logo
Книга Интеграция

6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)

Цели и направления создания АСЕАН. Результаты интеграционных усилий в 1960−1980-е гг.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии − АСЕАН (Association of South East Asian Nations − ASEAN) создана в 1967 г. в составе пяти государств – Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. В 1984 г. к ней присоединился Бруней, в 1995 г. − Вьетнам, в 1997 г. − Лаос и Союз Мьянма, в 1999 г. − Камбоджа. Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. На долю государств-участниц приходится 81 % мирового производства натурального каучука, 38 % пальмового масла, 53 % кокосового масла, 98 % абаки-пеньки, 62 % олова, 60 % медной руды, 12 % хромовой руды, а также значительные запасы нефти и природного газа.

Как определено в Бангкокской декларации (1967 г.), Ассоциация призвана сформировать рамочный механизм регионального сотрудничества по реализации трех основных целей: стимулирование экономического развития, социального прогресса и развития культуры региона на основе совместных действий; укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии; развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях. В качестве основных задач определены: создание таможенного союза в рамках соглашений о преференциальной торговле, а также совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран – производителей тех или иных видов товаров.

Роль АСЕАН в мире определяется следующим:

1) в отличие от многих других группировок в АТР Ассоциация имеет разветвленную организационную структуру, хотя и децентрализованного типа. Благодаря этому экономические успехи отдельных стран-членов можно считать следствием деятельности группировки в рамках экономического сотрудничества;

2) объединяет азиатские страны (в отличие от АТЭС, плана Коломбо, ЭСКАТО, где основной вклад в экономику интеграционной группировки достигается за счет лидерства неазиатских стран);

3) политическими достижениями Ассоциации, которые создали благоприятный имидж АСЕАН на мировой арене, хотя в первые 25 лет функционирования группировки экономические успехи минимальны.

Формирование АСЕАН в середине 60-х гг. было вызвано необходимостью военно-политической стабилизации в Юго-Восточной Азии, а не стало проявлением экономической логики. В дальнейшем (к середине 70-х гг.) политический фактор содействовал интеграционному взаимодействию в экономической сфере. Если сравнить АСЕАН и ЕС, то в Европе, напротив, экономическая интеграция стимулировала политическое сотрудничество.

За прошедшие почти 40 лет деятельности Ассоциации произошли количественные и качественные изменения. Развитие экономической интеграции вширь знаменовалось ростом численного состава АСЕАН − с 5 до 10 стран, что способствовало повышению экономического потенциала группировки, объединяющей 500 млн человек с совокупным ВВП 738 млрд долл.

До начала 90-х гг. качественная эволюция охватывала в основном военно-политическую сферу и содействовала стабилизации обстановки в Юго-Восточной Азии. В экономической сфере (несмотря на поставленную задачу формирования зоны свободной торговли) вследствие объективных и субъективных причин развивалось взаимное сотрудничество в ограниченных масштабах. Реальной экономической интеграции не было и не могло быть в условиях низких уровней экономического развития стран-участниц и низкой степени взаимозависимости и взаимодополняемости. В дальнейшем благодаря внешним и внутренним факторам качественные изменения в АСЕАН (по принципу вглубь) связаны с созданием в основном зоны свободной торговли для семи стран-членов в 2000 г., тогда как к концу 80-х гг. действовала лишь зона преференциальной торговли, ограниченная объемом взаимных тарифных преференций и списком включенных товаров.

Разработка концепции интеграции в рамках АСЕАН началась в 70-е гг., когда по просьбе стран-участниц ряд органов Организации Объединенных Наций (ООН) разработали рекомендации по стимулированию взаимного экономического сотрудничества. Данные рекомендации были закреплены в так называемом «докладе Кансу», (названном так по имени руководителя группы экспертов) и легли в основу интеграционного процесса в АСЕАН. Эксперты рекомендовали странам-членам провести выборочную либерализацию торговли товарами, строительство совместных промышленных объектов, а также либерализовать правовой режим допуска иностранных прямых инвестиций в целях содействия их притоку в экономику стран.

Планы либерализации взаимной торговли стали выполняться лишь со второй половины 70-х гг., т. е. спустя десять лет после создания Ассоциации. Сказались объективные причины: различия в уровнях экономического развития, большая зависимость от внешнеэкономических связей с третьими странами, примерно схожая структура экономики и однотипная товарная структура экспорта. Последнее обстоятельство вело к конкуренции между поставщиками одинаковой продукции (натурального каучука, риса, пальмового масла, олова и др.) из разных стран АСЕАН.

Качественно новым этапом в развитии интеграционных процессов в рамках пяти стран − участниц Ассоциации стало принятие Декларации согласия и программы действий в 1976 г. на Балийском саммите (известной как Балийская декларация). Документы определили четыре аспекта экономического взаимодействия:

1) обеспечение преференциального доступа на региональный рынок основных экспортных товаров (главным образом топлива и продовольствия);

2) производственное сотрудничество;

3) торговое сотрудничество (в том числе на рынках третьих стран);

4) разработка общей платформы стран-участниц по проблемам экономики, представляющим взаимный интерес.

Экономическая интеграция в АСЕАН началась с развития производственного сотрудничества, когда по рекомендации группы экспертов ООН во главе с О. Робинсоном были предложены 13 проектов создания совместных промышленных предприятий в сфере машиностроения и химической промышленности, рассчитанных на удовлетворение нужд заинтересованных стран-участниц. В первой половине 70-х гг. с целью реализации рекомендаций в Ассоциации принимается программа строительства совместных объектов и схема разделения труда.

Схема разделения труда основана на концепции коллективного самообеспечения и призвана удовлетворять потребности стран-членов в продовольствии, сырье, некоторых видах готовой промышленной продукции за счет максимального использования имеющихся природных ресурсов.

Строительство предусматривалось на основе совместного финансирования: 60 % расходов покрывало правительство страны − места расположения объекта, а 40 % (т. е. распределялись по 10 %) между другими государствами. Но финансовые трудности, нерешенность многих организационных вопросов не позволили полностью реализовать намеченные проекты. Были построены лишь два завода по производству минеральных удобрений (мочевины и аммония) в Индонезии и в Малайзии. Неудачи в данной сфере привели к повышению роли частного капитала в создании совместных предприятий, в основном на двусторонней основе.

Развитию сотрудничества в промышленной кооперации в 1981 г. способствовала организация Финансовой корпорации АСЕАН, объединившая средства стран-членов. Финансовая корпорация является, по сути, инвестиционным банком. Параллельно была образована Корпорация развития АСЕАН-Япония с участием японского капитала (ASEAN-JAPAN Development Corp.). Частично была реализована еще одна цель АСЕАН − создание совместных товарных ассоциаций. Для совместного выступления на рынках третьих стран сформирована Ассоциация по производству и реализации кофе (ASEAN Coffee Сlub).

В 1977 г. было принято решение о формировании зоны преференциальной торговли (ASEAN Preferential Trade Agreement ASEAN РТА). Первоначально преференции распространились на 20, позднее на 71 товар. Первое соглашение было узким по масштабу покрытия и размеру предоставленных преференций, также негативно сказались высокие требования к доле местного компонента – не менее 50 %, наличие крупных списков исключений, состоящих из чувствительных товаров. Фактически под зону преференциальной торговли попали товары, не являвшиеся объектом взаимного товарооборота. Пере численные факторы негативно повлияли на динамику взаимной торговли, доля которой возросла лишь с 2 до 5 % за 1980−1985 гг. К началу 90-х гг. соответствующие льготы охватывали уже 12 700 наименований товаров взаимной торговли, при этом для половины из них пошлины были снижены в среднем на 20−25 %. Лишь в 1989 г. на очередном саммите стран АСЕАН размеры преференций были увеличены до 50 %. Несмотря на это, в начале 90-х гг. удельный вес взаимной торговли в общем товарообороте АСЕАН сохранялся на невысоком уровне − 15 %. Фактически под зону преференциальной торговли подпадало в среднем менее 5 % взаимного товарооборота, в том числе в Индонезии 3−4 %, в Таиланде − 1 %.

Одна из основных трудностей функционирования зоны  разная степень защиты внутренних рынков стран-участниц, что вело к неодинаковым взаимным тарифным уступкам. Так, на начало 90-х гг. в Сингапуре ставки пошлин в среднем оценивались в 2,3 %, в Малайзии − 42 %.

К своему 25-летнему юбилею, который отмечался в 1992 г., страны − члены АСЕАН не смогли полностью реализовать намеченные планы экономической интеграции, однако добились значительных успехов в экономическом развитии, что было связано не с участием в региональной группировке, а с мобилизацией внутренних и внешних ресурсов.

Изменение внутренних и внешних экономических и политических реалий способствовало углублению экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии. Среди них: улучшение экономической ситуации в странах-членах, рост экономической взаимозависимости; либерализация торговой политики, в том числе переориентация на стимулирование экспорта (проект зоны преференциальной торговли базировался на импортозамещении и политике протекционизма); активизация экономического сотрудничества стимулировала интеграционные тенденции, в том числе в рамках мягкой схемы интеграции  создания зон экономического роста; влияние внешних факторов  углубление экономической интеграции в мире и бурный рост числа интеграционных группировок (эффект «домино»).

Зона свободной торговли АСЕАН: основные направления и практические результаты торговой либерализации.

В 1992 г. на саммите в Сингапуре страны АСЕАН приняли решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement − AFТA) в течение 15 лет, т. е. к 2008 г. Спустя два года вносятся корректировки в дату завершения создания АФТА, и срок сокращается с 15 до 10 лет, соответственно конечной датой называется 2003 г. На VI саммите в декабре 1998 г. (в условиях азиатского финансового кризиса и стремлении как можно быстрее ликвидировать его негативные последствия) поставлена новая цель создать АФТА в целом к 2002 г. на основе снижения пошлин до 05 %, а окончательно (полной ликвидации таможенных барьеров) к 2010 г. для «шестерки» и к 2015 г. для четырех других стран.

Стратегическая цель АФТА − повышение конкурентоспособности стран-членов на основе устранения торговых барьеров, роста привлекательности государств для зарубежных инвестиций, достижение экономической стабильности в регионе.

Основные направления АФТА включают:

Основной инструмент торговой либерализации − общий эффективный преференциальный тариф СЕПТ (Common Effective Preferential Tariff − СЕРТ), в рамках которого было предусмотрено начиная с 1 января 1993 г. снизить пошлины во взаимной торговле промышленной и сельскохозяйственной продукцией (в 1994 г. добавлено сельскохозяйственное сырье) до 0−5 %. В целом АФТА включает промышленную и сельскохозяйственную продукцию с разными сроками завершения либерализации и с сохранением изъятий.

Товары объединены в четыре списка: список включенных товаров, список временных изъятий, список исключений в отношении чувствительной продукции, список общих исключений.

Список включенных товаров − продукция, подлежащая либерализации в первую очередь. К 1998 г. пошлины на нее снижены максимум до 20 %, а к 2002 г. − до 0−5 %. Программа распространяется на 15 товарных групп: фармацевтическая продукция, деревянная и ротанговая мебель, цемент, растительные масла, минеральные удобрения, продукция из стекла и керамики, электроника, ювелирные изделия, текстиль, пластмасса, целлюлоза, медные катоды, драгоценные камни, резиновые изделия и кожевенные изделия.

Список временных исключений распространяется на товары, временно освобожденные от либерализации, а по истечении семи лет переводятся в список включенных товаров. Ставки пошлин на них снижаются до 05 %. На 2000 г. в списке были 9674 позиции, что составляет 15,04 % СЕПТ.

Список исключений в отношении чувствительных товаров включает сельскохозяйственное сырье, в отношении либерализации торговли которым предоставлены более длительные сроки − 2010 г. для «основной шестерки», 2013 г. для Вьетнама, 2015 г. для Лаоса и Мьянмы, 2018 г. для Камбоджи. К 2000 г. в списке оставались 370 товарных позиций, что равно 0,58 %.

Список общих исключений − товары, исключенные из зоны свободной торговли АФТА (т. е. не подлежащие либерализации) в силу защиты национальной безопасности, общественной морали, жизни животных, растений, здоровья населения, а также товары, имеющие художественную, историческую и археологическую ценность. Это 1036 позиций, на которые приходится 1,61 % товарных позиций СЕПТ ACEAH.

Средние ставки пошлин в АСЕАН были снижены до 3,17 % к 2002 г. и 2,63 % к 2003 г. при сохранении неодинакового уровня национальной таможенной защиты. Если Сингапур и Бруней отличаются максимальным уровнем торговой открытости (0 и 0,96 % соответственно), то недавно приняты е члены − Камбоджа и Лаос наименьшей (7,96 и 5,66 %). Подобный гибкий подход к торговой либерализации в максимальной степени отражает уровень экономического развития той или иной страны и не требует немедленного и одновременного открытия национальной экономики для товаров из стран-партнеров.

В 2000 г. АФТА создана в основном для «шестерки» АСЕАН с сохранением пошлин на уровне 05 % (что составляет 92,8 % тарифных позиций СЕПТ), в 2003 г. − для Вьетнама. Для Лаоса, Камбоджи и Мьянмы − с 2007 г. Максимальные ставки пошлин взимаются с обуви, вооружения и лесной продукции, а наиболее интенсивная либерализация затронула четыре товарные группы  живые животные, продовольствие, обувь, вооружение.

Кроме ликвидации пошлин во взаимной торговле стран-членов (что является традиционным для зон свободной торговли), АФТА предусматривает устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание результатов испытаний и сертификатов качества, а также возможность полной отмены прочих видов нетарифных барьеров в течение пяти лет после выполнения первых договоренностей.

В 2002 г. государства перешли на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (ГС) в целях унификации товарных номенклатур, положенных в основу национальных таможенных тарифов, а также роста прозрачности, правил соответствия, описания и кодирования товаров. Действует так называемый зеленый коридор, введенный в 1996 г. и ускоряющий таможенную очистку товаров в рамках СЕПТ. Использование его преимуществ позволяет сократить время таможенной очистки до 1−2 часов, т. е. за один день провести полностью всю поставку. Подавляющая часть товаров (9095 %) взаимной торговли АСЕАН проходит через него.

Из числа других инициатив Ассоциации в этой сфере следует выделить задачу смягчения технических барьеров в торговле на основе гармонизации стандартов на продукцию приоритетных отраслей.

Намечено подписание двусторонних соглашений о взаимном признании стандартов и сертификатов качества по 20 приоритетным товарам − холодильники, кондиционеры, телефоны, радиоприемники, телевизоры, косметика, фармацевтические товары, телекоммуникационное оборудование, на которые приходится существенная доля взаимной торговли. Рамочное соглашение о взаимном признании стандартов производства перечисленных товаров подписано в декабре 1998 г.

В 1997 г. на втором саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия) страны АСЕАН приняли документ «АСЕАН: взгляд в 2020 г.», нацеленный на достижение мира, стабильности и процветания, углубление взаимного сотрудничества (т. е. добиться реализации цели, поставленной в Куала-Лумпурской декларации 1971 г.). В экономической сфере провозглашена цель содействия динамичному экономическому развитию на основе углубления экономической интеграции, интенсификации и диверсификации взаимного сотрудничества, поддержания макроэкономической стабильности, в том числе благодаря созданию зоны свободной торговли, инвестиционной зоны, интенсификации субрегионального сотрудничества в рамках уже созданных и формирования новых зон экономического pocтa.

Для развития данного документа в декабре 1998 г. принят Ханойский план действий, рассчитанный на шесть лет – 1999−2004 гг. Его цели – укрепление экономического и финансового сотрудничества, углубление экономической интеграции, создание информационной, научно-технической и социальной инфраструктуры, развитие людских ресурсов.

Для реализации поставленных целей намечено ускорить формирование АФТА, инвестиционной зоны АСЕАН, либерализовать торговлю услугами, повысить конкурентоспособность стран в сфере продовольствия и обеспечить продовольственную безопасность; активизировать промышленное сотрудничество; поддерживать развитие малого и среднего бизнеса. В качестве особенности интеграционных планов АСЕАН следует назвать их реализацию в рамках национальных программ внешнеторговой либерализации.

Подводя итоги, следует заметить, что страны АСЕАН в основном создали ЗСТ (для семи стран), выполнив главную цель, определенную Сингапурским саммитом (1992 г.), − снижение пошлин до 0−5 %. Таким образом, на повестке дня − полная либерализация взаимной торговли.

Сохраняющийся невысокий уровень взаимных торговых связей (в 2002 г. − 24 %) свидетельствует о том, что экономическая интеграция в рамках АСЕАН не ставит в качестве первоочередной цели интенсификацию внутрирегиональной торговли. По оценкам, не следует ожидать значительного прироста товарооборота в условиях преобладающей направленности экспорта в развивающиеся страны, США, Японию, Европу. Главная задача − создание единого потребительского рынка. Введение беспошлинной торговли в рамках АСЕАН призвано стимулировать приток зарубежных инвестиций для производства и последующего экспорта товаров в страны-участницы.

Договоренности по АФТА распространяются на сферу услуг.

В 1994 г. подписано Рамочное соглашение АСЕАН по услугам (ASEAN Pramework Agreement on services − AFAS). Основная цель Соглашения − ликвидация практически всех барьеров в торговле услугами и формирование зоны свободной торговли услугами. Пять отраслей услуг (морской транспорт, телекоммуникации, воздушный транспорт, туризм и предпринимательские услуги) вошли в первый пакет либерализации. В 2001 г. намечена полная либерализация сферы услуг к 2020 г. в рамках ускоренной и нормальной либерализации.

В Рамочном соглашении по услугам также определены основные направления взаимного сотрудничества, в том числе создание объектов инфраструктуры, подписание соглашений о совместном производстве, маркетинге и сбыте; обмен информацией; взаимное признание документов об образовании и квалификационных навыках; взаимное признание лицензий и сертификатов.

Также приняты решения о создании единой патентной системы с целью защиты прав интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, авторских прав и др.); о разработке плана развития систем транспорта и связи; об использовании так называемого принципа «открытого неба» в гражданской авиации; о гармонизации законодательства в сфере автомобильного транспорта.

В отличие от большинства региональных торговых соглашений, имеющих негативные списки услуг (не подпадающих под ЗСТ), АСЕАН придерживается правил ГАТС, рекомендующих использовать позитивные списки. Это означает, что обязательства стран-партнеров по либерализации принимаются по секторам и способам поставки, а затем указываются в списке обязательств. Нынешние обязательства АСЕАН отражают сохраняющийся режим в отношении сферы услуг, а значит, не идут дальше замораживания обязательств по тем или иным отраслям.

Таким образом, несмотря на объективные и субъективные трудности, 7 стран АСЕАН создали в основном зону свободной торговли товарами и проводят либерализацию взаимной торговли услугами.