logo
шпоры по мэ

37. Регулирование международной торговли услугами

В настоящее время действующая система ре­гулирования функционирует в разных формах и на нескольких уровнях, для каждого из ко­торых характерно наличие нескольких специ­фических организаций. Сотрудничество проис­ходит как на двусторонней, так и на многосто­ронней основе. В качестве основного средства международного регулирования выступают меж­дународные договоры и соглашения.

В 1986 г. началось обсуждение вопросов тор­говли услугами на глобальном уровне. На со­вещании в Уругвае было принято специальное Соглашение (ГАТС) — Генеральное соглашение по торговле услугами. Также было достигнуто соглашение о либерализации торговли услуга­ми, предусматривающее поэтапное снятие на­циональных ограничений на перемещение по­токов капиталов и действия иностранных ком­паний на внутренних рынках.

В январе 1995 г. вступило в действие согла­шение об учреждении Всемирной Торговой Организации — ВТО. В сферу деятельности ВТО входит в том числе и соглашение о тор­говле услугами — ГАТС. ВТО регулирует меж­дународный обмен услугами и интеллектуаль­ной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. Россия подала заявку на вступление в ВТО в 1994 году, однако процесс вступления в эту организацию не завершен.

На региональном уровне регулирование осу­ществляется многочисленными объединениями небольших групп стран в рамках интеграцион­ных региональных соглашений. Региональные международные организации обсуждают реги­ональные проблемы, представляющие взаимный интерес, согласовывают региональную полити­ку в вопросах внешней торговли услугами, за­нимаются сбором и обобщением информации о данном регионе. В странах Европейского Со­юза, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

На национальном уровне защита внутренне­го рынка осуществляется с помощью, так на­зываемых, специфических обязательств (адми­нистративных запретов, пошлин и др.), ограничивающих деятельность иностранных поставщи­ков услуг.

Существуют специализированные межправи­тельственные организации под эгидой ООН, ко­торые сосредоточены на регулировании услуг и торговли ими в рамках отдельных отраслей. Их главная задача — обеспечить стабильность ми­ровых цен на соответствующие товары и услу­ги, служить форумом для обсуждения проблем, возникающих на рынках товаров и услуг, соби­рать и анализировать статистические данные о мировом рынке соответствующих услуг.

Так транспортной международной организа­цией является Комитет по внутреннему транспор­ту Европейской экономической комиссии ООН. Он изучает вопросы, связанные с развитием всех видов транспорта и связи в Европе, разрабаты­вает проекты международных конвенций и со­глашений. В области морского транспорта веду­щее место занимает межправительственная Меж­дународная морская организация — ИМО, за­нятая внедрением в практику оптимальных стан­дартов и норм, обеспечивающих безопасность человеческой жизни и имущества, координаци­ей международно-правовых вопросов, связанных с техническими аспектами торгового судоходства и плавания рыбопромысловых судов.

В сфере гражданской авиации такими же воп­росами занимается Международная организа­ция гражданской авиации — ИКАО.

В сфере международного туризма вопроса­ми регулирования торговли услугами занима­ется Всемирная туристическая организация.

Многостороннее регулирование в рамках меж­дународных неправительственных организаций осуществляется на уровне компаний и фирм. Важ­ное место в их деятельности занимает регулиро­вание цены и тарифов. Эти организации созда­ны для поддержания уровня цен в определен­ных географических районах и направлениях. Так в области авиационного транспорта известна Международная ассоциация воздушного транс­порта — ИАТА, которая разрабатывает и при­нимает рекомендации по организации перевозок. Довольно широкое распространение в сфе­ре регулирования международной торговли ус­лугами получили двусторонние договоры. Та­кие соглашения были заключены в сфере ЭВМ, туризма, коммуникаций и др.

Все формы регулирования носят ярко выра­женный экономический характер. Это отража­ется при принятии решений в международных организациях, представляющих собой союзы го­сударств.

38. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ. МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ

Развитие науки и техники середины XX века произвело переворот в структуре международ­ного разделения труда, привело к появлению новой сферы МЭО — информационно-техноло­гической сферы. Наиболее дорогостоящими являются не столько сами научные фундамен­тальные исследования, сколько доведение их результатов до непосредственного промышлен­ного применения. Например, технологические и производственные затраты по непосредственно­му изготовлению комбайна на заводе в десят­ки раз превышают затраты на научные иссле­дования и опытно — конструкторские разработ­ки комбайна в виде чертежей. Такие затраты не только непосильны ни одной стране мира, но и невозможны и нецелесообразны. В резуль­тате возникает необходимость в объединении усилий в сфере обмена результатами интеллек­туальной деятельности.

Основу информационно-технологической сферы составляет мировой рынок информации и технологий.

Информация — совокупность новых сведе­ний, расширяющих объем знаний о различных объектах.

Технология — а) комплекс научно-техничес­ких знаний о приемах и процессах производ­ства товаров, конструкторских решений, о фор­ме организации и управления производством; б) материальная технология — станки, обору­дование, машины.

Мировой рынок информации и технологий предоставляет возможность странам получить определенные выгоды: с одной стороны иссле­довать мировой научно-технический опыт и по­высить на этой основе технический уровень страны-импортера данной информации и тех­нологии, создать современную инфраструкту­ру, а с другой стороны, возможность коммер­ческой реализации на мировых рынках соб­ственных научно-технических достижений.

Наиболее обобщенной формой понятия «ми­ровой рынок информации и технологии» явля­ется международная передача информации и технологий, реализуемая на практике следую­щими путями:

1) государственными структурами, научно-ис­следовательскими и образовательными уч­реждениями (по программам научно-техни­ческого сотрудничества или внешнеторговым соглашениям);

2) частными компаниями и специалистами (по разнообразному спектру контактов с иност­ранными партнерами);

3) структурами одной корпорации, филиалы и дочерние предприятия которой работают в разных странах.

39. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК КАПИТАЛА: СУЩНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ, ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ

Рыночные субъекты разных стран могут тор­говать товарами и услугами в обмен на другие товары и услуги, товарами и услугами в обмен на активы (будущие товары и услуги), а также активами в обмен на активы. Рынок, на кото­ром резиденты (граждане) разных стран ведут торговлю активами, называется международным рынком капитала. Под активами понимаются валютные банковские депозиты, акции и обли­гации разных стран. Субъектами международ­ного рынка капиталов являются коммерческие банки, фирмы, небанковские финансовые орга­низации, центральные банки, правительство, региональные и местные органы власти.

Международные потоки капитала можно классифицировать.

1. В зависимости от источника происхождения: 1.1) государственный капитал (государствен­ные займы, ссуды, государственные цен­ные бумаги);

1.2) частный капитал (акции, облигации, па­тенты и авторские права, кредитные век­селя);

1.3) капитал международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

2. В зависимости от целей капиталовложения:

2.1) прямые инвестиции (покупка предпри­ятия, его кредитование или приобре­тение пакета акций, которые ведут к контролю собственника над предприя­тием);

2.2) портфельные инвестиции (кредитование или приобретение ценных бумаг в за­рубежном предприятии, которое не яв­ляется подконтрольным инвестору);

2.3) оказание экономической помощи: бес­платно или в виде льготных кредитов.

3. В зависимости от сроков капиталовложений:

3.1) краткосрочные вложения (в России эти вложения осуществляются на срок до трех месяцев);

3.2) среднесрочные (от трех месяцев до од­ного года);

3.3) долгосрочные (свыше одного года).

4. В зависимости от характера использования:

4.1) предпринимательские капиталы (вклады­ваются в производство);

4.2. ссудные капиталы (предоставление зай­мов для получения процента на вложен­ный капитал).

5. В зависимости от формы предоставления капитала:

5.1) товарный;

5.2) денежный.