logo
шпоры по мэ

16 Североамериканская интеграция

Своеобразно протекает региональный интег­рационный процесс между США и Канадой. Прежде всего, интеграция в Северной Америке развивается на частно-корпоративной основе, в то время как в Западной Европе это развитие базируется на государственно-корпоративной основе, путем создания наднациональных ин­ститутов (отсюда — определение интеграции как институциональной). Основа такой специ­фики в регионе Северной Америки — высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроник­новения капиталов двух стран, интегрирующих две национальные экономики в единый народ­нохозяйственный комплекс. Здесь, например, давно существует свободный режим движения капиталов между двумя странами, свободная миграция населения и рабочей силы.

Поскольку характер и направления интегра­ции с самого начала определяли мощные американские корпорации и их канадские филиа­лы, превратившиеся в послевоенные десятиле­тия в ТНК, они вполне обходились без сложно­го и громоздкого наднационального механизма, регулирующего интеграционный процесс. Пре­обладающая роль ТНК в континентальной экономической интеграции неоспорима, как и оче­видный выигрыш от этого крупного бизнеса США. Американские корпорации еще с 60-х го­дов стремились расширить двустороннюю интег­рацию, сделав ее трехсторонней, то есть кон­тинентальной, за счет «включения» Мексики.

В 1992 г. эта долгосрочная задача была до­стигнута — был подписан договор, который призван в будущем объединить США, Канаду и Мексику в общий североамериканский рынок (НАФТА) с населением в 1997 г. порядка 410 млн. человек. Договор предусматривает по­степенное снижение и к концу столетия полную ликвидацию таможенных ограничений во взаим­ной торговле. Но и до возникновения НАФТА эта торговля, либерализированная на двусторон­нем уровне, шла очень интенсивно. Канада — первый, а Мексика — третий по значению ры­нок для США (на втором месте — Япония). Осо­бенно бурно прогрессируют экономические связи между США и Мексикой: в 1992 году Мексика стала вторым по значению потребителем про­мышленных товаров из США.

Идет своего рода процесс «выравнивания» взаимопроникновения крупного капитала на всей территории североамериканского конти­нента. В этом смысле континент в целом ста­новится одним из трех экономических центров, способным абсолютно доминировать над дву­мя другими центрами силы (Западной Европой и Японией).

Американские экономисты моделируют со­здание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли. Интерес к Латинской Амери­ке подкрепляет то обстоятельство, что именно страны в Южном полушарии демонстрируют самые высокие темпы экономического роста и, по прогнозам, сохранят эти темпы в ближай­шие годы. Экономический рост в 1992—1998 гг. предполагается примерно 9 %. Экспансия в южном направлении вовсе не означает сниже­ние активности США, на других рынках. Круп­нейший в мире экспортер, США после несколь­ких лет относительного спада восстанавливает свою конкурентоспособность. Этому помогли снижение курса доллара (почти на треть с 1985 года), улучшение качества товаров, неко­торое снижение традиционной дороговизны ра­бочей силы и радикальные перемены в мышле­нии американских менеджеров. Если их стар­шее поколение направляло основные усилия на обширный внутренний рынок, принижая значе­ние экспортного фактора, то теперь внимание товаропроизводителей все больше обращено к внешнему рынку. Например, такие гиганты, как «Дженерал электрик», «Боинг», «Дженерал моторе» и многие другие корпорации, более трети своих доходов зарабатывают за преде­лами США.