logo search
шпоры по мэ

18. Интеграционные процессы в африканском регионе

Если сравнивать африканский регион с дру­гими регионами даже развивающегося мира, то особых успехов в области интеграции в стра­нах Африки нет. Однако африканские страны осознали, что только объединив усилия, они способны занять достойное место в новом миропорядке, который характеризуется экономи­ческой глобализацией и формированием новых центров в многополюсном мире.

Концепция африканского единства зародилась в рамках панафриканского движения задолго до получения странами Африки независимости. В начале 60-х континент разделился на два ла­геря: сторонников ускоренной интеграции и со­здания Соединенных Штатов Африки и тех, кто поддерживал теорию «Африки отечеств» — ук­репления государственного суверенитета. Нелег­кого компромисса достигли в мае 1963 года, когда была создана ОАЕ. Организация, имевшая только консультативный статус, постоянно сталкивалась с финансовым дефицитом и была фактически не в состоянии наладить процесс всеафриканской интеграции. В отличие от ЕС или АСЕАН, где экономическое и культурное взаимодействие повлекло за собой необходимость институционализации и политического диалога, интеграция в Африке идет сверху. Кроме того, здесь нет крупного государства или нескольких государств, которые могли бы стать движущей силой объединения, как Россия в СНГ или Фран­ция и Германия в ЕС. До второй половины 90-х стратегия ОАЕ заключалась в поддержке реги­ональных объединений — таких, как Экономи­ческое сообщество западно-африканских госу­дарств (ЭКОВАС) или Сообщество развития Юга Африки (САДК), где немалую роль в качестве лидера может сыграть в данном регионе ЮАР (как сильная и экономически развитая страна). Подписание в 1991 году Договора об Африкан­ском экономическом сообществе (АЭС) созда­ло предпосылки не только для успешного фун­кционирования Общего рынка, но и для более тесного политического сотрудничества.

Для африканского континента создание полноценного Африканского союза будет означать следующее.

Во-первых, появятся коллективные органы, которые консенсусом или большинством голо­сов смогут принимать решения прямого дей­ствия, обязательные на территории государств-членов. Прежде всего, это важно для предотвращения и урегулирования конфликтов (Афри­ка — единственная часть света, где число кон­фликтов неуклонно возрастает). До сих пор страны слепо следовали принципу невмешатель­ства во внутренние дела, для миротворчества не хватало ни средств, ни политической воли. А всякий конфликт приводил к тому, что меж­ду членами ОАЕ, поддерживающими разные стороны, возникали глубокие противоречия.

Во-вторых, перспективы создания к 2030 году Общего рынка стран Африки (включая экономический и валютный союзы), как это и было |предусмотрено Договором 1991 года, станут более реальными.

В-третьих, африканские государства смогут в большей степени координировать свою внешнюю и внутреннюю политику, выступая с единых позиций по различным международным вопросам. Это значительно повысит политический вес Аф­рики в системе международных отношений.

Таким образом, на новом этапе развития Аф­рика возвращается к идеям прошлого. Но в от­личие от начала 60-х главной проблемой явля­ется не индивидуальная независимость госу­дарств, а обеспечение политической и эконо­мической независимости и стабильности всего региона.