logo search
шпоры по мэ

35. Внешнеторговая политика государства. Инструменты внешнеторгового регулирования

Внешнеторговая политика государства пред­ставляет собой целенаправленное воздействие государства на развитие внешнеэкономических отношений со странами остального мира.

В современном мире можно выделить две ос­новные тенденции внешнеторговой политики:

1) протекционистская — связана с защитой оте­чественного рынка от иностранной конкуренции;

2) либеральная — связана с отменой ограни­чений и барьеров для импорта.

Достоинства протекционизма: 1) поддержка отечественных предприятий, конкурирующих с импортом, предотвращение угрозы их возмож­ного банкротства; 2) сохранение рабочих мест на предприятиях, конкурирующих с импортны­ми; 3) улучшение платежного баланса и укреп­ление курса национальной валюты. Недостатки протекционизма: 1)консервация отсталых про­изводств, не способных конкурировать с инос­транными фирмами; 2) поддержание высоких цен на импортные товары и услуги, что не вы­годно для отечественного потребителя; 3) под­держание высоких цен на импортные комплек­тующие и сырье, используемые отечественны­ми производителями.

Внешнеторговая политика предполагает ис­пользование определенного набора инструмен­тов внешнеторгового регулирования.

К инструментам внешнеторгового регулиро­вания принято относить:

1) экономические инструменты:

а) импортные тарифы (пошлины),

б) импортные квоты,

в) экспортные субсидии;

2) административные инструменты.

Отличительная черта тарифов, квот и субси­дий — это возникновение разницы между ми­ровыми и внутренними ценами. Прямой эффект от тарифа (т.е. налога на импорт) состоит в удо­рожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей.

Наиболее распространенной формой импорт­ных тарифов является таможенные пошлины. Та­моженная пошлина — простейшая форма тор­говой политики — налог, которым облагается им­портируемый товар. Специфические таможенные пошлины представляют собой фиксированную сумму, отчисляемую за единицу импортируемо­го товара (например, 100 рублей за баррель неф­ти). Адвалорная пошлина — это налог, который взимается в виде части стоимости импортируе­мого товара (например, в США 25%-ный тариф на импортируемые грузовые автомобили). В ре­зультате внимания пошлины происходит возрас­тание издержек ввоза товара в страну. Помимо таможенных пошлин в международ­ной торговле используются импортные квоты.

Импортная квота — это прямое ограниче­ние количества какого-либо товара, которое может быть импортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензий какой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Импортная квота всегда поднимает внут­реннюю цену на импортируемый товар.

Разница между квотой и тарифом состоит в том, что при введении квоты правительство не получает дохода. Когда для организации им­порта вместо пошлины используется квота, ко­торая могла бы стать доходом государства, Достается тому, кто получает импортные лицен­зии. Держатели лицензий могут закупить импор­тные товары и перепродать их по более высо­кой цене на внутреннем рынке. Прибыли, по­лучаемые держателями импортных лицензий, называется квотной рентой.

Одной из разновидностей импортной квоты являются добровольные ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта — это квота, введенная не страной импортером, а страной-экспортером. Наиболее яркий при­мер — ограничения на экспорт автомобилей в США, введенное Японией в 1981 г. Доброволь­ные ограничения экспорта обычно устанавли­вает страна— экспортер в ответ на просьбу страны — импортера с целью избежать других торговых санкций со стороны страны — импор­тера. Для страны — импортера добровольные ограничения экспорта проводят к потерям, по­скольку ренту от их введения присваивают ино­странцы.

Экспортные же субсидии — это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате чего повышается цена этих продуктов внутри страны и возникает для их производства.

Наряду с экономическими инструментами мо­гут быть использованы и административные инструменты. Например, можно повернуть нор­мальные процедуры проверки безопасности, са­нитарного состояния и таможенные очистки та­ким образом, что они становятся препятствием для торговли.

Изменение цен из-за тарифов, квот и субси­дий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате это­го изменяются условия торговли как для стра­ны, активно использующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для дру­гих стран. Изменения условий торговли приводит к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платежный баланс и курс национальной валюты.