logo
шпоры по мэ

16. Интеграционные процессы в латинской америке

Латиноамериканский континент на протяжении многих десятилетий развивался преимущественно на побережье, в силу ряда причин страны име­ли сильную раздробленность, в том числе:

• историческое прошлое, природно-географические условия и рельеф (Кордильеры, экваториальные леса), отсутствие транспортной сети значительно отличает данный регион от компактной территории Западной Европы;

• изначально, на низком уровне находился взаимообмен, внутренние национальные экономики не дополняли друг друга, а были ори­ентированы на экспорт;

• переход многих латиноамериканских стран к модели открытой экономики с целью модернизации ее структуры, увеличения объемов экспорта не принес особых успехов, так как основным ассортиментом экспортной продук­ции были сырье и материалоемкое производ­ство;

• значительный объем внешнего долга, низкие цены на сырье и материалы на мировых рынках также не способствовали значительным финансовым инвестициям.

В настоящее время в этом регионе осуще­ствляется ряд двусторонних проектов в облас­ти региональной интеграции. Например, Чили с Венесуэлой подписали договор о свободной торговле в 1992 году, Чили с Мексикой — в 1991 году. Однако помимо двусторонних согла­шений были подписаны соглашения субрегио­нального характера. В 1991 г. был создан Об­щий рынок стран южного Конуса (МЕРКОСУР) между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, на долю которых приходится 45 % населения Латинской Америки, 50% ее ВВП, 30% внешнеторгового оборота. Создание этой интеграционной группировки привело к быстро­му росту внутрирегионального торгового обо­рота стран-членов МЕРКОСУР.

Существует также и Центрально-американ­ский общий рынок (ЦАОР), который был основан в 1960 г. Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором. Несмотря на то, что в результате войны и кризиса в 80-е годы данный союз распался, в 1992 г. пять членов ЦАОР подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с Мексикой к 1996 г., с Ве­несуэлой и Колумбией — к концу столетия.

В 1973 г. было основано Карибское сообще­ство (КАРИКОМ), объединяющее ряд англоязычных стран (Гренада, Доминика, Монтсеррат, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Сент-Люсия и др.). Основная цель данного сообщества — со­здание Общего рынка и Валютного союза, круп­нейшим торговым партнером которого являет­ся США.

В условиях экономического развития латино­американских государств можно выделить следующие предпосылки:

1) растущая конкуренция в торговле, рост до­ходов от инвестиций и новых технологий, а также создание более крупных и открытых рынков.

2) либерализация внешней торговли, введение единых тарифов, снятие нетарифных ограничений, а также возможности для подписа­ния двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли.

3) создание в 1960 г. договора «Монтевидео» (столица Уругвая) о создании зоны свобод­ной торговли, включающей страны - члены латиноамериканской интеграции (ЛАЙ). Со­гласно данному договору была создана же­сткая тарифная система, зачастую неэффек­тивная с точки зрения режима наибольшего благоприятствования для всех стран ассоци­ации. Через 20 лет данный договор был пересмотрен в сторону постепенного снижения таможенных тарифов по региону.

Улучшение политической жизни региона и от­дельных стран в результате углубления и расширения процесса демократизации нацеленно­го на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.

В активизации интеграционных процессов в Южной Америке большую роль играет МЕРКОСУР, являющийся в настоящее время крупнейшим ин­тегрированным рынком Латинской Америки, на долю которого приходится 40 % иностранных инвестиций, 50 % совокупного ВВП и 33 % объе­ма внешней торговли континента. Данный ры­нок предусматривает создание ЭСТ, включаю­щий в себя свободное перемещение капиталов, рабочей силы, введение единого тарифа, созда­ние таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, валютно-финансовой сфере.

С 1 января 1995 г. на внешних границах рын­ка действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран, благоприятствующие росту внешнеторгового оборота региона.

Таким образом, МЕРКОСУР выступает в роли стабилизатора экономики стран блока, посколь­ку осуществляет регулирование тарифной политики с целью снижения темпов инфляции за счет увеличения импорта. Однако еще остают­ся нерешенными проблемы в рамках альянса — в частности, это слабость транспортной инф­раструктуры, валютное регулирование, унифи­кация налогообложения и т.д.