52. Структура платежного баланса россии
Важнейшая роль в платежном балансе отводится счету текущих операций. Текущие операции платежного баланса включают четыре статьи: операции с товарами, услугами, доходы от инвестиций и оплату труда, текущие трансферты.
В России ключевая роль в счете текущих операций и в платежном балансе в целом принадлежит операциям с товарами. Экспортно-импортные операции с товарами составляют значительную долю платежного баланса страны. В частности, экспорт товаров России в 2002 году составил 120,3 млрд. долларов, импорт — 83 млрд. долларов. Россия экспортирует, прежде всего, сырье, а импортирует готовые изделия. Значительная зависимость платежного баланса страны, доходов бюджета, курса национальной валюты от мировых цен на сырье является негативным фактором развития национальной экономики.
Следующей статьей текущего баланса являются услуги. Экспорт услуг России в 2002 году составлял 13 млрд. долларов, импорт — 22,1 млрд. долларов. К важнейшим видам услуг принято относить: транспортные услуги (воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт), поездки (деловые, личные), прочие услуги. В таких странах, как Греция, Турция и Испания, туризм составляет значительную долю валового внутреннего продукта (ВВП) и является главной отраслью специализации этих стран. К сожалению, Россия пока не смогла создать необходимые условия для развития туризма.
Доходы от инвестиций представляют собой доходы, полученные резидентами от своих зарубежных активов (дивиденды, проценты, рента и др.). Доходы по оплате труда связаны с доходами, которые резиденты получают за рубежом (заработная плата, премии и т.д.). Доходы по оплате труда принимаются в расчет только в случае, когда резидент находится в иностранном государстве менее одного года. Соответственно, расходы по инвестициям и оплате труда возникают, когда нерезиденты получают доходы от инвестиций, оплаты труда в России. Например, когда российский гражданин с немецкой компанией полугодовой контракт на выполнение комплекса работ в Германии, его чистый доход будет включен в доходы по оплате труда в платежном балансе России. Если же украинский работник подпишет аналогичный контракт с российской фирмой, то чистые доходы украинского работника будут учитываться в качестве выплаченной заработной платы в платежном балансе России.
Текущие трансферты связаны с безвозмездным перечислением денег в страну из страны:
1) на государственном уровне (гуманитарная помощь, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий странам);
2) на частном уровне (денежные переводы, подарки, помощь частных негосударственных иностранных фондов).
Следующим важным счетом является счет операций с капиталами и финансовыми инструментами. В 2002 году этот счет был отрицательным и составлял 25,3 млрд. долларов. Счет операций с капиталом в отличие от текущих операций включает капитальные трансферты. Капитальные трансферты, так же, как и текущие трансферты, целесообразно рассматривать на нескольких уровнях:
1) на государственном уровне (одно государство частично или полностью списывает долги другого государства, безвозмездная помощь в виде передачи одного государства другому станков, оборудования и т.д.);
2) на частном уровне (одна фирма частично или полностью списывает долг иностранной фирмы, перевоз имущества мигрантами и т.д.). Прямые инвестиции связаны с долгосрочным инвестированием средств в предприятие с целью участия в управлении, совершенствования его работы и получения дохода на вложенный капитал. В 2002 году в Россию пришло 2,4 млрд. долларов прямых зарубежных инвестиций, вывезено за рубеж — 3,3 млрд. долларов. Портфельные инвестиции связаны с инвестициями в ценные бумаги российских компаний (РАО ЕС, Газпром, Лукойл и др.) с целью их последующей продажи по более высокому курсу. В 2002 году прирост инвестиций в ценные бумаги российских компаний составил 1 млрд. долларов, что свидетельствует о постепенном росте российского фондового рынка (рынка ценных бумаг).
К другим инвестициям относят все инвестиции, которые не вошли в состав прямых и портфельных инвестиций (различного рода кредиты).
Важной составляющей частью платежного баланса являются также такие статьи как: резервные активы и чистые ошибки и пропуски. Резервные активы в 2002 году увеличились на 11,4 млрд долларов. Рост резервных активов — это наращивание золотовалютных резервов Банка России. Чистые ошибки и пропуски в 2002 году составили 7,5 млрд долларов. В эту статью попадает часть валютных средств, которые были нелегально вывезены из страны в течение года. Поэтому увеличение статьи «ошибки и пропуски» является негативным фактором.
53. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДФ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Международная миграция представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Различают эмиграцию — перемещение за границу и иммиграцию — прибытие из-за границы. Международная миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, туристической и других. Нами рассматривается трудовая миграция (миграция рабочей силы) как важнейшая форма международной миграции населения. Международный рынок рабочей силы формируется на основе трудовой миграции. На трудовую миграцию влияют как экономические, так и неэкономические причины.
К экономическим причинам трудовой миграции необходимо отнести: 1) наличие большого контраста в уровнях экономического и социального развития стран и, прежде всего, в уровне заработной платы; 2) состояние рынка труда. В частности, безработица в России приводит к оттоку квалифицированной рабочей силы за границу; 3) вывоз капитала и создание международных транснациональных корпораций (ТНК). Например, для организации бизнеса за рубежом требуются специалисты по установке оборудования, а также профессионалы, способные обучить работе на этом оборудовании; 4) научно-технический прогресс (НТП), который приводит к появлению новой техники и технологий, а следовательно уникальных специалистов. Неэкономических причин трудовой миграции можно выделить несколько: 1)этнические (национализм); 2) религиозные; 3) семейные (воссоединение семьи); 4) экологические (плохая окружающая среда); 5) политико-правовые (политические гонения, криминальная обстановка в стране); 6) личные (духовная близость культур, желание познать новую культуру).
Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации видов современной международной миграции рабочей силы она подразделяется на пять основных типов:
1) работающие по контракту. В контракте оговаривается срок пребывания в стране-импортере. К этой категории относят, как правило, сезонных рабочих, приезжающих на уборку урожая, а также неквалифицированных или малоквалифицированных работников;
2) профессионалы с высоким уровнем подготовки, образования и практического опыта работы. К этой группе относят также преподавателей вузов и студентов;
3) нелегальные иммигранты. К этому типу международной миграции рабочей силы относят иностранцев с просроченной или туристической визой, занимающихся трудовой деятельностью;
4) переселенцы, т.е. переезжающие на постоянное место жительства;
5) беженцы, которые вынуждены эмигрировать из своих стран из-за угрозы их жизни и деятельности. В международной миграции можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Основными центрами притяжения рабочей силы выступают: страны Западной Европы (Германия как страна с наиболее либеральным законодательством и Великобритания как страна, сохраняющая определенные льготы для стран, входивших ранее в Британскую империю; кроме того, это такие государства, как Франция, Бельгия, Швейцария, Швеция и Нидерланды); США; Канада и Австралия (страны, имеющие нехватку рабочей силы);
2) миграция рабочей силы в рамках промышленно развитых стран. Могут быть самые разнообразные причины как экономического характера (более высокая заработная плата), так и неэкономического характера (желание познать новую культуру и др.);
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами. Как правило это вызвано экономическими причинами. Миграция происходит из бедных развивающихся стран в более богатые государства;
4) миграция рабочей силы, связанная с бывшими социалистическими странами и государствами, входящими в СНГ. Можно выделить несколько направлений международной миграции в рамках данного направления. Во-первых, это эмиграция (отток) рабочей силы из этих стран в развитые рыночные государства, что связано с экономическими причинами. Во-вторых, происходит трудовая миграция между странами СНГ (например, из Украины, Казахстана, Таджикистана в Россию). Такая миграция обусловлена целым рядом причин как экономического характера (в России более высокий уровень жизни, чем в других странах СНГ), так и неэкономического характера (национальные притеснения, отказ от русского языка как национального языка во многих странах СНГ и др.). В-третьих, международная миграция рабочей силы происходит между бывшими социалистическими странами (в частности из Китая в Россию); 5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. Такая миграция обусловлена нехваткой специалистов в развивающихся странах и связана, как правило, с созданием совместных или иностранных предприятий на территории развивающейся страны.
Международная миграция рабочей силы оказывает неоднозначное влияние на экономику как страны — экспортера, так и страны — импортера рабочей силы. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на благосостояние трех основных рыночных субъектов страны — импортера рабочей силы (домохозяйства, фирмы и государства)? С точки зрения домохозяйства иммигранты увеличивают предложение рабочей силы и могут способствовать снижению средней заработной платы в стране. В тоже время расширение рынка труда и снижение заработной платы выгодно национальным товаропроизводителям, повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Значительное влияние оказывает иммиграция на благосостояние государства. Во-первых, иммигранты как правило имеют определенный уровень образования и профессиональную подготовку и в этом смысле обходятся принимающей стороне бесплатно. Во-вторых, иммигранты являются плательщиками налогов, что выгодно для государственного бюджета. В-третьих, иммигранты предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги внутри страны, стимулируют развитие отечественного производства. В-четвертых, иммигранты могут нести с собой новые знания, которые могут выступать как важнейший фактор конкурентоспособности государства. В тоже время иммиграция связана и с определенными издержками для государства. Иммигранты могут вызывать социальные конфликты внутри страны, способствовать развитию преступности в государстве.
Противоположный эффект оказывает миграция рабочей силы для страны-экспортера. С точки зрения домохозяйства она приводит к уменьшению предложения рабочей силы на внутреннем рынке и повышению средней заработной платы в стране. Однако это не выгодно национальным товаропроизводителям, издержки которых возрастают, снижается международная конкурентоспособность. Государство несет существенные издержки, связанные с экспортом рабочей силы. Во-первых, не окупаются затраты, понесенные при обучении рабочей силы. Во-вторых, страна теряет квалифицированных специалистов. В-третьих, государство недополучает налоги в государственную казну. С другой стороны, мигранты могут осуществлять значительные по объему денежные переводы (родственникам, друзьям), что является хорошим источником как доходов в бюджет, так и поступлений в инвалюте в страну.
Международная миграция рабочей силы способствует повышению средней зарплаты в стране-импортере рабочей силы и понижению ее в государстве-экспортере рабочей силы. Возникает вопрос, почему же тогда не происходит выравнивания средней заработной платы на международном уровне? Во-первых, всегда имеются издержки, связанные с переездом и адаптацией. Чтобы осуществить переезд необходимо потратить немаленькие деньги на транспорт и первоначальное обустройство. Кроме того, есть и издержки по адаптации к чужой культуре, языку, традициям. Даже если заработная плата в родной стране может оказаться ниже, чем в другом государстве, трудно поменять место жительство вследствие издержек адаптации и издержек, связанных с переездом. Во-вторых, рабочая сила в развивающихся странах не имеет должного уровня квалификации и профессиональной подготовки, поэтому она не может составить должную конкуренцию квалифицированной рабочей силе в развитых государствах. В-третьих, развитые рыночные страны проводят иммиграционную политику, существенно ограничивающую миграцию рабочей силы.
54. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЦЕЛИ и ИНСТРУМЕНТЫ
Государственная миграционная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.
Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной политики является обеспечение оптимального количественного и качественного состава прибывающих в страну трудящихся-мигрантов. На иммиграционную политику могут оказывать влияние различные факторы: 1) демографическая ситуация в стране; 2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хозяйства; 3) необходимость привлечения в страну дополнительных инвестиций и другие факторы.
Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:
1) семейная эмиграция связана с воссоединением семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой категории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним категориям родственников может быть разрешено воссоединение семьи, а другим запрещено;
2) экономическая эмиграция связана с необходимостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для создания на территории страны предприятий, приобретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой категории могут использоваться размер собственного капитала, требование о создании в стране-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;
3) профессиональная эмиграция связана с поощрением притока в страну квалифицированной рабочей силы в требуемые секторы национальной экономики. В качестве инструментов регулирования используются: возрастной ценз, требования к состоянию здоровья, уровню образования, стажу работы, специальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление национально-географических приоритетов (проживание только в определенном районе государства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как лимиты и квотирование (установление количественных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);
4) эмиграция в категории за особые достижения связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художников и т.д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уровне. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предоставляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;
5) гуманитарная эмиграция связана с предоставлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.
В зависимости от сроков пребывания эмигрантов в стране-импортере рабочей силы различают три типа иммиграционной политики:
1) политика, ограничивающая время пребывания иммигранта в стране;
2) политика, разрешающая проживание в стране без ограничений по срокам пребывания;
3) политика, разрешающая постоянное проживание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства. Эмиграционная политика связана с регулированием оттока рабочей силы из страны. Инструменты эмиграционной политики можно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные процессы.
К инструментам, прямо влияющим на эмиграцию, можно отнести: 1) рыночные инструменты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле); 2)использование административных запретов на выезд из страны через лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий работников и другие меры. К инструментам косвенного регулирования эмиграции можно отнести: поощрение валютных переводов из-за рубежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.
- 1. Понятие и сущность мировой экономики
- 2. Основные этапы развития мировой экономики
- Особенности современного этапа развития мировой экономики
- 4. Основные группировки стран и критерии их формирования
- 5. Сущность и основные факторы международного разделения труда
- 7. Транснациональные корпорации — как наиболее характерная форма современного международного разделения труда
- 8. Отраслевая структура мировой экономики
- 9. Территориальная структура мировой экономики
- 12. Природно-ресурсная структура мировой экономики
- 14. Типы интеграционных группировок
- 16 Североамериканская интеграция
- 16. Интеграционные процессы в латинской америке
- 17. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция
- 18. Интеграционные процессы в африканском регионе
- 19. Сша как центр глобализации
- 20. Западная европа — один из трех центров мировой экономики
- 21. Роль японии в современном мировом разделении труда
- 24. Новые индустриальные страны в мировой экономике
- 26. Основные тенденции развития стран восточной европы
- 27. Особенности мирохозяйственных связей россии в современный период
- 29. Уровни и формы международных экономических отношений
- 30. Сущность, субъекты и объекты международной торговли
- 31. Теории международной торговли
- Принцип абсолютного преимущества
- 32. Проблемы вступления россии в вто
- 33. Развитие международной торговли товарами
- 40. Мировые цены: сущность, виды, методы ценообразования
- 35. Внешнеторговая политика государства. Инструменты внешнеторгового регулирования
- 36. Сущность международной торговли услугами. Виды услуг
- 37. Регулирование международной торговли услугами
- 40. Международная миграция капитала
- 41. Международная миграция ссудного капитала и капитала в предпринимательской форме
- 42. Оценка вывоза капиталов из россии
- 43. Валюта: сущность, функции и виды валют
- 44. Валютные отношения и валютная система
- 45. Валютный рынок и валютный курс
- 46. Эволюция мировой валютной системы
- 48. Международные валютно-кредитные и финансовые организации
- 49. Валютные операции коммерческого банка
- 50. Международные расчеты и их основные формы
- 51. Сущность и виды балансов международных расчетов страны
- 52. Структура платежного баланса россии