5.2. Основные положения соглашения нафта
Вступление в силу Соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) ознаменовало собой образование крупнейшего в мире рынка с населением более 360 млн человек и суммарным объемом ВВП около 6,4 трлн долл., что составило 28 % мирового ВВП.
Соглашение НАФТА, представляя собой некоторый баланс интересов участников, довольно подробно регламентирует многие аспекты экономических отношений между США, Канадой и Мексикой.
Целями НАФТА являются: снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг; установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли; значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах членах Соглашения; обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран; эффективное выполнение и применение данного Соглашения для урегулирования споров; установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного Соглашения (ст. 102).
Исходя из целей Североамериканского соглашения, его ключевые моменты следующие:
ликвидация всех таможенных пошлин к 2009 г.;
поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
обеспечение эффективной системы зашиты прав интеллектуальной собственности;
создание трехсторонней арбитражной комиссии.
Соглашение подробно регулирует процесс устранения тарифных ограничений. А в связи с необходимостью для каждой из участниц защитить свои уязвимые отрасли экономики программа предусматривает ликвидацию всех барьеров поэтапно. На первом этапе предусматривается немедленное устранение части таможенных пошлин со вступлением в силу Соглашения; на втором − в течение последующих 5 лет; на третьем в течение 10 лет; на четвертом (долгосрочном) этапе в течение 15 лет.
Сразу же с началом действия Соглашения на 65 % снижаются пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами, в последующие 5 лет − еще на 15 %, а большинство оставшихся устраняются к 2003 г. При этом каждая страна имеет свой график отмены всех ограничений.
По Соглашению США ликвидировали тарифы на 80 % мексиканского экспорта в США и Канаду (6,8 тыс. таможенных позиций), за исключением «нефтяного» экспорта. С другой стороны, Мексика устранила тарифы на 42 % экспорта США и Канады в Мексику (5,9 тыс. таможенных позиций), исключая нефть и нефтепродукты. Таможенное обложение оставшихся товаров отменялось соответственно через 5, 10, 15 лет таким образом, что на импортные товары, конкурирующие с продукцией наименее эффективных отраслей, как в США, так и в Мексике, тарифы сохраняются дольше всего.
Таким образом, через 5 лет, т. е. с 1 января 1999 г., уже 60 % взаимной торговли в рамках НАФТА осуществлялось на беспошлинной основе. Через 10 лет с начала действия Соглашения, т. е. в 2004 г., доля беспошлинной взаимной торговли составила 99 %. В течение долгосрочного периода, т. е. через 15 лет, к 2009 г. каждая из участниц НАФТА должна устранить 1 % тарифных ограничений на импорт особо «чувствительных» товаров (в основном речь идет о сельскохозяйственных товарах). В итоге Североамериканская зона свободной торговли сможет функционировать в полную силу только к 2009 г.
В отношении некоторых «чувствительных» товаров, таких как сельскохозяйственные, текстильные товары и одежда, автомобили, энергоресурсы, предусмотрена более плавная либерализация.
В отношении сельскохозяйственных товаров предусматривается заключение двусторонних соглашений с каждым участником по интеграционному процессу. Хотя большинство тарифов отменяется немедленно, беспошлинный ввоз в отношении некоторых сельскохозяйственных товаров (кукурузы, сахара, овощей, фруктов) предусмотрен только через 15 лет, т. е. к 2009 г.
Барьеры в торговле текстильными товарами и одеждой немедленно ликвидируются для американского и канадского экспорта в Мексику на сумму 250 млн долл. (более 20 % экспорта этих товаров). Экспорт на сумму еще 700 млн долл. освобождается от ограничений в течение шести лет. Все ограничения в этой области ликвидированы к 2005 г. Еще одной из «чувствительных» отраслей является автомобильная промышленность. По условиям НАФТА с началом действия Соглашения мексиканские тарифы на автомобили снижаются наполовину. Предусматривается, что в течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что позволит американским экспортерам расширить их сбыт. Пошлины на автомобили, бывшие в употреблении, подлежат ликвидации еще позднее − к 2019 г. Помимо снижения и устранения таможенных пошлин, Соглашением НАФТА предусматривается также упразднение и нетарифных барьеров. При этом нетарифные барьеры получили самое широкое толкование в НАФТА, поскольку под это понятие подпадают не только количественные ограничения, субсидирование экспорта, требование содержания местного (регионального) компонента. К нетарифным барьерам Соглашение относит также любые меры по регулированию заработной платы, безопасности труда, защите здоровья работников, обеспечению социальной справедливости со стороны государственных структур.
Особо в Соглашении выделяются общие правила определения страны происхождения товара, в соответствии с которыми товар считается произведенным в Североамериканской зоне свободной торговли, если он был произведен или существенно переработан в одной из стран-участниц. При этом доля североамериканского содержания в стоимости товара должна составлять не менее 50−60 %.
Для особых отраслей промышленности (производство компьютеров, автомобилей, текстильная промышленность, производство одежды) предусмотрены особые правила происхождения. В частности, по Соглашению снижение тарифов для автомобильной отрасли распространяется только на автомобили, содержащие 62,5 % североамериканских частей и трудовых затрат. Целью таких правил является стремление ослабить конкуренцию со стороны третьих стран, не участвующих в НАФТА, и, стимулируя таким образом региональных производителей, добиваться увеличения доли стоимости, добавленной переработкой в рамках стран − участниц блока.
Отдельно в Соглашении выделяется раздел, посвященный режиму миграции капиталов (раздел ХI «Инвестиции»). В отношениях между США и Канадой он уже и так достаточно либерализован, поэтому речь в основном идет о смягчении ограничения доли американских и канадских инвесторов в акционерном капитале компаний в Мексике. В целом Соглашением предусматривается недискриминационный режим в отношении создания, приобретения компаний, расширения и управления. В целях ликвидации ограничений в сфере движения капитала инвесторам НАФТА предоставляется национальный режим, т. е. режим не менее благоприятный, чем для национальных предпринимателей в том, что касается создания, приобретения, расширения, управления, деятельности, операций и продаж. Ни одна из участниц Соглашения не может выдвигать в качестве критериев допуска и функционирования зарубежных инвесторов требования минимального объема собственности компании или квоты директоров в совете. Кроме того, такой режим должен быть не менее благоприятным, чем режим наибольшего благоприятствования, который предоставляется инвесторам любой другой стороны или стран, не участвующих в Соглашении, в отношении создания, приобретения, расширения, управления, деятельности, операций и продаж. При этом инвестор сам выбирает более благоприятный режим − национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Соглашение не распространяет национальный режим или режим наибольшего благоприятствования на субсидии или гранты, включая правительственные займы, гарантии и страхование.
Соглашением в рамках НАФТА предусмотрены общие исключения, не характерные для региональных инвестиционных соглашений, включающие в себя: сохранение национальной безопасности, мира во всем мире, общественного порядка. Соглашением также предусматривается снятие ограничений и требований для иностранных инвесторов, касающихся обязательного экспорта определенного количества товаров и услуг, обязательного использования отечественных товаров и услуг, обязательной передачи технологии в качестве условия допуска, приобретения, расширения, управления или действия в отношении инвестиций. Кроме того, инвесторы США, Канады и Мексики получают гарантированное право на перевод за рубеж фондов, относящихся к инвестициям, в том числе прибылей, процентов, дивидендов и прочих видов доходов, право на возврат займов, на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже, на полную или частичную ликвидацию капиталовложений, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации. Соглашением допускается экспроприация или национализация инвестиций, только если стороны действуют в интересах государства на основе выплаты компенсации и недискриминации в случае потерянных рыночных возможностей (ст. 1110). Компенсация при этом должна быть равна справедливой рыночной стоимости экспроприируемой собственности, должна быть выплачена без задержек, в полном объеме, включая накопленные проценты.
Соглашением предусматривается льготный инвестиционный режим в отношении иностранных инвестиций для особого типа предприятий (макиладорес), действующих в условиях специфического таможенного режима (Основная часть мексиканского экспорта создается на иностранных предприятиях, которые специализируются на сборке конечной продукции из сырья, импортируемого беспошлинно. Такие предприятия носят название «макиладорес» от старого испанского термина «макила», обозначавшего плату мельнику за помол зерна. Впервые предприятия макиладорес появились на территории Мексики в 1965 г. после принятия правительственной программы развития северных территорий страны. По этой программе крупные американские корпорации получили право создавать свои сборочные предприятия на базе использования дешевой рабочей силы, на которые беспошлинно завозили сырье и полуфабрикаты и с которых вывозили готовые изделия, узлы для окончательной сборки на головных предприятиях США. В Мексике оставалась «плата за помол» − заработная плата, оплата энергии и других затрат. Кроме того, развитие подобных предприятий увеличивало занятость и способствовало росту квалификации рабочей силы. Доля таких предприятий в мексиканском экспорте составила в 2001 г. 48,5 %. Иностранным инвесторам разрешено владеть 100 % акций такого рода предприятий.
Несмотря на то что основной целью североамериканской интеграции является либерализация торговли и движения капитала, с целью введения системы защитных мер, соглашение предусматривает, во-первых, правила, определяющие приобретение активов, в зависимости от их стоимостной оценки, во-вторых, поэтапную либерализацию, в-третьих, некоторые исключения, не подпадающие под действие соглашения.
В рамках НАФТА действует правило, определяющее приобретение активов в зависимости от их стоимостной оценки. Мексика разрешает инвесторам НАФТА приобретать компании без предварительного одобрения со стороны государства, если инвестиции не превышают в объеме 25 млн долл. и сделаны в первые три года после вступления Соглашения в силу. В следующие три года показатель доходит до 50 млн долл., спустя еще три года − до 75 млн долл., а через десять лет с начала действия Соглашения − до 150 млн долл.
В Канаде подлежит рассмотрению и одобрению процесс приобретения крупных предприятий, активы которых превышают 150 млн долл. Для инвесторов стран, не участвующих в Соглашении, пороговый уровень равен 5 млн долл. В сфере инвестиций также предусмотрена поэтапная ликвидация ограничений. Например, в автомобильной промышленности доля иностранного участия на автосборочных предприятиях в первые пять лет составляет 49 %, впоследствии такое предприятие может быть приобретено в полную собственность (Перова, М. Международная форма регулирования иностранных инвестиций.
Большое значение имеет раздел Соглашения, посвященный Торговле услугами, поскольку она вносит весомый вклад в ВВП стран-участниц. Так, в Мексике услуги составляют более половины ее ВВП, а уровень занятости в этой сфере равен 60 %. Соглашение в рамках НАФТА охватывает различные услуги, как-то: финансовые услуги, страхование, строительство, торговля недвижимостью, отдельные виды транспорта, коммуникации, коммерческое образование, здравоохранение и др., для которых также предусматривается поэтапная либерализация.
В частности, Мексика обязалась открыть рынок финансовых услуг для иностранных компаний. Инвесторы НАФТА получили право приобретать до 51 % капитала национальных финансовых институтов. В целом финансовый сектор Мексики открывается полностью для американских и канадских инвесторов только к 2007 г. Новые возможности предоставляются американским и канадским компаниям на мексиканском рынке в области страхования.
Компании, которые имели совместные предприятия до заключения Соглашения, получают их в полную собственность к 1996 г., а вновь вступающие на рынок фирмы получают большую часть акций в мексиканских компаниях к 1998 г. Переходные ограничения отменены к 2000 г. В строительстве Мексика отменяет ограничения на долю иностранной собственности в течение десяти лет.
Наиболее подробная картина поэтапной ликвидации ограничений наблюдается в сфере наземного транспорта (международные автомобильные перевозки грузов, автобусное обслуживание пассажиров, грузовые терминалы и автобусные станции). Большая часть торговли США с Мексикой осуществляется по суше наземным транспортом. До подписания Соглашения американским перевозчикам было отказано вправе перевозить грузы по территории Мексики или создавать там дочерние компании, что вынуждало их передавать трейлеры-прицепы мексиканским водителям. Соглашение о создании зоны свободной торговли позволяет автотранспортным компаниям с 1995 г. перевозить международные грузы по территории штатов Мексики, непосредственно граничащих с США, а с 1998 г. – по всей территории Мексики. Кроме того, инвесторам США и Канады разрешено через три года после подписания Соглашения приобретать не более 49 % капитала предприятия в Мексике, через семь лет после вступления Соглашения в силу эта доля увеличивается до 51 %, а по истечении десяти лет с момента действия Соглашения разрешается приобретение их в полную собственность. Мексиканской же стороне США предоставляют преимущества в приобретении права контроля и собственности в области международных автомобильных перевозок грузов через три года после подписания Соглашения. В области телекоммуникаций Соглашение о создании зоны свободной торговли открывает мексиканский рынок телекоммуникационного оборудования и услуг, оцениваемый в 6 млрд долл., и обеспечивает американским компаниям, занимающимся телефонной связью, доступ без дискриминации к мексиканской сети общественных телефонов. Все ограничения на капиталовложения отменены уже к 1995 г.
Что касается изъятий из сферы действия Соглашения, то они в основном касаются нефтяной промышленности для Мексики, культуры для Канады, отдельных видов транспорта для США (морские перевозки и др.).
Поскольку для Мексики нефтяная промышленность является стратегической, государство имеет исключительное право на инвестиции в эту отрасль. Государственная нефтяная компания «Петролеум Мехиканос» («Пемекс»), образованная после национализации нефтяной промышленности Мексики в 1938 г., является предметом национальной гордости и символом самостоятельного экономического развития. Поэтому Мексика всячески сопротивлялась попыткам США инвестировать в нефтяной сектор. И хотя для увеличения производства «Пемекс» необходимы дополнительные капиталовложения, поскольку национальные возможности весьма ограниченны, а нефтяные компании США охотно бы вложили свои инвестиции в мексиканскую нефть, тем не менее правительство Мексики настояло на одном из крупных изъятий из Соглашения. В результате ни одна из иностранных компаний не имеет право вкладывать капиталы в разработку и добычу нефти.
Для сохранения национальной самобытности и с целью не допустить проникновения массовой культуры в духовную жизнь канадцев культура также была изъята из сферы действия Соглашения. Таким образом, национальный режим не распространяется на такие отрасли, как издательское дело, кинопроизводство, аудио- и видеомузыкальные записи, отдельно изданные музыкальные произведения, радиовещание, телевидение, в том числе кабельное, спутниковая связь (ст. 2107).
Кроме того, отдельно в Соглашении рассматриваются вопросы, связанные с правами интеллектуальной собственности (патенты, торговые марки, звукозаписи, промышленный дизайн, полупроводниковые интегрированные схемы, копирайт и др.). В этой области существенные выгоды получают американские производители высоких технологий, потребительских товаров, компании, занятые в сфере досуга и развлечений, и др.
Институциональная структура НАФТА, созданная для выполнения Соглашения и разрешения споров, включает в себя: Комиссию по свободной торговле, Секретариат для содействия работе Комиссии, а также комитеты (по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам, торговле и конкуренции), рабочие группы (по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства), двусторонние рабочие группы (Мексика–США, Мексика–Канада и др.). Основным органом является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли (заседает один раз в год), которая контролирует деятельность комитетов и рабочих групп.
Центральная регулирующая сила североамериканской интеграции принадлежит межгосударственному механизму разрешения споров, когда к окончательному решению приходят через многосторонние обсуждения конкретного вопроса, согласуя его решения и практическую реализацию. В случае нарушения положений Соглашения такой механизм предусматривает арбитраж в области международной торговли и финансов и позволяет одной стране оспаривать законы и практику другой страны. Успешно оспоренные законы должны отменяться, а в случае отказа предусматриваются торговые и другие санкции.
Помимо общего Соглашения в рамках НАФТА в сентябре 1993 г. были заключены два дополнительных соглашения. В первом Североамериканском соглашении по сотрудничеству в сфере окружающей среды (North American Agreement оп Ecological Cooperation − NAAEC) устанавливаются экологические стандарты, правила контроля за их соблюдением и порядок разрешения споров.
Одним из факторов, способствовавших подписанию подобного соглашения, явилась деятельность «предприятий макиладорес,), которые позволяли американским и мексиканским предпринимателям производить продукцию, не отвечающую экологическим стандартам США. В этой связи действие Соглашения было направлено на ужесточение экологических стандартов. А для того чтобы они не были использованы в качестве скрытого торгового барьера, стороны договорились создавать по мере необходимости двусторонние или трехсторонние арбитражные комиссии для разрешения споров.
В 1993 г. была учреждена Комиссия по экологическому сотрудничеству НАФТА, в рамках которой действуют рабочие группы по секторам, таким как, например, транспортировка опасных продуктов, и арбитражные группы для разрешения спорных вопросов.
В случае нарушения предполагается введение санкций против страны-нарушителя, включая штрафы до 0,07 % двустороннего объема торговли между странами − участницами конфликта. При этом Канада отказалась подчиниться решениям трехсторонней комиссии и арбитражной группы, а введение санкций против канадских компаний возможно только по решению канадского суда.
Кроме того, параллельно действует двусторонняя американо-мексиканская Комиссия приграничного экологического сотрудничества, которая утверждает инфраструктурные проекты, покрываемые кредитами и грантами Североамериканского банка развития.
Следующее важное соглашение − Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (North American Agreement оп Labour Cooperation − NAALC), заключенное в 1994 г., имеет целью создание «новых возможностей для занятости и улучшения условий труда и жизненных стандартов», а также «защиты, усиления и развития прав трудящихся в рамках региона НАФТА. Для разрешения споров в сфере трудовых отношений была создана трехсторонняя комиссия для США и Мексики, при этом споры с канадской стороной решаются канадским законодательством. Кроме того, Комиссия устанавливает стандарты в оплате труда для создания барьера против наплыва дешевой рабочей силы из Мексики, где рабочий в среднем получает 1/8 заработной платы американского или канадского рабочего. При этом сторона, не соответствующая стандартам Соглашения, не обязана тут же изменять свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные участники НАФТ А имеют право на ввод санкций, включая штрафы до 20 млн долл.
НАФТА вместе с прилагаемыми дополнительными соглашениями является новаторским договором: впервые соглашение о свободной торговле включает в себя механизм защиты окружающей среды и прав рабочих.
В целом заключение Соглашения НАФТА является знаменательным событием, повлекшим за собой как положительные, так и отрицательные эффекты для стран-участниц.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание