Тема 9.
ИНТЕГРАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
9.1. Содружество Независимых Государств:
интеграция в условиях переходной экономики
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Беларусью и Украиной 8 декабря 1991 г. 21 декабря 1991 г. в соответствии с Протоколом к Соглашению о создании СНГ в состав Содружества вошли еще восемь стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдавия, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Республика Грузия.
На первом этапе, в 1992 и в начале 1993 г. наряду с завершением «цивилизованного развода» бывших союзных республик началась работа, связанная с созданием основ отношений, которые все в большей мере становились межгосударственными.
Именно в это короткое время сформировалась организационная структура сотрудничества − Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993 г. в Минске действует Исполнительный секретариат Содружества. Созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, а также органы отраслевого сотрудничества – Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственный совет по нефти и газу, межправительственные советы руководителей многих других отраслей экономики.
За несколько лет существования СНГ были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений, определяющих принципы и направления взаимного экономического сотрудничества государств Содружества в экономической, социальной, оборонной и других сферах.
Качественно важным моментом во взаимоотношениях государств СНГ, ознаменовавшим начало их поступательного движения по пути экономической интеграции, стало подписание в 1993 г. Договора о создании экономического союза, определившего долгосрочные цели интеграции − поэтапное создание общего рынка «товаров, услуг, капиталов и рабочей силы». Движение к такому рынку его участники видели через последовательное образование зоны свободной торговли, таможенного и платежного, а в дальнейшем и валютного союзов. Рабочим коллективным органом, нацеленным на создание условий для решения этих задач, стал Межгосударственный экономический комитет экономического союза, В 1994 г. было подписано соглашение «О создании зоны свободной торговли». Однако на деле экономическая интеграция существует в значительной степени формально. Структуры СНГ так и не получили серьезных полномочий.
Распад СССР и нарушение прежних хозяйственных связей привели к резкому сокращению взаимного товарооборота и доли стран СНГ в общем товарообороте России: если еще в конце 80-х гг. доля союзных республик в товарообороте России составляла более 60 %, то в последние годы − менее 20 %, Несмотря на это, спустя более десяти лет можно констатировать, что создание СНГ обозначило, в принципе, выбор республиками бывшего СССР интеграционного пути развития дальнейших взаимоотношений.
Объективная заинтересованность стран СНГ в сохранении и укреплении общего экономического пространства определяется широким кругом факторов.
1. Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик, от получения рынка сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народно-хозяйственный комплекс страны.
До образования СНГ его участники находились на таком уровне преференциальности экономического сотрудничества и степени единства его регулирования, которые были выше таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, экономического и валютного союзов, очевидно, вместе взятых. Однако, по расчетам Госкомстата СССР, 8 из 15 республик имели отрицательное сальдо в межреспубликанском обмене (республики Средней Азии и Прибалтики). Известно, что внутрисоюзные цены существенно отличались от цен мирового рынка (на сырьевые товары - занижены, на готовые изделия − завышены). Если торговые потоки между республиками бывшего СССР пересчитать по мировым ценам, то окажется, что в 1989 г. Россия была единственной страной с положительным сальдо внешней и межреспубликанской торговли (актив в 6 % ВВП), тогда как десять из оставшихся четырнадцати республик имели неприемлемо высокие по меркам независимых стран торговые дефициты: от 9 до 30 % ВВП.
Распад СССР и возникновение на его территории новых независимых государств, переход их к рыночной экономике обусловили коренные изменения содержания, форм и методов прежних межреспубликанских взаимосвязей, которые превратились в отношения международные и опирающиеся на рыночные принципы. Встал вопрос, как быть дальше: строить ли их на базе РНБ или преференциальной основе? К первому объективно страны СНГ не были готовы.
Между тем, согласно данным межотраслевого баланса, составленного по 104 отраслям, Россия ввозила продукцию 102 отраслей, а вывозила − 104. За счет поставок из бывших республик СССР Россия удовлетворяла 23 % потребностей в продукции машиностроения на, в том числе для нефтегазового комплекса до 80 %, черной и цветной металлургии − более чем на треть, химической и легкой промышленности − примерно на одну четверть. На 100 % за счет ввоза обеспечивались потребности России в электровозах постоянного тока, вагонах электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных комбайнов, хлопке, многих видах другой продукции и комплектующих изделий, производимых предприятиями-монополис-тами из ближнего зарубежья.
2. Необходимость сохранения присутствия России на рынках стран ближнего зарубежья диктуется не только обстоятельствами, вытекающими из общего союзного прошлого, но и факторами, определяющими будущее российской экономики.
С распадом СССР за пределами России оказались месторождения многих цветных и редких металлов, на 50−100 % обеспечивавших соответствующие потребности российской экономики, источники других важнейших сырьевых и энергетических ресурсов, значительная часть предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности, а также большинство пограничных переходов, портов, трубопроводов и других коммуникаций.
Заинтересованность российских производителей в емком, исторически освоенном рынке сбыта их готовой продукции обусловлена также ее недостаточной конкурентоспособностью на мировом рынке, а кроме того, дефицитом инвестиционных ресурсов.
3. Активного экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья требуют и интересы многочисленной (около 26 млн человек) русскоязычной диаспоры. Большинство русскоязычного населения занято на ориентированных на Россию предприятиях бывшего общесоюзного значения, в наибольшей степени пострадавших от разрыва хозяйственных связей.
4. Следует также учитывать то, что в настоящее время развиваются динамичные новые субрегиональные интеграционные процессы по границам России, происходит налаживание альтернативных хозяйственных связей стран СНГ с третьими странами, освоение национальных рынков стран СНГ транснациональными корпорациями (особенно в области разработки полезных ископаемых). При этом зачастую сотрудничество с западными фирмами направлено на снижение зависимости от поставок продукции из России.
Как следствие этого, перспективы и результаты экономических преобразований в России, ее место в мировой экономике в большой степени определяются тем, насколько успешными будут усилия по сохранению и упрочению позиций на рынках ближнего зарубежья, превращению связей с ними из дополнительного фактора риска в одну из движущих сил экономического развития. Острота проблемы обусловлена тем, что процессы замещения импорта и переориентации национальных экономик на третьи страны в самое ближайшее время могут приобрести необратимый характер.
5. Для новых независимых государств бывших республик СССР емкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта и импорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и материалов. Данные о внешнеторговых отношениях государств Содружества свидетельствуют о том, что, несмотря на тенденцию более быстрого роста товарооборота с третьими странами, роль взаимных связей стран СНГ остается значительной. Так, в 2002 г. для Беларуси удельный вес России в общем объеме ее экспорта составил 66,8 %, для Молдовы этот показатель был равен 53 %, для Украины − 24 %. В общем объеме импорта Беларуси в 2002 г. удельный вес России составил 54 %. Для Украины этот показатель составил 42 %, для Молдовы − 22 %. В то же время на государства Содружества в общем объеме внешней торговли России приходится немногим более 18 %.
Следует учитывать и другие факторы взаимной заинтересованности стран СНГ в интеграционных связях:
технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на альтернативные внешние рынки;
единство применяемых технических стандартов;
единство сетей коммуникации;
факт сопредельности государств и возможности использования единой транспортной инфраструктуры, энергетической системы;
глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей – выходцев из других республик. Для всех новых государств нормальные экономические взаимосвязи с партнерами – непременное условие благополучия представителей своей национальности в соседних государствах;
общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, проблемы взаимодействия с рядом международных экономических организаций.
Хозяйственное взаимодействие стран СНГ сталкивается и с объективными проблемами и трудностями. Оценивая уровень взаимных экономических связей на пространстве Содружества, можно сделать вывод, что наряду с интеграционными факторами здесь сильны и дезинтеграционные механизмы.
1. Прежде всего отметим, что государства Содружества переживают системный переход к рыночной экономике, в них осуществляется процесс реформирования экономических и общественных отношений, становления демократических основ управления. Значительные различия в уровне социально-экономического развития, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, во внешнеполитических и внешнеэкономических ориентациях, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не обеспечивают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в Содружестве, в том числе для создания зоны свободной торговли.
2. Государства Содружества значительно различаются по структуре экономики и степени ее зрелости. Но в значительной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу на внешних рынках как конкуренты, о чем свидетельствуют, например, сложные переговоры о приобретении или транспортировке через Россию нефти из Азербайджана и Казахстана, природного газа из Туркменистана.
3. В основе сложившейся в сфере сотрудничества России со странами СНГ неоднозначной ситуации видятся и другие причины. Например, старый стереотип взаимоотношений с Россией, привычка решать свои проблемы за ее счет. Для преодоления этого, как представляется, необходима твердость и последовательность российской стороны в построении новой системы межгосударственных отношений.
4. Сказывается отсутствие глубокого технологического интереса партнеров друг к другу. Ими преимущественно движет стремление выжить сегодня, в то время как проблема технологического прорыва остается вне сферы взаимного сотрудничества. Отсюда вытекает стратегическое значение налаживания научно-технического сотрудничества в системе форм взаимодействия России со странами СНГ.
В сложившихся условиях оказалась нежизнеспособной значительная часть прежней системы научно-производственной специализации и кооперации, в первую очередь, это коснулось взаимодействия предприятий, входящих в ВПК или связанных с выполнением оборонных заказов.
Назовем и другие причины, сдерживающие развитие взаимной торговли между государствами Содружества:
кризис неплатежей, трудности сбыта при сокращении платежеспособности спроса потенциальных импортеров;
структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса;
переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты;
приближение внутренних цен на товары взаимной торговли к мировым (а в ряде случаев − их превышение), что стимулирует приобретение аналогичной (а зачастую более дешевой и качественной) продукции в дальнем зарубежье;
недостаточно хорошее качество производимых товаров в результате технологической отсталости производства, а иногда относительно низкой квалификации и дисциплины труда работников предприятий;
конкурентные преимущества стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости товаров, но и по надежности торгового партнерства;
сознательная диверсификация импорта с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья (так, концепция внешнеэкономических связей Украины предусматривает ослабление зависимости от РФ по импорту энергоносителей);
неустойчивость и не конвертируемость многих национальных валют государств Содружества;
значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен между бывшими республиками;
блокировка ряда транспортных артерий в Кавказском регионе и Таджикистане в результате военно-политических конфликтов.
Надо учитывать и такой фактор, как вовлечение во внешнюю торговлю большого количества субъектов, не обладающих опытом в этой области, не владеющих элементарными вопросами конъюнктуры рынка и порядка взаимных расчетов, не имеющих банковских гарантий и страхования по внешнеторговым сделкам. Все это приводит к взаимному недоверию, нарушениям законодательства, невыполнению обязательств по контрактам и т. п.
В силу указанных причин происходит пересмотр на микроуровне − со стороны предприятий − прежних хозяйственных связей по критериям экономической целесообразности и выгоды; «выбраковка» связей, которые стали неэффективными и неперспективными из-за резкого сокращения оборонных заказов, перестройки структуры производства, установления новых уровней и соотношений цен, коренного изменения роли транспортного фактора в формировании издержек производства.
Остаются неурегулированными платежно-расчетные отношения с рядом стран по государственным кредитам, ранее предоставленным Россией. Кроме того, Украина, Казахстан, Белоруссия и некоторые другие государства Содружества допускают неплатежи по поставкам ряда российских товаров, особенно нефти и природного газа. Из-за недостатка платежных средств широко применяются бартерные операции, которые составили в последние годы более 25 % российского товарооборота со странами СНГ. Предпринимательские и банковские структуры слабо участвуют в интеграционном процессе, в разработке и реализации решений, определяющих его развитие.
По данным Центрального банка России, в период с 1994 г. по 1 июля 1998 г. в погашение долга стран СНГ в доход федерального бюджета поступило 1,7 млрд долл. США в счет основного долга и по процентам за кредиты. С Арменией, Грузией, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной заключены соглашения о реструктуризации задолженности, переносящие сроки их погашения на более поздние.
Важен также механизм погашения долгов стран Содружества в имущественной форме путем их обмена на находящиеся в государственной собственности акции предприятий, представляющих взаимный интерес. Кстати, в последнее время финансовую задолженность России страны СНГ все чаще стали погашать в виде имущественного возмещения. Например, Киргизия вернула около 25 млрд руб. акциями «Киргизэлектромаша» (34 % уставного капитала), Узбекистан передал в собственность России санаторий в Сочи «Узбекистан» из расчета 16 млрд руб., Молдова − акции предприятий табачной и винодельческой промышленности. Очевидно, это один из важнейших путей разрешения экономических противоречий стран СНГ в области расчетно-платежных отношений.
Понятно, что устранение перечисленных препятствий, тормозящих развитие взаимного сотрудничества стран СНГ, потребует от всех государств Содружества значительных усилий, твердой воли к восстановлению былых связей и займет не один год. Однако положительные тенденции в этом направлении уже наметились.
Неудовлетворительный ход формирования новой системы сотрудничества во многом объясняется очевидной аморфностью СНГ как межгосударственного образования. Здесь тоже нужны кардинальные изменения в организационно-институциальной сфере и экономическом механизме интеграции.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание