.

  1. Количественные ограничения импорта. Импортные квоты.

  2. Дискриминация импорта из одних стран по сравнению с импортом из других.

  3. Экспортные ограничения.

  4. Демпинг и антидемпинговые мероприятия.

  1. Количественные ограничения импорта. Импортные квоты.

Для современного этапа государственной протекционистской политики особенно характерно использование нетарифных методов защиты. Именно эта ориентация получила название нового протекционизма. Активное использование этих методов в практике внешнеторгового регулирования многих стран-членов ГАТТ началось после 1967 г., когда завершился тур переговоров, получивший название Кеннеди-раунд. По решению Кеннеди-раунда таможенные пошлины всех стран-членов ГАТТ подлежали 50-процентному сокращению. Это, безусловно, способствовало развитию свободной торговли, но, одновременно, усилило международную конкуренцию на национальных рынках. Поэтому правительства начали поиски новых методов защиты в обход требований ГАТТ, которые получили название методов нового протекционизма. В настоящее время существует множество способов нетарифных ограничений внешней торговли. К ним относятся:

По целям нетарифные барьеры можно разделить на три группы:

  1. методы, направленные на общее ограничение импорта;

  2. методы, направленные на торговую дискриминацию отдельных стран посредством поощрения импорта из других стран;

  3. методы, направленные на ограничение или субсидирование экспорта.

Импортные квоты это количественные ограничения объемов импорта, разрешенных к ввозу в страну в течение какого-либо периода. С точки зрения формализованного теоретического анализа по своему действию импортные квоты аналогичны тарифным ограничениям: поскольку объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота не только уменьшает импорт, но и приводит к превышению внутренних цен над мировыми. Последствия квоты аналогичны последствиям тарифа по отношению к потребителям и производителям. На рис. 6.1. дано графическое изображение ситуации внутреннего рынка с импортной квотой. Квота приводит к повышению внутренних цен с 3 ден.ед. до 4 ден. ед., т.к. она сокращает размер импорта по сравнению с внутренним платежеспособным спросом и равенство спроса и предложения возможно при более высокой по сравнению со свободной торговлей цене. Это позволяет национальным производителям

увеличить объемы своего производства с 20 до 30 ед. Потребительские потери (а+б+с+е) и выигрыш производителя (а) оцениваются также, как при тарифе. Аналогично следует оценивать и области б(неэффективные издержки) ие(проигрыш потребителя не обернувшийся ничьим выигрышем).

Отрицательные черты квоты по сравнению с тарифом. 1.Отличием от тарифа является распределение дохода, равного площади с.Она представляет собой наценку на разрешенный импорт – это результат внутреннего перераспределения доходов от потребителей в пользу тех, кто распределяет импортные лицензии. Если импортные квоты принимают форму добровольных экспортных ограничений, то этот доход перераспределяет в пользу иностранного поставщика. Таким образом, эффективность использования импортной квоты по сравнению с тарифом меньшая из-за возможностей субъективного нерыночного перераспределения дохода равного с.

  1. Импортная квота становится более опасной формой протекционизма при существовании тенденции к монополизации национального рынка. В условиях тарифа доминирующая в отечественной отрасли фирма не может обрести монопольную власть от введения тарифа, т.к. ей противостоит эластичное по цене конкурирующее предложение. Но в условиях квотирования импорта эта фирма не опасается взвинчивания цен, т.к. уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты – в результате появляется возможность получать монопольные прибыли.

У квоты имеются и положительные по сравнению с тарифом черты.

1. Если импортные ограничения вводится с целью решения проблемы дефицита платежного баланса, то импортная квота гарантирует фиксированный объем импорта. Тариф в случае снижения цен иностранным поставщиком (как в ситуации с оптимальным тарифом) может привести к увеличению объема импорта, что усложнит процесс регулирования платежного баланса.

  1. Квоты предоставляют правительству большую гибкость в проведении протекционистской политики. Если же повышаются ставки таможенного тарифа, что регламентируется соглашениями в рамках ВТО, это может привести к осложнению международных экономических отношений.

Одной из форм квотирования импорта являются добровольные экспортные ограничения. Это относительно новая форма торговых барьеров. Их введение означает, что экспортеры вынуждены давать согласие на ограничение собственного экспорта в надежде избежать более жестких барьеров. Так, японские, китайские, а затем и российские производители металлургической продукции согласились ограничить свои поставки в США в надежде на освобождение от обвинений в демпинге на изделия в этой отрасли.

  1. Дикриминация импорта из одних стран по сравнению с импортом из других.

Некоторые импортные барьеры могут носить дискриминационный характер, т.к. облагают налогом товары из одних стран и одновременно подобный налог отсутствует на товары из других стран. Подобная ситуация возможна несмотря на международные стандарты в виде режима наибольшего благоприятствования. ВТО разрешает эту дискриминацию, если страны, отменяющие между собой пошлины объединены в региональный экономический союз (по типу таможенного). Рассмотрим результаты подобного объединения на условном примере создания таможенного союза России и Белоруссии. В целях упрощения предположим, что все кривые предложения абсолютно горизонтальны (рисунок 6.2.).

Будем оценивать ситуацию, сравнивая две позиции – до создания таможенного союза, когда таможенные пошлины на одинаковые товары были одинаковыми для всех стран и после создания таможенного союза.

Предположим, что до создания таможенного союза Белоруссия могла ввозить автомобили одинакового качества из России и Германии. Автомобили из России стоили 13 тыс. долл., а немецкие автомобили – 12 тыс. долл. На ввоз одного автомобиля Белоруссия имела таможенную пошлину в размере 1500 долл., в результате цена одного российского автомобиля на рынке Белоруссии достигала 14500 долл., а немецкий автомобиль стоил 13500 долл. При условии однородности автомобилей потребители предпочтут более дешевый, поэтому цена автомобиля на внутреннем рынке была, как показано на рис. 14, 13500 долл.

После объединения России и Белоруссии в таможенный союз (означает взаимную отмену пошлин на товары друг друга и установление общего таможенного тарифа на товары третьих стран) были упразднены пошлины на ввоз автомобилей из России, но остались пошлины на автомобили из Германии. Российские автомобили на белорусском рынке теперь предлагают по цене 13000, а немецкие – по цене 13500. Потребители предпочтут более дешевый товар, т.е. спрос переориентируется на товары из России. В результате количество продаваемых автомобилей увеличится с М0 до М1 при более низкой цене.

Белорусские потребители в результате этих изменений будут выигрывать. Излишек потребителя в этом случае возрастет на области а+б. Одновременно белорусское государство теряет свои предыдущие доходы от импортного налога. Его потери эквивалентны областям а+с. Общий результат:

страна имеет одновременно чистый выигрыш - область би чистый проигрыш – областьс.

Из представленной графической модели можно определить три условия, при которых чистый выигрыш от таможенного союза будет больше чистого проигрыша:

  1. должна быть значительной эластичность импортного спроса;

  2. должна существовать большая разница между издержками отечественного производства и издержками производства страны-партнера;

  3. должна существовать незначительная разница между издержками производства страны-партнера и издержками производства третьих стран.

При всей важности каждого из трех условий особенно необходимо подчеркнуть третье. Оно свидетельствует о том, что таможенный союз будет эффективным только тогда, когда в его состав входят страны, по уровню развития приближающиеся к уровню, характерному для мирового хозяйства. Именно поэтому самые высокие результаты имеют таможенные союзы или объединения подобного типа, созданные в развитой части мира. Наиболее глубоко интеграция проявляется в ЕС (Европейский Союз), где можно наблюдать не только более льготные внешнеторговые условия между странами-членами союза, но и распространение объединения на движение капитала, рабочей силы, усиление научно-технического сотрудничества, развитие валютного союза (который привел к созданию единой европейской валюте – евро).