logo
шпоры по мэ

17. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция

Азия, особенно тихоокеанский регион в на­стоящее время отличается достаточно высокими темпами развития, о чем свидетельствуют высокий уровень жизни населения, рост среднедушевых доходов, улучшение социальных ус­ловий.

Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономиче­ское сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. В настоящее время участника­ми Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как осо­бая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зе­ландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

В странах – членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный валовой внутрен­ний продукт этих стран превышает 18 трлн. долл. (1999 г.). На их долю приходится более 47 % мировой торговли.

В рамках АТЭС вырабатываются и реализу­ются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвести­ционной деятельности. Проблематикой конкрет­ных направлений экономического взаимодей­ствия в АТЭС занимаются: Комитет по торгов­ле и инвестициям, Экономический комитет, Ко­митет по вопросам бюджета и управления, Под­комитет по экономическому и техническому со­трудничеству, подкомитеты по таможенным про­цедурам и т.д.

Деятельность в АТЭС направлена на обсуж­дение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

1) достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотруд­ничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения циф­ровых технологий и обеспечения их доступ­ности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления;

2) продвижение либерализации торговли и ин­вестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повыше­ния эффективности торговли, ведется рабо­та по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддерж­ке многосторонней торговой системы и под­готовке нового раунда торговых перегово­ров в рамках Всемирной торговой органи­зации;

3) поддержание устойчивого экономического роста;

4) предусматривается расширение сотрудниче­ства в финансовой сфере, проведение диа­лога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости эко­номического развития стран региона, содей­ствие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей про­мышленности.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации слу­жат ежегодные совещания министров иностран­ных дел (СМИД).

В ACЕAH действуют 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации еже­годно проводится свыше 300 мероприятий.

Юридической базой взаимоотношений стран АСЕАН является Договор о дружбе и сотруд­ничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский до­говор) 1976 года. В настоящее время страны-члены АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных го­сударств, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к это­му документу.

Внешнеполитическая деятельность Ассоциации определяется, в первую очередь, концепцией превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). Важным компонентом ее реализации считается заключе­ние в 1995 г. Договора о создании в Юго-Вос­точной Азии зоны, свободной от ядерного ору­жия, который вступил в силу в марте 1997 года. Страны-члены АСЕАН постоянно ведут перего­воры с ядерными державами, в том числе с Рос­сией, по доработке текста Протокола об их при­соединении к Договору.

В экономической области страны АСЕАН про­водят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии. Базой для сотрудничества в этой сфере являются Соглаше­ние о создании Зоны свободной торговли АСЕ­АН (АФТА), Схема промышленного сотрудни­чества (АИКО) и Рамочное соглашение о со­здании Зоны инвестиций в АСЕАН (АИА).