logo search
шпоры по мэ

32. Проблемы вступления россии в вто

Важную роль в регулировании международ­ной торговли играет Всемирная торговая орга­низация (ВТО).

Всемирная торговая организация (ВТО) яв­ляется правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации, разработанные на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторон­них торговых переговоров (1986-1994 гг). Эти документы являются правовой основой совре­менной международной торговли. По состоянию на октябрь 2002 года в ВТО входят 145 стран. Штат Секретариата насчитывает 500 сотрудни­ков. Штаб-квартира расположена в г. Женева, в Швейцарии. Высшим органом ВТО является Конференция министров, на которой представ­лены все члены ВТО. Конференция собирается не реже двух раз в год и принимает решения по многосторонним торговым соглашениям. Повседневная работа ВТО осуществляется Ге­неральным советом, в который, входят предста­вители всех государств-членов ВТО. Генераль­ный совет выполняет текущую работу, разре­шает торговые споры, представляет регулярные обзоры торговой политики отдельных членов ВТО.

Генеральный совет делегирует полномочия трем органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по тор­говым аспектам интеллектуальной собственно­сти, осуществляет контроль за выполнением и функционированием всех соглашений в рамках ВТО.

ВТО стремится к созданию недискриминаци­онных равных для всех стран условий между­народной торговли. Для этого ограничивается применение нетарифных методов внешнеторго­вого регулирования, определяются пределы та­рифных ставок, создается механизм урегули­рования торговых споров. Система соглашений ВТО представляет собой международное зако­нодательство по торговле товарами и услуга­ми. Правовая система ВТО включает следую­щие основные документы: 1) Соглашение о ВТО; 2) Приложение 1. Генеральное соглашение о тарифах и торговле, Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торго­вым аспектам прав интеллектуальной собствен­ности; 3) Приложение 2. Понимание о прави­лах и процедурах разрешения споров; 4) При­ложение 3, Механизм обзоров торговой поли­тики, т. е. статистика развития международной торговли; 5) несколько многосторонних торго­вых соглашений, обязательных не для всех стран-участниц ВТО, а только для подписавших эти соглашения стран.

Процедура присоединения к ВТО достаточна сложна и состоит из нескольких этапов. На пер­вом этапе в рамках рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического и торгово-политического режима страны. На втором этапе обсуждаются условия присоединения страны К ВТО. При этом страна должна пойти на определенные уступки в плане предоставле­ния более свободного доступа на ее рынок то­варов и услуг, а также берет на себя обяза­тельства по Соглашениям, принятым ВТО. Вза­мен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают государства ВТО, что оз­начает прекращение дискриминации ее товаров и услуг на мировом рынке. Важным условием на пути присоединения страны к ВТО является приведение внешнеторгового законодательства государства в соответствие с законодательством Всемирной торговой организации. Последним этапом на пути интеграции в ВТО является ра­тификация законодательным органом присое­диняющейся страны пакета документов.

Россия также ведет переговоры о вступле­нии в ВТО. В переговорном процессе по выра­ботке условий присоединения России к ВТО участвуют до 50 членов этой организации. Од­нако необходимо учитывать, что большинство решений принимается членами ВТО на основе консенсуса. В настоящее время российской де­легацией ведутся переговоры по следующим направлениям: 1) по доступу на рынок товаров.

Предмет переговоров — определение уровня ввозных таможенных пошлин, который получит право применять Россия после вступления в ВТО; 2) переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Предмет переговоров — обсуж­дение объемов возможной государственной поддержки аграрного сектора и размеров экс­портных субсидий; 3) переговоры по доступу на рынок услуг. Предмет переговоров — согласо­вание условий доступа иностранных поставщи­ков услуг на российский рынок; 4)переговоры по совершенствованию российского законода­тельства.

Россия может получить следующие преиму­щества при вступлении в ВТО: 1) уменьшение ограничений в международной торговле приве­дет к удешевлению импорта, что выгодно как для российских предприятий, использующих импортное сырье и комплектующие, так и для российских граждан, приобретающих импорт­ные товары; 2) возможность правовой защиты отечественных товаропроизводителей по зако­нам Всемирной торговой организации; 3) откры­тие экономики и стабилизация российского внешнеторгового и общеэкономического зако­нодательства будет способствовать развитию международных экономических отношений и инвестиционного процесса в России; 4) россий­ские предприятия — экспортеры получат более широкие возможности доступа к внешним рын­кам сбыта. Однако при вступлении в ВТО мо­гут возникнуть трудности: 1) некоторые отрасли (сельское хозяйство, авиационная промышлен­ность) и отдельные предприятия могут не вы­держать конкуренцию с зарубежными предпри­ятиями, увеличится безработица, произойдет спад производства; 2) российским банкам бу­дет сложно конкурировать с иностранными ком­мерческими банками, которые имеют большие и относительно дешевые ресурсы (проценты по вкладам и соответственно кредитам за рубежом намного ниже российских); 3) возникнут труд­ности сохранения Таможенного союза со стра­нами СНГ, поскольку это вступает в противо­речие с уставом ВТО; 4) уменьшатся возмож­ности государства по регулированию внешне­экономической деятельности; 5) ослабление прямого государственного регулирования внут­ренних цен на энергоносители может привести к существенному росту издержек производства и падению конкурентоспособности отечествен­ных предприятий. Анализ потенциальных пре­имуществ и угроз вступления России в ВТО по­зволяет сделать следующие выводы: 1) необходимо обеспечить общий положительный ко­личественный и качественный баланс нацио­нальных интересов; 2) нельзя допустить банк­ротства отдельных отраслей народного хозяй­ства; 3) целесообразно обеспечить механизм защиты национальной финансовой и банковс­кой системы; 4) нельзя допустить резкого по­вышения цен на энергоносители, как того тре­буют переговорщики со стороны ВТО; 5) необ­ходима координация деятельности всех уров­ней власти для подготовки российской эконо­мики к вступлению в ВТО.