logo
шпоры по мэ

52. Структура платежного баланса россии

Важнейшая роль в платежном балансе отво­дится счету текущих операций. Текущие опера­ции платежного баланса включают четыре ста­тьи: операции с товарами, услугами, доходы от инвестиций и оплату труда, текущие трансфер­ты.

В России ключевая роль в счете текущих опе­раций и в платежном балансе в целом принад­лежит операциям с товарами. Экспортно-импортные операции с товарами составляют зна­чительную долю платежного баланса страны. В частности, экспорт товаров России в 2002 го­ду составил 120,3 млрд. долларов, импорт — 83 млрд. долларов. Россия экспортирует, преж­де всего, сырье, а импортирует готовые изделия. Значительная зависимость платежного баланса страны, доходов бюджета, курса национальной валюты от мировых цен на сырье является не­гативным фактором развития национальной эко­номики.

Следующей статьей текущего баланса явля­ются услуги. Экспорт услуг России в 2002 го­ду составлял 13 млрд. долларов, импорт — 22,1 млрд. долларов. К важнейшим видам услуг принято относить: транспортные услуги (воздуш­ный, морской, железнодорожный, автомобиль­ный, трубопроводный транспорт), поездки (де­ловые, личные), прочие услуги. В таких странах, как Греция, Турция и Испания, туризм составля­ет значительную долю валового внутреннего про­дукта (ВВП) и является главной отраслью спе­циализации этих стран. К сожалению, Россия пока не смогла создать необходимые условия для развития туризма.

Доходы от инвестиций представляют собой доходы, полученные резидентами от своих за­рубежных активов (дивиденды, проценты, рен­та и др.). Доходы по оплате труда связаны с доходами, которые резиденты получают за ру­бежом (заработная плата, премии и т.д.). Доходы по оплате труда принимаются в расчет только в случае, когда резидент находится в иностранном государстве менее одного года. Соответственно, расходы по инвестициям и оп­лате труда возникают, когда нерезиденты по­лучают доходы от инвестиций, оплаты труда в России. Например, когда российский гражда­нин с немецкой компанией полугодовой кон­тракт на выполнение комплекса работ в Герма­нии, его чистый доход будет включен в дохо­ды по оплате труда в платежном балансе Рос­сии. Если же украинский работник подпишет аналогичный контракт с российской фирмой, то чистые доходы украинского работника будут учитываться в качестве выплаченной заработ­ной платы в платежном балансе России.

Текущие трансферты связаны с безвозмез­дным перечислением денег в страну из страны:

1) на государственном уровне (гуманитарная по­мощь, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий странам);

2) на частном уровне (денежные переводы, по­дарки, помощь частных негосударственных иностранных фондов).

Следующим важным счетом является счет операций с капиталами и финансовыми ин­струментами. В 2002 году этот счет был отрицательным и составлял 25,3 млрд. долларов. Счет операций с капиталом в отличие от теку­щих операций включает капитальные трансфер­ты. Капитальные трансферты, так же, как и те­кущие трансферты, целесообразно рассматри­вать на нескольких уровнях:

1) на государственном уровне (одно государ­ство частично или полностью списывает дол­ги другого государства, безвозмездная по­мощь в виде передачи одного государства другому станков, оборудования и т.д.);

2) на частном уровне (одна фирма частично или полностью списывает долг иностранной фир­мы, перевоз имущества мигрантами и т.д.). Прямые инвестиции связаны с долгосроч­ным инвестированием средств в предприятие с целью участия в управлении, совершенствова­ния его работы и получения дохода на вложен­ный капитал. В 2002 году в Россию пришло 2,4 млрд. долларов прямых зарубежных инвес­тиций, вывезено за рубеж — 3,3 млрд. долларов. Портфельные инвестиции связаны с инве­стициями в ценные бумаги российских компа­ний (РАО ЕС, Газпром, Лукойл и др.) с це­лью их последующей продажи по более высо­кому курсу. В 2002 году прирост инвестиций в ценные бумаги российских компаний составил 1 млрд. долларов, что свидетельствует о посте­пенном росте российского фондового рынка (рынка ценных бумаг).

К другим инвестициям относят все инвес­тиции, которые не вошли в состав прямых и портфельных инвестиций (различного рода кредиты).

Важной составляющей частью платежного ба­ланса являются также такие статьи как: ре­зервные активы и чистые ошибки и пропус­ки. Резервные активы в 2002 году увеличились на 11,4 млрд долларов. Рост резервных акти­вов — это наращивание золотовалютных резер­вов Банка России. Чистые ошибки и пропус­ки в 2002 году составили 7,5 млрд долларов. В эту статью попадает часть валютных средств, которые были нелегально вывезены из страны в течение года. Поэтому увеличение статьи «ошибки и пропуски» является негативным фак­тором.

53. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДФ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Международная миграция представляет со­бой перемещение людей через границы опре­деленных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Различают эмиграцию — перемещение за гра­ницу и иммиграцию — прибытие из-за грани­цы. Международная миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, турис­тической и других. Нами рассматривается тру­довая миграция (миграция рабочей силы) как важнейшая форма международной миграции населения. Международный рынок рабочей силы формируется на основе трудовой мигра­ции. На трудовую миграцию влияют как эко­номические, так и неэкономические причины.

К экономическим причинам трудовой миг­рации необходимо отнести: 1) наличие боль­шого контраста в уровнях экономического и социального развития стран и, прежде всего, в уровне заработной платы; 2) состояние рын­ка труда. В частности, безработица в России приводит к оттоку квалифицированной рабо­чей силы за границу; 3) вывоз капитала и со­здание международных транснациональных корпораций (ТНК). Например, для организации бизнеса за рубежом требуются специалисты по установке оборудования, а также профессио­налы, способные обучить работе на этом обо­рудовании; 4) научно-технический прогресс (НТП), который приводит к появлению новой техники и технологий, а следовательно уни­кальных специалистов. Неэкономических при­чин трудовой миграции можно выделить не­сколько: 1)этнические (национализм); 2) ре­лигиозные; 3) семейные (воссоединение се­мьи); 4) экологические (плохая окружающая среда); 5) политико-правовые (политические го­нения, криминальная обстановка в стране); 6) личные (духовная близость культур, жела­ние познать новую культуру).

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации ви­дов современной международной миграции ра­бочей силы она подразделяется на пять основ­ных типов:

1) работающие по контракту. В контракте ого­варивается срок пребывания в стране-импор­тере. К этой категории относят, как прави­ло, сезонных рабочих, приезжающих на уборку урожая, а также неквалифицирован­ных или малоквалифицированных работни­ков;

2) профессионалы с высоким уровнем подготов­ки, образования и практического опыта ра­боты. К этой группе относят также препода­вателей вузов и студентов;

3) нелегальные иммигранты. К этому типу меж­дународной миграции рабочей силы относят иностранцев с просроченной или туристичес­кой визой, занимающихся трудовой деятель­ностью;

4) переселенцы, т.е. переезжающие на посто­янное место жительства;

5) беженцы, которые вынуждены эмигрировать из своих стран из-за угрозы их жизни и де­ятельности. В международной миграции можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Основными центра­ми притяжения рабочей силы выступают: страны Западной Европы (Германия как страна с наиболее либеральным законодатель­ством и Великобритания как страна, сохра­няющая определенные льготы для стран, вхо­дивших ранее в Британскую империю; кро­ме того, это такие государства, как Фран­ция, Бельгия, Швейцария, Швеция и Нидер­ланды); США; Канада и Австралия (страны, имеющие нехватку рабочей силы);

2) миграция рабочей силы в рамках промышленно развитых стран. Могут быть самые раз­нообразные причины как экономического ха­рактера (более высокая заработная плата), так и неэкономического характера (желание познать новую культуру и др.);

3) миграция рабочей силы между развивающи­мися странами. Как правило это вызвано эко­номическими причинами. Миграция происхо­дит из бедных развивающихся стран в бо­лее богатые государства;

4) миграция рабочей силы, связанная с бывши­ми социалистическими странами и государ­ствами, входящими в СНГ. Можно выделить несколько направлений международной миг­рации в рамках данного направления. Во-пер­вых, это эмиграция (отток) рабочей силы из этих стран в развитые рыночные государства, что связано с экономическими причинами. Во-вторых, происходит трудовая миграция меж­ду странами СНГ (например, из Украины, Ка­захстана, Таджикистана в Россию). Такая миг­рация обусловлена целым рядом причин как экономического характера (в России более высокий уровень жизни, чем в других стра­нах СНГ), так и неэкономического характера (национальные притеснения, отказ от русско­го языка как национального языка во мно­гих странах СНГ и др.). В-третьих, междуна­родная миграция рабочей силы происходит между бывшими социалистическими страна­ми (в частности из Китая в Россию); 5) миграция научных работников, квалифициро­ванных специалистов из промышленно раз­витых стран в развивающиеся страны. Такая миграция обусловлена нехваткой специалис­тов в развивающихся странах и связана, как правило, с созданием совместных или инос­транных предприятий на территории разви­вающейся страны.

Международная миграция рабочей силы ока­зывает неоднозначное влияние на экономику как страны — экспортера, так и страны — им­портера рабочей силы. Какое влияние оказыва­ет миграция рабочей силы на благосостояние трех основных рыночных субъектов страны — импортера рабочей силы (домохозяйства, фир­мы и государства)? С точки зрения домохозяй­ства иммигранты увеличивают предложение ра­бочей силы и могут способствовать снижению средней заработной платы в стране. В тоже вре­мя расширение рынка труда и снижение зара­ботной платы выгодно национальным товаропро­изводителям, повышает их конкурентоспособ­ность на мировом рынке. Значительное влияние оказывает иммиграция на благосостояние госу­дарства. Во-первых, иммигранты как правило имеют определенный уровень образования и профессиональную подготовку и в этом смысле обходятся принимающей стороне бесплатно. Во-вторых, иммигранты являются плательщиками налогов, что выгодно для государственного бюд­жета. В-третьих, иммигранты предъявляют до­полнительный спрос на товары и услуги внутри страны, стимулируют развитие отечественного производства. В-четвертых, иммигранты могут нести с собой новые знания, которые могут вы­ступать как важнейший фактор конкурентоспо­собности государства. В тоже время иммигра­ция связана и с определенными издержками для государства. Иммигранты могут вызывать соци­альные конфликты внутри страны, способство­вать развитию преступности в государстве.

Противоположный эффект оказывает миг­рация рабочей силы для страны-экспортера. С точки зрения домохозяйства она приводит к уменьшению предложения рабочей силы на внутреннем рынке и повышению средней зара­ботной платы в стране. Однако это не выгодно национальным товаропроизводителям, издерж­ки которых возрастают, снижается международ­ная конкурентоспособность. Государство несет существенные издержки, связанные с экспор­том рабочей силы. Во-первых, не окупаются зат­раты, понесенные при обучении рабочей силы. Во-вторых, страна теряет квалифицированных специалистов. В-третьих, государство недопо­лучает налоги в государственную казну. С дру­гой стороны, мигранты могут осуществлять зна­чительные по объему денежные переводы (родственникам, друзьям), что является хорошим ис­точником как доходов в бюджет, так и поступ­лений в инвалюте в страну.

Международная миграция рабочей силы спо­собствует повышению средней зарплаты в стра­не-импортере рабочей силы и понижению ее в государстве-экспортере рабочей силы. Возни­кает вопрос, почему же тогда не происходит выравнивания средней заработной платы на международном уровне? Во-первых, всегда имеются издержки, связанные с переездом и адап­тацией. Чтобы осуществить переезд необходи­мо потратить немаленькие деньги на транспорт и первоначальное обустройство. Кроме того, есть и издержки по адаптации к чужой культу­ре, языку, традициям. Даже если заработная плата в родной стране может оказаться ниже, чем в другом государстве, трудно поменять ме­сто жительство вследствие издержек адаптации и издержек, связанных с переездом. Во-вторых, рабочая сила в развивающихся странах не имеет должного уровня квалификации и профессио­нальной подготовки, поэтому она не может со­ставить должную конкуренцию квалифициро­ванной рабочей силе в развитых государствах. В-третьих, развитые рыночные страны прово­дят иммиграционную политику, существенно ог­раничивающую миграцию рабочей силы.

54. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЦЕЛИ и ИНСТРУМЕНТЫ

Государственная миграционная политика пред­ставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государ­ственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.

Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной полити­ки является обеспечение оптимального коли­чественного и качественного состава прибыва­ющих в страну трудящихся-мигрантов. На им­миграционную политику могут оказывать вли­яние различные факторы: 1) демографическая ситуация в стране; 2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хо­зяйства; 3) необходимость привлечения в стра­ну дополнительных инвестиций и другие фак­торы.

Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:

1) семейная эмиграция связана с воссоедине­нием семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой ка­тегории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним ка­тегориям родственников может быть разре­шено воссоединение семьи, а другим запре­щено;

2) экономическая эмиграция связана с необхо­димостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для созда­ния на территории страны предприятий, при­обретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой кате­гории могут использоваться размер собствен­ного капитала, требование о создании в стра­не-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;

3) профессиональная эмиграция связана с по­ощрением притока в страну квалифицирован­ной рабочей силы в требуемые секторы на­циональной экономики. В качестве инстру­ментов регулирования используются: возра­стной ценз, требования к состоянию здоро­вья, уровню образования, стажу работы, спе­циальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление наци­онально-географических приоритетов (прожи­вание только в определенном районе госу­дарства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как ли­миты и квотирование (установление количе­ственных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);

4) эмиграция в категории за особые достиже­ния связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художни­ков и т.д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уров­не. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предос­тавляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;

5) гуманитарная эмиграция связана с предос­тавлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.

В зависимости от сроков пребывания эмиг­рантов в стране-импортере рабочей силы раз­личают три типа иммиграционной политики:

1) политика, ограничивающая время пребыва­ния иммигранта в стране;

2) политика, разрешающая проживание в стра­не без ограничений по срокам пребывания;

3) политика, разрешающая постоянное прожи­вание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства. Эмиграционная политика связана с регулиро­ванием оттока рабочей силы из страны. Инструменты эмиграционной политики можно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные про­цессы.

К инструментам, прямо влияющим на эмиг­рацию, можно отнести: 1) рыночные инструмен­ты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государ­ства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле); 2)использование адми­нистративных запретов на выезд из страны че­рез лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий ра­ботников и другие меры. К инструментам кос­венного регулирования эмиграции можно отне­сти: поощрение валютных переводов из-за рубежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.