logo search
МЭ и МЭО / Mezhdunarodnaya_ekonomika_uchebnoe_posobie

Имеют ли какое-нибудь значение автаркия и торговля? Две Кореи

Ни одна из стран в современном мире не существует в полной автаркии. С того момента как Корея раскололась на две части - Республика Корея (южная) и Демократическая Народная республика Корея (северная) во время корейской войны в начале 50-х, философией северной Кореи было чучхе, или самодостаточная индустриализация. Правительство Севера, где был установлен централизованный коммунистический режим (один из последних, оставшихся в мире до сегодняшнего дня), жестко контролирует внешнюю торговлю наряду с другими контактами с внешним миром. Фактически, эксперты назвали Северную Корею одной из самых автаркических экономик в мире. Южная Корея, с другой стороны, следует программам, ориентированным на торговлю, несмотря на частые диспуты с США по поводу мнимого отсутствия открытости рынков Южной Кореи для американских товаров. Различие в результатах значительное, что видно из таблицы, приведенной в конце статьи. Валовой внутренний продукт на человека в Южной Кореи превышает ВВП на Севере фактически в 13 раз. Несмотря на спад, вызванный финансовыми кризисами в Азии в 1997 году, экономический рост на Юге значительно превышает развитие на Севере. В действиетльности производство в Северной Кореи сокращалось в среднем на 5 % в год на протяжении 90-х годов. Экспортные операции сократились на 2/3 в течение 10 лет. По оценкам, 1999 был единственным годом, когда ВВП Северной Кореи увеличился. Причины улучшения включали хорошую погоду; увеличившуюся международную помощь, особенно со стороны Южной Кореи; и небольшое ослабление влияния правительства в некоторых направлениях экономического развития.

Конечно, попытки Северной Кореи быть самодостаточной не являются единственной причиной экономических проблем. По оценкам, армия Северной Кореи насчитывает 1.2 миллиона человек и военные расходы поглащают до одной трети экономических ресурсов. До 1990 года небольшой объем внешней торговли, который осуществлялся страной, включал импорт нефти из Советского Союза для снабжения топливом огромных государственных промышленных предприятий и экспорт низкокачественной продукции в Восточную Европу. После развала Советского Союза предприятия Северной Кореи работают не на полную мощность, потому что у государства нет достаточно иностранной валюты для покупки нефти по мировым ценам на открытом рынке. Разрушение системы централизованного планирования в Восточной Европе также ликвидировал рынки для небольшого экспорта из Северной Кореи. Низкое качество этих товаров сделало их неконкурентноспособными на мировых рынках. Сочетание этих факторов сократило торговлю Северной Кореи на более чем 50% в период между 1990 и 1996 годами. Эти проблемы привели к тому, что предприятия перестали работать из-за отсутствия топлива, начались перебои с подачей энергии, голод и распространение слухов о фатальных исходах из-за отсутствия пищи. Ким Сунг, правитель Северной Кореи с 1948 года, умер в 1994 года и был заменен своим сыном Кимом Йонгом. Наводнения и неурожай риса в 1995 году вынудил страну обратиться к другим странам за гуманитарной помощью.

В ответ на растущие экономические проблемы Северная Корея только приоткрыла дверь во внешний мир. Сейчас правительство стимулирует иностранные фирмы воспользоваться низким уровнем оплаты труда в Северной Кореи и вкладывать инвестиции в особую экономическую зону Раджин Сонбонг, построенную по типу китайских прибрежных экономических зон. Но правительство содержит эту территорию (стратегически расположенную для ведения торговли между Южной Кореей и Китаем) изолированно от всей страны, чтобы предотвратить распространение политических идей. Инвесторы были очень осторожны несмотря на щедрые налоговые стимулы и упрощенные нормы, которые разрешают 100% иностранное владение новыми предприятиями в этой зоне.

Долгие годы ходили разные разговоры, касающиеся различных проектов с вовлечением Северной Кореи. Первый проект предполагает объединение Северной и Южной Кореи в надежде на то, что Южная Корея сможет восстановить экономику Северной Кореи. Расходы, однако, могут быть слишком большими. Чтобы поднять доходы на человека в Северной Кореи до 60% доходов в Южной Кореи (минимальный уровень при котором можно управлять уровнем миграции из Северной Кореи), необходимо потратить 1.7 миллиардов долларов. Вторым проектом является создание зоны экономического развития реки Тумен, зоны свободной торговли между Северной Кореей, Китаем и Россией, вдоль Монголит и Южной Кореи до устья реки Тумен. Зона могла бы позволить Северной Кореи завладеть по крайней мере частью потенциальных доходов от торговли. В начале планировалось обрабатывать российское и монгольское сырьё с помощью китайской рабочей силой, а эатем экспортировать продукцию через порт Раджин в Северной Кореи. Однако, несмотря на стратегическую и коммерческую значимость зоны, поддержку со стороны Программы развития Организации Объединённых Наций, и 900 миллионов долларов, уже проинвестированных в течение последних 10 лет, проект кажется приостановился из-за пререканий участников.

В мае 1995 года южно-корейская фирма добилась поддержки со стороны правительства на организацию первого со времен корейской войны совместного предприятия с фирмой из Северной Кореи. Северная Корея позволила компании Хундай в обмен на 1 миллиард долларов в течение 6 лет использовать туристическую службу, которая позволяет жителям Южной Кореи посещать (при ограниченных условиях) Бриллиантовые горы на севере. Государственная корпорация

табака и женьшеня в Южной Кореи отправляет сейчас листья табака на север, где они используются для производства сигарет One Mind, продаваемых как в Северной, так и в Южной Кореи. Несколько других корейских фирм сейчас имеют планы, касающиеся фабрик текстиля и одежды, туристических курортов, железных дорог, заводов телекоммуникации и электроники, металлургических заводов, расположенных в Северной Кореи. Фирмы Китая и Гон Конга также заинтересованы в развитии сотрудничества. Ряд международных коммерческих банков открыли совместные предприятия с местными партнерами из Северной Кореи. Сообщают даже о более снисходительном отношении правительства к черным рынкам, которые решительно подавлялись долгие годы.

Эксперты оценивают, что либерализация международной торговли смог бы увеличить ВВП Северной Кореи на 25 или 35%. Принимая во внимание ресурсное обеспечение страны, особенно изобилие непрофессиональной и полупрофессиональной рабочей силы, потенциальные области сравнительного преимущества включают рыбу, минералы, текстиль, одежду и широкий спектр производств легкой промышленности. Освобожденные от диктата центрального планирования, сельскохозяйственный сектор и сектор, производящий капитальные блага – области неблагоприятных преимуществ – уменьшатся.

В конце 1999 года в обмен на обещание Северной Кореи сократить свои программы по ядерному оружию и испытанию ракет, США в свою очередь облегчила торговые ограничения, которые с 1950 года запрещали торговые отношения между Северной Кореей и США. После сокращения экономики с 25 до 40 % в течение 90-х годов, Северная Корея пережила период положительного экономического роста в 1999 году. К сожалению для жителей Северной Кореи казалось, что правительство в который раз отказалось от своих соглашений с внешним миром в ответ на то, что Южная Корея поддержала антитеррористическую кампанию, начатую после террористических атак в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Но несмотря на наруцшение сроков и изменение судеб отдельных проектов, одно остается неизменным. Если Северная Корея надеется испытать экономический рост, открытая международная торговля, основанная на сравнительном преимуществе, будет необходимым компонентом программ, предполагающих изменения.

Таблица

Сравнение Северной и Южной Кореи, 1999

Показатель

Северная Корея

Южная Корея

Территория ( 1 000 квадратных км )

120

98

Население (миллион человек)

21.7

46.6

ВВП (миллиарды $)

22.6

625.7

ВВП на душу населения (миллиарды $)

1, 000

13, 300

Экономический рост (%)

1.0

10.0

Экспорт (миллиарды $)

680

144, 000

Импорт (миллиарды $)

954

116, 000

Количество телефонов (миллионы):

основные линии

1.1

23.1

сотовая связь

0.0

8.6

Телевизоры (миллионы)

1.2

15.9

Магистрали (км)

1, 997

86, 990

Военные расходы (процент от ВНП)

25-33

3.2

(В практической ситуации использованы материалы из:Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy. Trade and Finance. – Mason,OH: Thompson, 2003, p.39-41.)

Вопросы:

1.Каково влияние экономической политики правительства на экономическое развитие? В чем преимущества свободной торговли по сравнению с централизованной плановой системой?

2.Почему Северная Корея так нерешительно движется по пути реформ? Выделите: политические, идеологические, исторические причины.

3. Как мировое сообщество реагирует на возможность реформирования Северной Корею?

4.Каковы сравнительные преимущества Кореи? Как может изменится структура ее экономики, если реформы все же будут осуществляться?