logo
шпоры по мэ

24. Новые индустриальные страны в мировой экономике

В ходе промышленного развития выдели­лась группа новых индустриальных стран (НИС). В 70-80 гг. для них характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие аналогичные показатели других и промышленно развитых стран. Ведущей отраслью экономического развития почти всех НИС стала обрабаты­вающая промышленность. Основной статьей эк­спорта практических всех НИС стали товары об­рабатывающей промышленности. У 15 стран они превышают 50 % их экспорта.

Во многих из этих стран идет процесс кон­центрации производства и капитала, формиру­ется финансовый капитал. В наиболее разви­тых странах образовались ТНК. Особенно от­четливо это проявилось в Южной Корее, Тай­ване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргенти­не. Латиноамериканские НИС обладают более мощным экономическим потенциалом по срав­нению с восточно-азиатским. Но в азиатских НИС сформировался более широкий круг ис­точников финансирования развития. В этой под­системе развивающегося мира создавались пре­имущественно трудоемкие предприятия по вы­пуску массовой потребительской продукции. В латиноамериканских НИС основной упор был сделан на развитие материалоемких и капита­лоемких отраслей в обрабатывающей и добы­вающей промышленности. В силу ряда факто­ров в 80-е годы латиноамериканские НИС ока­зались в кризисном состоянии: бремя долгов превысило возможности их погашения. В 80-е гг. появилось второе и третье поколение новых индустриальных стран, в их числе Малайзия, Таи­ланд, Индонезия, Индия, Филиппины.

Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки, по размеру территории она уступает только РФ, США, КНР и Канаде, обладает круп­ными запасами более 30 видов минерального сырья. Страна производит более 2 % ВМП. На долю Бразилии приходится 2/3 промышленно­го потенциала Южной Америки, свыше полови­ны научно-технического потенциала. Объем ВВП Бразилии равен половине валового продукта КНР, но в два раза превышает индийский, в 1,7 раза — российский. Значительные темпы хо­зяйственного роста обычно обеспечиваются по­вышением нормы сбережений и капиталовложе­ний. Кризис задолженности 80-х годов резко за­медлил экономическое развитие страны. Уско­ренная индустриализация обеспечивалась в зна­чительной степени за счет дефицитного финан­сирования. Значительные темпы роста обеспе­чивались достаточно обильными трудовыми ре­сурсами. Темпы роста экономически активного населения превосходили темпы роста всего на­селения. Важной чертой развития Бразилии вы­ступает урбанизация.

Южная Корея во второй половине XX века олицетворяла собой динамизм экономического роста развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколько-нибудь значительными природ­ными ресурсами, она производит около 2 % ВМП, имея всего лишь 0,8 % мировой числен­ности населения.

В развитии южнокорейской экономики мож­но выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948-1961 гг., второй период с 1961 г. до середины 70-х, а третий — с кон­ца 70-х до 90-х годов. В первый период в хо­зяйстве страны преобладающее положение за­нимало сельское хозяйство, хотя доля его в ВВП страны сократилась с 68 до 56% в 1953— 1960 гг. Второе место в структуре занимала торговля. Наибольшие перемены произошли в положении обрабатывающей промышленности, удельный вес которой увеличился в 1,5 раза — до 14,6 %. Но в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров — «самбэк-коноп» (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработ­ка хлопка, который обеспечивали основной объем производства. Это помол муки, произ­водство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленно­го производства.

Традиционные средства, которые использо­вал ряд развивающихся стран для повышения уровня экономического развития, Южной Ко­рее не подходили. Она не обладала значитель­ными источниками сырья для увеличения экс­портных доходов. Единственный выход был в развитии обрабатывающей промышленности. Для осуществления индустриализации необхо­димо было реконструировать существующие отрасли, заложить основы новых капиталоем­ких производств, расширить и модернизировать промышленную инфраструктуру. Создание эк­спорт-ориентированного производства осуще­ствлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке.

В период импортозамещения основным на­правлением совершенствования структуры яв­лялась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, дере­вообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рын­ка. В следующий период, связанный с ориен­тацией на экспорт, быстро развивались мате-риалоемкие и энергоемкие отрасли — черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП.

Сдерживающим фактором экономического развития остается сельское хозяйство. По мере повышения уровня индустриализации постепен­но увеличивалось развитие собственных НИОКР. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-про­изводственные парки, НИИ. В целом по уров­ню экономического развития, социальной струк­туре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическим странами. В 1996 г. она была принята в ОСЭР — клуб богатых.

25. ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН С ЦЕЛЬЮ ВСТУПЛЕНИЯ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Все бывшие социалистические страны стали перед очень сложной задачей — полноценно­го приобщения к мировому хозяйству. Слож­ности этого процесса связаны с недавним про­шлым этих стран, которое определило специ­фический характер структуры их экономики, сделавший непригодными эффективное взаимо­действие в мировом хозяйстве. Все это предоп­ределило абсолютную необходимость целого комплекса реформаторских мер во всех стра­нах бывшего социализма.

Общим направлением этих мер является ре­структуризация экономики через ее разгосударствление, либерализацию цен и финансовое оз­доровление.

Первое направление движения постсоциалистических стран к мировому хозяйству — разгосударствление экономики. Во всех бывших со­циалистических странах государственный сектор прямо или косвенно охватывал почти 100 % экономики, который означает чрезмерную централизацию и ведет к уничтожению предприни­мательской инициативы.

Однако государственная собственность безус­ловно имеет право на существование, но она должна быть существенно ограничена. Соглас­но некоторым расчетам, если государственный сектор в экономике превышает 15 %, то эко­номика не может быть эффективной.

Государство должно брать на себя лишь роль регулятора в рамках проведения либеральной экономической политики, организации системы экономической помощи безработным, тем, кто пострадал в результате закрытия нерентабель­ных производств или сокращения штатов, урегулирования социальных конфликтов и т.д.

Основная цель перехода к рыночным отно­шениям заключается в восстановлении эффективности производства, без чего невозможно обеспечить потребности населения и включить страну в международное разделение труда.

Второе направление — финансовое оздоров­ление и обуздание инфляции.

Во всех бывших социалистических странах наблюдается сложная финансовая ситуация, которая явилась объективным результатом так называемого социалистического хозяйствова­ния. Мощные потоки денежных средств рож­дались в гипертрофированном военном комп­лексе, чрезмерном капитальном строительстве, то есть во всех сферах не создавались источ­ники покрытия денег. Поэтому финансовый кризис к переходному периоду был неизбежен. Очень тесно к проблеме оздоровления финан­совой сферы примыкает проблема либерали­зации цен.

Свободные цены — один из главных фунда­ментальных принципов рыночного хозяйства. Свободные цены означают, что производители товаров могут устанавливать их только исходя из конъюнктуры рынка.

Во всех бывших социалистических странах осуществлена либерализация цен. Эта рефор­ма — одна из самых болезненных рыночных реформ, имеющая исключительную политиче­скую остроту. Единовременное объявление сво­бодных цен при отсутствии товарных потоков на потребительском рынке вызвало почти во всех странах переходного периода гиперинф­ляцию.

Открытие национальных границ для экспор­та и импорта товаров, услуг и капитала представляет собой еще один элемент перехода к рыночной экономике. Это предполагает на начальном этапе снижение реального курса на­циональной валюты, чтобы стимулировать экспорт и ограничить импорт.

В практике существуют две альтернативы эко­номических реформ: радикальные реформы — «шоковая терапия», через которую прошли Россия, Польша и др., и постепенного эволюционного перехода — Китай, Венгрия.

Реформирование экономики в странах Восточной Европы и России первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализации цен, создания многообразия форм собственности, расширения прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует боле длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро­экономических и микроэкономических преобразований.