11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
После второй мировой войны одним из основных игроков в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке стали Соединенные Штаты Америки. Развивая ближневосточное направление своей внешней политики, США преследовали довольно широкий спектр целей, основными из которых были: борьба против усиления советского влияния на азиатском континенте, обеспечение доступа американских транснациональных корпораций к источникам сырья (прежде всего нефти), защита морских и сухопутных торговых коммуникаций, в безопасности которых были заинтересованы американские деловые круги, ограничение или прямое подавление политических и общественных движений, развитие которых могло представлять угрозу интересам США в Азии.
Доктринальные основы восточной политики США постоянно эволюционировали в зависимости от меняющейся расстановки сил в регионах, от смены политических режимов, а также темпов гонки вооружений. Первая такая доктрина была разработана во время президентства Г. Трумэна и представляла собой программу помощи Турции и Греции, целью которой было укрепление режимов, лояльно настроенных по отношению к США, недопущение «беспорядков», могущих привести коммунистов к власти и тем самым, создание прочной базы для распространения американского влияния в Средиземноморье.
В период 1950-х гг. когда в Соединенных Штатах была принята на вооружение доктрина «массированного возмездия», предусматривавшая массированный ракетно-ядерный удар по СССР и его союзникам, на Востоке под эгидой США был сформирован целый ряд военно-политических союзов, основной задачей которых являлось создание угрозы южным границам Советского Союза. Начало блоковой политике на Востоке было положено в 1955 г., когда был заключен так называемый Багдадский пакт, в состав которого вошли Турция, Иран, Ирак, Пакистан и Великобритания. Правда, в 1958 г. в Ираке произошла антимонархическая революция. Иракские офицеры, совершившие государственный переворот, казнили короля Фейсала (Хашимита) и многолетнего сторонника Великобритании, премьер-министра Нури Саида. Иракские офицеры заявили о своих антизападных внешнеполитических взглядах. Фактически это означало выход Ирака из Багдадского пакта. Штаб-квартира этого блока переехала в Анкару, и возникло новое объединение государств, получившее название Организация Центрального Договора или блок СЕНТО.
В 1961 г. новая администрация США во главе с президентом Дж.Ф. Кеннеди объявила о принятии доктрины «гибкого реагирования». Новая стратегия допускала стадии в развитии конфликтных ситуаций — от переговоров с «позиции силы» к достижению «критического порога», за которым начинается мировая война. В 1960-е гг. в соответствии с этой доктриной США развязали военные действия в Лаосе, Камбодже и Вьетнаме.
В ближневосточной политике США рассматриваемого периода можно выделить несколько устойчивых методов и внешнеполитических инструментов.
Прежде всего, это присутствие вооруженных сил США в районах устойчивого кризиса или вблизи последних.
Так, уже в 1946 г. США ввели в Средиземное море для постоянного базирования Шестой флот, задачи которого формулировались следующим образом:
— быть ударной силой южного фланга НАТО;
— держать подводные и надводные корабли с ядерными ракетами в непосредственной близости от Советского Союза;
— обеспечить охрану американских интересов в Средиземноморье;
— оказывать давление на правительства стран этого бассейна, иными словами, на государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Другим важным инструментом стали организация и осуществление государственных переворотов. Классическим примером этого является свержение правительства Мохаммеда Мосаддыка в Иране в 1953 г.
Активное проникновение Соединенных Штатов в Иран началось еще в конце 1940-х годов. В 1950 г. был подписан очень важный, с точки зрения усиления американского влияния, договор между США и Ираном. Договор предусматривал новые поставки оружия и боеприпасов Тегерану, увеличение в два раза американской военной миссии в Иране, использование иранских ресурсов в военно-стратегических планах США. К этому времени американские советники работали и фактически держали под контролем иранские вооруженные силы, полицию и жандармерию. В иранской армии – в генеральном штабе, в войсках, в различных штабах и подразделениях – служило 80 американских специалистов, целая группа, руководимая генералом Эвансом. Американские военнослужащие осуществляли контроль за строительством или реконструкцией 20 аэродромов, а также военно-морских баз в Шахпуре, Бушире, Бендер-Аббасе и шоссе, имеющих стратегическое значение. В октябре 1951 г. Тегеран и Вашингтон подписали соглашение о распространении на Иран действия «4-го пункта программы Трумэна». Соединенные Штаты оказывали Ирану техническую помощь в области сельского хозяйства, здравоохранения и просвещения. Непосредственным исполнением соглашения 1951 г. занималась специальная миссия, численность которой превышала 120 человек. Эта американская миссия учредила свои отделения в Тебризе, Реште, Мешхеде, Исфагане, Кермане, Керманшахе.
Тем не менее, влияние Великобритании в Иране было еще достаточно серьезным. Оно опиралось, прежде всего, на деятельность Англо-Иранской нефтяной компании (АИНК). Это своеобразное «государство в государстве» получало от добычи нефти доход, превышающий иранский доход в 7 раз. АИНК располагала в Иране своими аэродромами, радиостанциями, громадным парком автомобильного и морского транспорта, различными торговыми предприятиями. Ставший в июне 1950 г. премьер-министром Ирана генерал Али Размара выступал за развитие связей с Великобританией и США, однако все же склонялся более в сторону первой. В частности, он выступал за ратификацию иранским парламентом т.н. «дополнительного» соглашения с АИНК, весьма невыгодного Ирану. На эволюцию взглядов генерала повлияла неудача в переговорах о получении американского займа. Размара все более отходил от американской линии в своей политике. Он запретил трансляцию в Иране антисоветских передач «Голоса Америки». Иранское правительство аннулировало соглашение с американской консультативной фирмой «Оверсис консалтантс инкорпорейтед». Американским экономическим советникам было предложено покинуть страну. Группа иранских офицеров, изучавших деятельность американских вооруженных сил, было отозвана из США. Кроме того, премьер-министр А. Размара подписал советско-иранское соглашение о возобновлении торговли между двумя странами. Все эти меры, безусловно, раздражали администрацию Г.Трумэна и препятствовали американским нефтяным монополиям укреплять свое влияние в Иране и Персидском заливе в целом.
7 марта 1951 г. генерал Размара был убит. В развернувшейся политической борьбе, при нарастании движения за национализацию иранской нефти премьер-министром был назначен М.Мосаддык. Правительство Ирана приняло решение о национализации АИНК.
Лидер одной из наиболее влиятельных иранской партий - партии Национальный фронт, - М.Мосаддык проводил достаточно независимую внешнюю политику, пытаясь маневрировать между интересами США, Великобритании и СССР на Среднем Востоке. Администрация США еще могла потерпеть национализацию Англо-Иранской нефтяной компании в 1951 г., поскольку национализация означала ослабление конкурента США в регионе. Однако в 1953 г. стало ясно, что М. Мосаддык отказывается участвовать в каких-либо антисоветских военных блоках. Американские и британские спецслужбы подготовили операцию по свержению правительства Национального фронта. Руководителем операции был резидент ЦРУ в Тегеране Ким (Кермит) Рузвельт. Группа американских разведчиков-специалистов по Ирану подготовила план захвата министров, правительственных учреждений, комплектовала отряды иранских офицеров-заговорщиков. В операции, получившей кодовое название «Аякс», активное участие принял Норман Шварцкопф-старший, отец генерала Н.Шварцкопфа, командующего американскими силами в период кризиса 1990-91 гг. зоне Персидского залива. М. Мосаддык был арестован и осужден на длительный срок тюремного заключения. К власти в Иране пришло правительство генерала Ф.Захеди. Нефтяная отрасль Ирана оказалась под контролем консорциума американских и английских компаний. Внешняя политика страны быстро приобрела антисоветские очертания.
Среди методов политики США в указанном регионе следует назвать и предоставление финансовой, военной и экономической помощи.
Важными получателями американской помощи являлись Турция и Греция. Используя тезис о «советской угрозе» странам Ближнего Востока, американская администрация приняла новую концепцию региональной политики, получившей название «доктрина Трумэна». По закону, подписанному 22 мая 1947 г. в годы президентства Г. Трумэна, Турция и Греция для борьбы с коммунистическими элементами и для нормализации экономического положения начали получать весьма значительную финансовую помощь Соединенных Штатов. За 1947-1950 гг. американское правительство предоставило двум странам около 2 млрд. долларов, которые тратились преимущественно на военные цели. Следует подчеркнуть, что Турция получала от США экономическую помощь не только в рамках «доктрины Трумэна». Поддержка осуществлялась сразу по нескольким каналам. Во-первых, это государственные займы, кредиты и субсидии, направлявшиеся на милитаризацию экономики страны, на поставки промышленных товаров, в первую очередь, вооружений и военных материалов. По этому каналу шли средства, полученные в рамках «доктрины Трумэна» и «плана Маршалла». В рамках «доктрины Трумэна» было подписано американо-турецкое соглашение 1947 г. о помощи Турции. Администратором денежных средств помощи стал посол США в Анкаре. Соединенные Штаты получили возможность создавать на турецкой территории свои военные базы. В Турции работали группы американских военных специалистов. В рамках «плана Маршалла» было заключено американо-турецкое соглашение 1948 г. об экономическом сотрудничестве. Данное соглашение предусматривало четыре формы экономической поддержки:
«Прямая помощь» или займы, кредиты, которые Турция была обязана выплатить в течение 35 лет из расчета 2,5% годовых.
«Косвенная помощь». Средства из этого бюджетного пакета расходовались Турцией на закупки в США машин и оборудования.
«Техническая помощь» предусматривала деятельность американских специалистов и советников в различных отраслях экономики.
«Безвозмездная помощь». Средства по данной статье расходов шли на закупку в США сельскохозяйственной продукции, на оплату пребывания в Турции американских миссий, военных баз и других учреждений.
Существенную поддержку Соединенные Штаты оказывали Государству Израиль. В период администрации Г. Трумэна финансовые средства предоставлялись по «плану Маршалла», четвертому пункту программы президента Трумэна («техническая» помощь) и «программе помощи по взаимной безопасности». Все государственные программы помощи США Израилю в 1950-е годы контролировались Миссией Операций Соединенных Штатов (в английской транскрипции ЮСОМ), штаб-квартира которой находилась в Тель-Авиве. Это учреждение непосредственно распределяло прямые государственные субсидии и займы США, а также осуществляло размещение заказов технологического порядка в рамках экспорта ноу-хау и обмена лицензиями на производство наиболее перспективных для США и Израиля товаров. Общая сумма денежных средств, распределение которых всецело находилось под контролем ЮСОМ в Израиле в 1952-1956 гг., составила 276,2 млн. долларов.
Наконец, еще одним эффективным инструментом американской политики стала дипломатия посредничества.
Начиная с 1953 г., Соединенные Штаты предприняли серию инициатив, направленных на урегулирование спора между арабскими странами и Государством Израиль. В качестве рычага умиротворения США эффективно использовали Ближневосточное Агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), созданное согласно решеению Генеральной Ассамблеи ООН в 1949 г. Готовясь к выступлению на закрытом заседании сената США в 1955 г., заместитель госсекретаря Г. Бироуд счел необходимым особо подчеркнуть роль реабилитационных программ названной организации в поддержке политической и экономической деятельности администрации США в ближневосточном регионе. По его мнению, США должны были тогда сделать все от них зависящее, чтобы поддержать программы БАПОР на должном финансово-экономическом уровне, поскольку именно они создают предпосылки для снижения «накала страстей» в местах скопления палестинцев, лишенных отечества.
Другим инструментом посредничества и ликвидации опасного очага напряженности в регионе должен был стать план Э. Джонстона, касавшийся разрешения споров между арабами и израильтянами относительно использования ресурсов реки Иордан. План предусматривал также содействие экономическому развитию Иорданской долины и пустынных территорий области Негев (Израиль) и сопредельных земель, где проживала значительная часть палестинских беженцев. В секретном докладе президенту Д. Эйзенхауэру от 17 ноября 1953 г. Э. Джонстон, уже побывавший на Ближнем Востоке, настоятельно рекомендовал «незамедлительно сформулировать твердую позицию по отношению к вопросу о (арабо-израильских) границах». Необходимо отметить, что от успеха названного плана зависело осуществление совместной американо-британской тайной дипломатической операции «Альфа». Эта программа была направлена на обеспечение секретных переговоров между Израилем и Египтом при посредничестве великих держав по широкому спектру проблем в контексте арабо-израильского конфликта. Государственный секретарь США Джон Ф. Даллес также предлагал конфликтующим сторонам американские гарантии обеспечения незыблемости арабских и израильских государственных границ.
Миссия посредничества видоизменилась в период Суэцкого кризиса 1956 г. Соединенные Штаты в значительной мере содействовали подготовке Израилем войны против Египта. Именно в 1956 г. администрация Д. Эйзенхауэра отменило эмбарго на поставки оружия для стран Ближнего Востока. США оказали помощь Израилю кредитами, субсидиями, займами на сумму 69 млн. долларов. Однако на официальном уровне представители администрации критиковали политику стран, осуществивших нападение на Египет. Оставшись в стороне от непосредственных боевых действий, поскольку война началась для выполнения внешнеполитических задач Великобритании, Франции и Израиля, Соединенные Штаты, активно посредничали в деле эвакуации израильских и английских войск с захваченных арабских территорий. Американской дипломатии удалось убедить премьер-министра Д. Бен-Гуриона вывести израильские войска с полуострова Синай и сектора Газа, так как устранение сильного Египта с ближневосточной политической арены не входило в планы разработчиков политики в Пентагоне, госдепартаменте и ЦРУ.
Характерно, что после окончания военных действий в июне 1967 г. Соединенные Штаты повели себя иначе, нежели во времена Суэцкого кризиса 1956 г. Администрация Л. Джонсона не стала оказывать давление на Израиль, чтобы тот немедленно вывел свои войска с оккупированных территорий. Конфликтующим сторонам были предложены «пять принципов Л. Джонсона», которые были введены в текст резолюции Совета Безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 г. Эти принципы включали: «1) признание права палестинцев на национальную жизнь; 2) справедливость по отношению к беженцам; 3) свободное судоходство по проливам; 4) ограничение расточительной и разрушительной гонки вооружений; 5) политическую и территориальную целостность для всех государств». В 1968-1970 гг. США вновь обратились к посредническим усилиям. Последовали мирные инициативы госсекретарей Д. Раска, У. Роджерса, предложения специального президентского посланника У. Скрэнтона. Американские дипломаты также участвовали в переговорах четырех держав (СССР, Великобритании, США, Франции) по Ближнему Востоку.
- Часть 4.
- 10.1.Холодная война
- 10.2.Сша и Советский Союз: лидеры, разделенные "железным занавесом"
- 10.3.Проблема разоружения и советско-американские отношения в 40-50-е годы
- 10.4.Формирование новой политической карты мира.
- 10.5.Период конфронтационной стабильности.
- 10.6.Период международной разрядки
- 10.7.Перестройка т международные отношения в 80-е годы
- Глава 11.
- Международные отношения
- На Ближнем и Среднем Востоке
- (1945-1999 Гг.)
- 11.1.Стратегические интересы и блоковая политика сша.
- 11.2.Попытки Великобритании сохранить влияние в зависимых странах и обеспечить доступ к источникам сырья
- 11.3.Расширение советского влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока.
- 11.4.Эскалация арабо-израильского конфликта в 1948-1970 гг. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины во второй половине 1940-х годов
- 11.5.Образование Государства Израиль. Арабо-израильская война 1948-1949 гг.
- 11.6. Суэцкий кризис 1956 г.
- 11.7.Июньская война 1967 г.
- 11.8.Арабо-израильский конфликт в период 1970-1990-х гг. Кэмп-дэвидский процесс и поиски мирного решения палестинской проблемы
- 11.9.Основные черты международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в 1970-90-е гг.
- 11.10. Энергетический кризис 1973 г. Нефтяной бум на Ближнем и Среднем Востоке и его последствия
- 11.11. Исламская революция в Иране (1979) и её влияние на международные отношения в регионе
- 11.12. Ирано-иракская война
- 1980-1989
- 11.13. Война в Афганистане
- 1978-2000
- * * *
- Глава 12. Международные отношения в Европе после второй мировой войны (1945-1992гг): история европейской интеграции.
- 12. 1. Предпосылки интеграции и основные действующие лица
- 12.2. Еврозастой.
- 12.3. Современный этап интеграции.
- Глава 13. Международные отношения в постбиполярном мире. Становление нового мирового порядка.
- 13.1. Конфигурация нового миропорядка: варианты.
- 13.2.Однополярный миропорядок
- 13.3.Новая биполярность
- 13.4.Многополярность
- Эффекты глобализации.
- 13.6. Основные направления глобализации политики.
- 13.6.1. Центростремительные тенденции в мировой политике.
- 13.6.2. Изменение места и роли национального государства.
- 13.6.3. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- 13.7. Конец евроцентристского мира
- 13.7.1. Азия на марше.
- 13.7.2. Новая азиатская идея.
- 13.8. Конфликты в современном мире.
- 13.8.1. Концепция столкновения цивилизаций.
- 13.8.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов.
- 13.8..3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире.
- 13.9. Новый мировой порядок: многополярный мир или «глобальная монополия»?
- Глава 14. Международные отношения в постбиполярном мире. Внешняя политика ведущих центров силы в 90-х гг. XX в.
- 14.1.Сша: глобальное лидерство в новых условиях.
- 14.1.1. Отношения сша с объединенной Европой
- 14.1.2.Американо-китайские отношения.
- 14.1.3.Американо-японские отношения.
- 14.1.4.Американо-индийские отношения.
- 14.1.5.Российско-американские отношения.
- 14.2.Ес: проблемы становления единой внешней политики.
- 14.2.1.Сша и ес.
- 14.2.2.Россия и ес.
- 14.3.Кнр: поднимающийся гигант.
- 14.4.Япония на рубеже веков: затянувшаяся адаптация.
- 14.5.Индия: меняющиеся приоритеты в трансформирующемся мире.